На всемирной парижской выставке
(От нашего корреспондента)
Русский военно-морской отдел
Во дворце сухопутных и морских войск, длинном здании, которое тянется по набережной между Иенским и Альмским мостами, России, среди иностранных секций, отведено наибольшее место, но она этим еще не удовлетворилась и выстроила напротив дворца отдельный павильон для своей артиллерии и для военно-образовательных учреждений. Россия, таким образом, имеет более значительную военную выставку, чем другие иностранные государства; но, занимая первое место по числу экспонатов, она едва ли уступает кому-либо и по качеству и важности последних.
Наш военно-морской отдел помещается в нижнем этаже, а военно-сухопутный — в верхнем. Морской отдел устроен под руководством председателя морского технического комитета, вице-адмирала И. М. Дикова, и под непосредственным наблюдением контр-адмирала Н. А. Зеленого, помощником которого состоит лейтенант Хоменко. Он представляет громадный интерес для знатоков военно-морского дела, но и постороннюю публику он привлекает своим живописным убранством и изящной оригинальностью.
Адмирал Зеленый придал своей выставке нарядный, почти кокетливый вид. Все на ней блестит и ласкает глаз, все лакировано или полировано, и все красиво отделано и богато вместе с тем — солидный мостик, роскошные турникеты, дорогие витрины. В такой обстановке самый мирный человек способен любоваться и даже восторгаться пушками, снарядами и самодвижущейся миной Обуховского завода, отодвигая совершенно в сторону мрачные мысли о том, что все это — не что иное, как новейшие изощрения в искусстве убивать ближнего, и что такая миловидная игрушка, как подводная мина, способна пустить на воздух любой броненосец и прекратить на нем тысячу человеческих жизней.
Впрочем, здесь многие орудия смерти могут показаться невинными научными инструментами и аппаратами — скорее, аксессуарами обстановки физического кабинета, чем снаряжения военного корабля. Оно и понятно, если вспомнить, в какой постоянной зависимости от науки находится военное дело, особенно военно-морское.
Плоды научных работ наших моряков и составляют лучшие экспонаты русского военно-морского отдела. Здесь выставлено несколько десятков русских изобретений, из которых иные уже давно с благодарностью приняты в практике военного и торгового мореходства. Здесь также представлены сооружения морского ведомства и занятия различных его учреждений в мирное время.
Порт Александра III в Либаве. Начало строительства
Важнейшее сооружение морского ведомства за последнее время — порт Александра III в Либаве. Начатые по воле в Бозе почившего Императора, в 1893г., работы по сооружению этого порта закончатся только через пять лет. Пока вполне готовы северный мол и два волнолома; через год будут готовы два сухих дока и необходимые при них мастерские, а также часть жилых зданий. Все эти работы представлены на двух рельефных планах и восемнадцати фотографиях.
Находящийся еще в печати французский каталог отдела объясняет публике необходимость сооружения этого порта для замены прежнего передового, порта Свеаборга, неудобство которого заключается в продолжительности времени замерзания.
„Недавние события на крайнем Востоке показали, — говорится в этом каталоге, — как важно иметь возможность высылать суда в море в течение круглого года, и, таким образом, еще нагляднее выяснили стратегическое значение Либавы для высших государственных целей России".
Другие планы и фотографии представляют новейшие сооружения морского ведомства в Севастополе и Владивостоке: сухие доки, казармы, офицерские собрания, мастерские, а также маяки на Сахалине и в Камчатке.
Маячная часть представлена полнее в другом углу этой выставки полдюжиной роскошных и больших альбомов с фотографиями и планами маяков и огней по всем русским берегам. Дирекция балтийских маяков выставила, кроме альбомов, горелки для маячных ламп и медный фонарь с призматическими стеклами, а дирекция маяков и лоций Черного и Азовского морей — изделия своей мастерской мореходных инструментов в Севастополе.
Среди них фигурируют важные изобретения начальника этой мастерской, физико-механика Бейера, и других офицеров, — дромоскоп мичмана Крылова, электро - гидростатический уровнемер капитана Иванова и гелиограф для судовой сигнализации системы подполковника Ланевского.
Не менее важны экспонаты мастерской мореходных инструментов, находящейся в непосредственном ведении главного гидрографического управления. Главное производство этой мастерской состоит в изготовлении компасов и принадлежностей к ним для всего русского флота; кроме того, мастерская изготовляет барометры, протракторы и другие приборы, а также исправляет инструменты всякого рода, присылаемые с судов флота и от гидрографических экспедиций. Выставленные компасы, а также способы исправления их показаний являются результатом изобретений и применения тех научных принципов, которые разработал в течение своей многолетней деятельности по компасному делу генерал - майор де-Колонг.
По поводу одного экспоната — главного компаса с картушкой в аллюминиевой оправе внутри котелка — следует отметить,что такие картушки были изготовлены впервые в России по идее генерал-адмирала великого князя Константина Николаевича. Другие экспонаты представляют: дефлектор де-Колонга, прибор Р. Р. Доброва, компас системы барона Штемпеля, компасы Самойлова и Харитонова.
Едва ли не самая значительная часть главного гидрографического управления - часть картографическая. Первые гидрографические работы судами русского флота были произведены в 1696 г. по описи реки Дона от Воронежа до Азова во время спуска первых судов этого флота в Азовское море; появление же первых русских карт относится к 1701 г. и к морям: Балтийскому, Белому и Азовскому. С тех пор описные работы в морях России и издание карт продолжаются безостановочно; описи производятся под непосредственным контролем гидрографического управления офицерами флота и корпуса штурманов. Следует прибавить, что плавающими русскими военными судами доставляются описные работы, самостоятельно производимые ими при посещении таких местностей, знакомство с которыми представляет интерес для каких-либо целей.
