В 1900 году, 120 лет назад, в Париже открылась Всемирная выставка. Это событие, занявшее значительное место в жизни Франции и многих ее участников, широко освещалось прессой, ей было посвящено множество материалов в газетах и журналах того времени.
Продолжаю публикацию некоторых из этих материалов, посвященных подготовке к открытию выставки и ее проведению.
Парижская всемирная выставка 1900 г.
Главный вход на выставку находится в левом углу площади Согласия. Пройдя по набережной Сены до моста Инвалидов и перейдя через него на набережную Орсэ, посетитель достигает самого интересного уголка выставки — знаменитой улицы Наций. Здесь, между мостом Инвалидов и Трокадеро, назначено место свидания всех народов земного шара. На этой набережной отведены площади для иностранных павильонов и, как увидят читатели, эти павильоны чрезвычайно разнообразны, живописны и характерны, потому что сохраняют все особенности стиля и архитектуры каждого народа. Взятая в целом, улица Наций даст посетителю как бы синтез национальных особенностей народов земного шара, сосредоточенных на пространстве обширного квартала большого города. Этот пестрый квартал резюмирует в себе все, что есть замечательного и привлекательного в нравах и обычаях различных народов, с точки зрения искусств, социологии и политической экономии. Он является блестящим по удачному расположению и архитектурным постройкам, и крайне поучительным для всякого интеллигентного посетителя выставки.
Основная идея этих построек заключается в том, чтобы сделать павильоны гостеприимными салонами для представителей тех наций, которые посетят выставку. Один из иностранных комиссаров выразился, что его целью будет
«доставить своим соотечественникам кусочек родной территории, где бы они могли встречаться с друзьями, пользоваться журналами и газетами своей родины, путеводителями и гидами, иметь под руками все удобства: пишущие машины, стенографов, почту, телеграф, телефоны, банк, бюро справок и пр.».
Может быть, не все комиссары понимают свою задачу так широко, как этот практический представитель Соединенных Штатов Америки, но несомненно, что посетители выставки найдут в этих роскошных народных дворцах, среди синтетической обстановки родины, все, к чему они привыкли у себя дома, и все, что отличает одну нацию от другой. Зрелище, которое представят эти павильоны ночью, при электрическом освещении, будет поистине волшебно, составляя единственную в мире картину.
Парижская всемирная выставка. Павильон Италии
При входе в улицу Наций с моста Инвалидов первым является павильон Италии (стр. 193) готического итальянского стиля; декоративные элементы постройки заимствованы архитекторами из венецианской эпохи XVI столетия. Италия занимает самую обширную площадь из всех площадей, предоставленных иностранным державам, благодаря особой ловкости и своевременности заявления, сделанного ее комиссаром.
Парижская всемирная выставка. Павильон Турции
Рядом с итальянским, находится павильон Оттоманской империи (Турции), выстроенный в стиле расцвета турецкой архитектуры (стр. 193); однако, он выстроен французом г. Дюбюиссоном по его же проекту.
Парижская всемирная выставка. Павильон Австрии
Павильон Австрии представляет собой великолепное произведение архитектурного искусства в стиле и во вкусе новейших венских построек.
Парижская всемирная выставка. Павильон Венгрии
Что же касается павильона Венгрии, то он является интересным соединением всех стилей, последовательно процветавших в архитектурном искусстве мадьяров, почему вид венгерского дворца крайне своеобразен и занимателен.
Парижская всемирная выставка. Павильон Великобритании
Королевский Великобританский павильон (стр. 193) есть точное воспроизведение Kingston—House великолепнейшее и вдохновеннейшее произведение английской архитектуры XVII века.
Парижская всемирная выставка. Павильон Испании
Павильон Испании (стр. 193) прилегает с одной стороны к германскому павильону, а с другой к широкому бульвару, с которого отчетливо рисуется элегантная архитектура этого дворца. Он — в стиле «испанского возрождения» и детали его заимствованы у различных исторических зданий; сюда вошли: фасад университета в Алькала, выстроенный Родриго Онтаньоном в 1553 г.; главный фасад Альказара в Толедо; саламанкский университет — ценный образчик редкого стиля рlateresсо; дворец герцога Альбы и др.
Парижская всемирная выставка. Павильон Германии
Павильон Германии (стр. 198) является всецело результатом личных забот и указаний императора Вильгельма II, — этого энциклопедиста среди монархов и правителей Европы. После долгих изысканий, обсуждений, дебатов и колебаний, проект был утвержден германским императором, который решил, что павильон его империи вовсе не должен отличаться внешней роскошью и наружным блеском, так как ни тем, ни другим, конечно, никого не удивить на этой блестящей выставке.
Поэтому германский павильон выстроен в стиле строгого «немецкого возрождения» и напоминает лучшие образцы старинной нюрнбергской архитектуры, сравнительно скромной, но элегантной в своей простоте; он имеет чрезвычайно типичный вид и ласкает общим своим выдержанным стилем, высокой башней, позолоченными крышами маленьких башенок, темно-красными кирпичными стенами и скромной стенной живописью, дающей ноту оживления общему темноватому фону здания. Зато внутреннее содержание этого павильона будет чрезвычайно богато, полно и разнообразно, о чем мы и поговорим впоследствии при подробном описании выставки.
Нива, № 10, 4 марта 1900 г.
Еще по теме
Современное состояние работ на Всемирной выставке в Париже
Парижская всемирная выставка 1900 г. Часть 1
Парижская всемирная выставка 1900 г. Часть 2
Россия на всемирной выставке в Париже. Часть 1
Россия на всемирной выставке в Париже. Часть 2
Россия на всемирной выставке в Париже. Часть 3
Россия на всемирной выставке в Париже. Часть 4
|