
Московская жизнь
(Корреспонденция «Всемирной Иллюстрации»)
«Общество купеческих прикащиков». — Общество потребителей. — «Общество служащих в Москве лиц».
Вслед за обществом распространения технических знаний перехожу непосредственно к другому частному обществу московских прикащиков, деятельность которого также строго держится области скромных житейских нужд и настоятельных потребностей. Не задумывая ничего «на широкую ногу», не ставя многоразличных «вопросов» и «высших целей», общество прикащиков медленно, по мере возможности и настоятельности, удовлетворяет всем этим нуждам и потребностям, и таким образом все шире и шире распространяет свою деятельность. Стоит только привести несколько цифр из его последнего отчета, чтобы убедиться, что это общество растет и крепнет. Теперь оно уже насчитывает в своей среде 1389 членов. К 1-му января 1869 г. сумма всех капиталов общества прикащиков простиралась до 76,611 р. 7 к.; к 1-му января 1870 года на лицо состояло уже 94,359 р. 68 к.; следовательно в течение одного года капитал увеличился на сумму 17,748 р. 61 к.
Такая цифра представляет несомненно важное значение для общества и сама по себе красноречивее всяких слов.
Одним из видных проявлений деятельности московского общества прикащиков за последнее время может служить учреждение специальной школы, на устройство которой уже собрано до 12 1/2 тысяч рублей.
Что касается до вопроса — сделать ли школу прямо специальной, преподавание в которой было бы исключительно предназначено для людей, посвящающих себя торговле, или пока ограничиться общим образованием, то относительно этого вопроса общество не захотело руководиться только своими личными соображениями. Недавно оно приглашало в свое собрание некоторых посторонних лиц, известных своими сведениями по этому предмету, профессоров, учителей и проч., и предложив на их обсуждение свой проект, высказало свои требования от этой школы и просило всех приглашенных лиц сообщить обществу свои замечания.
При обсуждении проекта, большинство собравшихся пришло к такому заключению: так как в четырехклассном училище чрезвычайно трудно совместить общее образование с специальным коммерческим и принимая во внимание, что ученики школы могут оканчивать в ней курс ранее 14-летняго возраста, то на первое время необходимо ограничиться пока 4-мя классами общего образования: один приготовительный и три общих. Но при этом в самом же проекте будет оговорено, что с развитием средств общества предполагается учредить последующие специальные классы, где будут изучаться предметы, непосредственно относящиеся к торговле (бухгалтерия, товароведение и проч.), а также предполагается ввести в круг преподавания науку об обществе (?) и общественных учреждениях.
Совсем в ином свете представляется деятельность московского общества потребителей. По-видимому, оно также как будто крепнет, потому что прежде имелся только один магазин, на Лубянке; теперь к нему присоединился еще магазин у тверских ворот. Но вот что напечатано на днях в объявлении от правления общества: ежедневная выручка в двух магазинах за последнее время не превышала 240 рублей.
«Такая выручка, говорится далее, не может покрыть всех расходов общества по торговле, как бы малы они ни были».
Между тем прежде выручка в одном магазине на Лубянке не падала ниже 344 руб. и доходила до 480 руб., как видно из отчета за вторую половину прошлого года. Такое положение дел, конечно, не может не беспокоить правление общества своими грозящими последствиями. Это беспокойство, желание заранее выгородить себя от ответственности за последствия заметно просвечивает в объяснении, напечатанном недавно от правления общества потребителей.
Прежде всего, правление находит, что такая незначительная выручка
«может зависеть, во 1-х, от недоброкачественности товаров, во 2-х, от их дороговизны и, в 3-х, от равнодушия членов общества, покупающих для себя товары не из магазинов общества».
Далее говорится, что правление, для устранения первых причин, приняло все нужные меры, озаботилось о доброкачественности товаров и, кроме того, для гг. членов продажа товаров будет производиться по удешевленной цене сравнительно с посторонними покупателями. Затем следует уже такое обращение к членам общества.
«Если же, не смотря на доброкачественность товаров и их дешевизну, третья причина, то есть равнодушие членов общества, не уничтожится, то правление долгом считает представить на вид членам, что неуспех магазинов будет зависеть от них самих, а ни как не от деятельности правления».
«Баснь эту можно бы и больше пояснить,—да чтоб гусей не раздразнить»...
В заключение скажу несколько слов по поводу только что возникшего в Москве нового частного общества, которое хотя еще не успело заявить себя какою либо деятельностью, но которому тем не менее есть основание предрекать полный успех и осуществление всех предположений, задуманных в пределах возможности.
За этот успех вполне ручается во 1-х то, что это новое общество имеет перед собою несколько поучительных примеров, на которые оно не может не обратить внимания, а во 2-х много говорит за него и то обстоятельство, что общество возникает не вследствие одной только моды или роскошной прихоти со стороны состоятельных лиц, которым ничего не значит за недорогую плату поиграть в современную игрушку и, когда она надоест,—без дальнего раздумья, бросить ее и позабыть. «Общество служащих в Москве лиц», о котором говорю я, составилось по примеру вспомогательного «общества купеческих прикащиков» и, подобно ему же, возникло вследствие действительной и настоятельной потребности, более или менее основательно сознанной в среде почти всех служащих лиц.
Несколько недель тому назад, в городской думе происходило первое общее собрание членов этого нового московского общества, на котором оно выбирало для себя правление и других должностных лиц. Число членов "общества служащих в Москве лиц» уже теперь довольно значительно и, как слышно, быстро возрастает.
Странно только, почему оно сочло нужным озаглавить себя таким образом. По уставу его в члены общества могут вступать свободно лица всех профессий, независимо от того, состоят ли они на государственной или на частной службе. Если же судить по названию общества, то выходит, как будто членами его могут быть только служащие, т. е. чиновники; так обыкновенно и понимается в Москве состав членов этого общества. Но трудно поверить, чтобы общество, принимая во внимание развитие у нас в последнее время частной, но тем не менее почтенной, деятельности, решилось закрыть возможность вступления в члены его такому значительному числу лиц, которые, быть может, не менее чиновников сознают потребность в таком обществе.
А. С.
Всемирная иллюстрация, № 77 (20 июня 1870 г.)
Еще по теме:
Московская жизнь. Время летней спячки в общественной жизни. — Московские частные общества
Московская жизнь. Воскресные классы рисования. — Женская ремесленная школа.
Московская жизнь. «Общество купеческих прикащиков». — Общество потребителей.
Московские дачи и дачники. Введение
Московские дачи и дачники. Сокольники
Московские дачи и дачники. Сокольники (окончание)
Московские дачи и дачники. Богородское
Московская жизнь. Лето в Москве. — Физиономия города.— Бульвары.
Лето в Москве. — Физиономия города.— Нечто о московской опере и театре
Лето в Москве. — Физиономия города. Московское «исступление ума»
Московская жизнь. Декабрь 1869 г.
|