Вся работа по изготовлению карт, планов, чертежей, видов, а также печатание их производятся безусловно русскими граверами, чертежниками, литографами и печатниками, обучающимися своему делу в большинстве случаев при гидрографическом управлении. Те карты последнего, которые не заключают военных секретов, находятся в продаже в главных приморских городах России, при чем гидрографическое управление, преследуя цель наибольшего распространения своих изданий, понизило цены их почти до половины стоимости их изготовления. Управление выставило 25 карт,—14 современных и 11 карт прежнего издания, относящихся к бассейнам морей Балтийского, Черного и Каспийского и Восточного океана; все карты помещены на турникете.
По метеорологической части выставлена коллекция карт распределения температур плотности воды на глубинах, течений и солености, ветров, а также хода туманов. Все это — ценные работы, которые делают честь нашим морякам.
Морское ведомство вправе также гордиться прекрасной постановкой у нас водолазного дела. Водолазная школа кронштадтского порта, основанная в 1882 г., пользуется по этой специальности большим престижем за границей.
Она выработала специальные типы водолазных аппаратов, которые теперь изготовляются для флота исключительно в России; она изучила и систематизировала все условия для безвредного пребывания человека в сгущенной атмосфере при большом давлении под водой, производя постоянные медицинские исследования, записи и наблюдения над водолазами.
Усовершенствования, достигнутые в технике аппаратов, благодаря трудам офицеров, посвятивших свою деятельность научно-технической разработке отдельных вопросов, настолько подвинули учебную и практическую сторону дела, что теперь у водолаза уже не появляются такие заболевания, которые считались прежде его непременными спутниками.
В выставке участвуют все заводы морского ведомства и мастерские отдельных портов. Здесь техническая сторона достигла такого совершенства и развития, что морское министерство может чаще строить корабли дома, чем за границей, что оно уже вполне независимо от заграницы в артиллерии и минах и что оно вскоре будет в состоянии снабжать все суда нашего флота требуемым количеством брони и машинами. Министерство делает заказы за границей, когда русские верфи и заводы завалены работой и не успевают удовлетворить потребностям флота или когда требуется приобрести образец особенно быстроходного судна или же новый тип.
1883 год следует отметить, как начало усиленного стремления к увеличению русского флота. С 1886 года с русских эллингов спускаются громадные броненосцы и океанские крейсеры до 14,000 водоизмещением, для которых машины, брони, артиллерия, мины и прочее снабжение изготовляются почти исключительно в Россия.
Всего с 1883 года выстроено 19 броненосцев, и отроются еще 7 броненосцев; из них только один—за границей. Из 18 крейсеров, десять построено в Петербурге и восемь за границей; из 15 канонерских лодок только три, и из девяти минных крейсеров — также три за границей, а остальные в разных русских портах. На выставке экспонированы 18 моделей лучших типов русских военных судов; модели эти изготовлены в модельной и гальвано-пластической мастерской петербургского порта.
В дополнение к ним Балтийский судостроительный завод выставил фотографию своих помещений, своих мастерских и эллингов, а Обуховский сталелитейный завод — пушки, бронебойные снаряды, патроны, образцы брони и обуховской стали и стальную самодвижущуюся мину.
Адмиралтейские ижорские заводы также прислали образцы брони, стали и железа, и кроме того образцы цепных канатов, стальных труб, латунных гильз, зарядных футляров, снарядных ящиков и пр. Кронштадтский пароходный завод экспонирует паровую машину, паровой котел, командные самовары, фильтры питательной воды инженер-механика Олюнина. Другие мастерские того же кронштадтского порта также прислали свои фабрикаты.
Большой шестивесельный вельбот и парусинная складная шлюпка занимают немало места на выставке; это — экспонаты шлюпочной мастерской. Коллекция блоков русской и американской системы выставлена блоковой мастерской, а парусная мастерская прислала рейковый боевой пластырь системы вице-адмирала Макарова. Среди экспонатов артиллерийской мастерской следует назвать фальшфейер полковника Головкина, дульную крышку полковника Амельфина для 75 милим. пушки и прибор полковника Орлова для учебной стрельбы. Мастерская при складе динамо-машин прислала различные осветительные приборы, а гальванопластическая — рупор, туманный рожок, а также и осветительные приборы.
Стальной 50-футовый минный катер
Кроме модельной мастерской петербургского порта экспонируют еще другие мастерские этого порта. Мастерская строения стальных катеров выставила стальной 50-футовый минный катер, шлюпочная мастерская - складную парусинную 4-х весельную шлюпку и, наконец, столярная — витрины, турникеты и мебель, находящиеся в морском отделе. Отдел дополняют экспонаты по медицинской части: инструменты. носилки, запасные ящики и госпитальная кровать.
Париж,
начало июня.
Е. Дмитриев.
Огонек, №22, 12 (25) июня 1900 г.
Еще по теме
Современное состояние работ на Всемирной выставке в Париже
Парижская всемирная выставка 1900 г. Часть 1
Парижская всемирная выставка 1900 г. Часть 2
Россия на всемирной выставке в Париже. Часть 1
..............................................
На всемирной парижской выставке. Русский отдел социальной экономии
На всемирной парижской выставке. Русский военно-морской отдел
На всемирной парижской выставке. Русская секция воспитания и образования
|