На всемирной парижской выставке
(От нашего корреспондента)
Русский отдел социальной экономии
Русский отдел социальной экономии устраивается ныне впервые: подобного отдела не было не только на предшествующих всемирных выставках, но даже на отечественных всероссийских. В Нижнем-Новгороде, в 1896 г., кое-какие экспонаты, относящиеся к быту рабочих и к деятельности фабричной инспекции, были разбросаны там и сям без определенной системы, но они служили лишь к иллюстрации положения отдельных фабрик и заводов и не могли давать даже смутного указания на состояние в России вопросов, связанных с профессиональной гигиеной и профессиональным образованием, с санитарной техникой, с улучшением благосостояния рабочих, с фабричной филантропией.
Первоначально и в настоящей выставке по XVI группе социальной экономии, гигиены и общественного призрения предполагалось участвовать только по двум последним классам, но в декабре 1898 г. министр финансов разрешил организовать русский отдел по группе XVI во всей полности, и, благодаря стараниям соответствующих учреждений и обществ, главным образом — медицинского департамента и Императорского русского технического общества, этот отдел вышел очень содержательным и интересным.
Устройство русского отдела социальной экономии в той части, которая относится к классам гигиены и общественного призрения, приняли на себя сам директор медицинского департамента. т. с. Л. Ф. Рагозин и член Императорской академии наук, князь И. Р. Тарханов; непосредственное же устройство и заведывание на месте всем отделом поручено было д-ру А. В. Погожеву, председателю санитарной группы московского отдела русского технического общества.
Г. Погожев с большой любовью и энергией отнесся к делу и сумел побороть равнодушие русских фабрикантов, не проявлявших вначале большой охоты показать на всемирной выставке условия быта их рабочих. А между тем, в этом отношении в последние годы сделана масса улучшений, как по личному побуждению, так и во исполнение изданных обязательных правил, и если у нас встречается еще очень много печальных явлений, то имеется также немало отрадных нововведений, которыми мы вправе гордиться за границей. Д-р Погожев относит к такого рода нововведениям меры правительства в пользу переселенцев и заботы земств о рабочих, являющихся на отхожие промыслы.
Херсонская губерния сделала почин в устройстве лечебно-продовольственных пунктов, которые оказывают помощь пришлым рабочим и в то же время обеспечивают, в известной мере, местное население от заноса заразных болезней. Эти лечебно-продовольственные пункты дали уже прекрасные результаты в Саратовской, Самарской и Симбирской губерниях. Д-р Погожев также находит, что у нас лучше, чем в Германии, поставлено дело медицинской помощи на фабриках и заводах. Он в то же время констатирует возрастание страхования рабочих от несчастных случаев.процветание и умножение потребительных обществ, касс взаимопомощи, похоронных и т. п.
Выставка, по своей новизне, не может быть полной, и поэтому не способна дать картину положения и все цифровые данные к ней, но она все-таки заключает много ценного и серьезного материала для изучения.
Дворец социальной экономии
Русский отдел помещается в нижнем этаже дворца социальной экономии, в первой зале у бокового хода. Он заключает значительную коллекцию моделей, фотографических снимков, карт, планов, таблиц, альбомов, книг и брошюр. Внимание публики обращают модели и фотографии; они ясно показывают, что заслуживает похвалы на русских фабриках и что достойно самых строгих порицаний.
Прежде всего следует здесь указать на домик, который представляет последнее слово гигиены и социальной экономии. Такие домики выстраивают для своих рабочих тверская мануфактура, мануфактура Н. Н. Коншина в Серпухове и др.; это — особняки для каждой отдельной семьи, переходящие в собственность рабочего после 15-ти - летней выплаты капитала. Вопрос о жилищах — капитальный вопрос. Нигде, как у нас в России, фабрикантам не приходится ведаться не только со своими рабочими, но и с их семьями.
Жилищный вопрос прекрасно разрешен на жигулевском пивоваренном заводе, в Самаре, на раменской мануфактуре, на российско-американской мануфактуре и др. Обязательные правила, издаваемые подлежащими учреждениями, имеют благодетельное влияние, и казармы для рабочих все улучшаются: общие спальни без света и воздуха, без железных кроватей встречаются все реже и реже.
Здесь, в Париже, на показ всему свету, выставлены фотографии, представляющие, как еще спят или недавно еще спали рабочие на фабрике Попова, в Московской губернии, и на фабрике К. Тиля и Комп., в Москве; чуть ли не вповалку, на нарах без промежутков. Но зато выставлены и образцовые жилища, госпитали, родильные приюты, народные дома, народные театры, устроенные на фабриках и заводах лучших русских фирм.
Представлены также успехи профессиональных школ, которые раньше фабриканты устраивали только из филантропических целей, а теперь уже часто учреждают ради собственной выгоды: они убедились на практике, насколько производительнее образованный рабочий, и стали платить дороже выученикам профессиональных школ.
Собранная здесь коллекция поступит, после всемирной выставки, в распоряжение московского отделения русского технического общества. Она положит основание новому фабрично-санитарному музею в дополнение к существующим уже общегигиеническим музеям и коллекциям.
Париж,
конец мая.
Е. Дмитриев.
Огонек, №21, 5 (18) июня 1900 г.
Еще по теме
Современное состояние работ на Всемирной выставке в Париже
Парижская всемирная выставка 1900 г. Часть 1
Парижская всемирная выставка 1900 г. Часть 2
Россия на всемирной выставке в Париже. Часть 1
..............................................
На всемирной парижской выставке. Кустарная выставка
На всемирной парижской выставке. Русский отдел социальной экономии
На всемирной парижской выставке. Русский военно-морской отдел
|