Киев. Вид на Подол
Киев
Преподобный Нестор летописец, об основании Киева рассказывает следующее предание: Щек и Хорев, со старшим братом своим Кием, выстроили город, т. е. сделали укрепленное место над Беричевым ввозом, назвав оное в честь последнего—Киевым.
К северо-западу от него поселился Щек, на горе, известной под именем Щековицы; Хорев обитал вверх по Днепру, на высоком и крутом берегу оного, названном Хоревицею. Лыбедь, сестра их, заняла место к юго-западу от Киева, при речке, названной по имени ее—Лыбедью, название, сохранившееся и до сих пор: Лыбедская часть; на Щековице теперь кладбище.
Местопребыванием русских князей, Киев стал с того времени, как им овладел Олег, назвавший его матерью городов русских.
Климат Киева довольно хороший. Средняя температура: зимы—4,1, весны + 5,4. лета +10,0, осени +5,5; средняя температура года +5,5. Умеренность климата видна уже из того, что в Киеве, на открытом воздухе, растут: сахарная свекловица, шелковичные деревья, волошские (грецкие) орехи, пирамидальные тополи или раины, белые акации, цветущие в мае; растет и виноград, но он плохо вызревает; обилие фруктов дало возможность развиться приготовлению, в огромных размерах, известного по всей России— киевского варенья.
Не все части Киева представляют одинаковые гигиенические условия. Наиболее здоровыми местностями считаются: Дворцовая, Лыбедская и Старо-Киевская части. Наименее здоровой считается Подол.
Впрочем, нездоровость местности на Подоле, не есть климатическое условие; Подол обитаем исключительно евреями, которые не любят, или, вернее, незнакомы, ни с чистотою, ни с опрятностью; все вываливается на улицу и, предаваясь от жары летом разложению, заражает воздух вредными миазмами; особенный запах, не очень впрочем благовонный, присущий каждой, густонаселенной евреями, местности — резко дает знать путнику, что он на Подоле.
Киево-Печерская Лавра
Киев: Печерская лавра
Киево-Печерская Лавра основана великими подвижниками христианства, Антонием и Феодосием. Время основания на этом месте храма Божия, относится к княжению Ярослава Мудрого. Первым основателем пещеры, был священник из села Берестова, около Киева,—Иларион, который, уходя от тревоги и сует житейских, выкопал себе в горе пещеру, в которой и проводил время, посвяти оное посту и молитве; Иларион был впоследствии возведен в сан митрополита. Вскоре к нему присоединился, принявший, на Афонской горе, иноческий чин, св. Антоний, родом из Любеча (Черниговской губернии).
Скоро слух, о благочестивом житии иноков в пещерах, разнесся по окрестностям и к ним стали приходить желающие посвятить себя подобной жизни; пещеры, от прибытия новых членов, начали распространяться во все стороны и наконец явилась необходимость устроить там церковь и келии, и таким образом образовался монастырь, названный, от своего устройства, пещерным или печерским.
Когда число братии возросло до 12 человек, то св. Антоний удалился в ближайшую гору, там устроил себе новую пещеру и жил в ней, с немногими сподвижниками, до конца своей жизни.
На новом месте жительства св. Антония образовался другой монастырь, где, в настоящее время, находятся ближние пещеры, а прежние пещеры, называются теперь дальними. Ближайшим другом и сподвижником св. Антония, был преподобный Феодосий, который испросил благословение, на создание нового надземного монастыря и церкви
"и заложи церковь велику и монастырь огради столпием и келлии постава многи".
Но вскоре и вновь устроенный монастырь оказался тесным для беспрестанно умножавшейся братии; тогда преподобные Антоний и Феодосий, приступили к основанию нового монастыря и прежде всего стали заботиться об устроении каменной надземной церкви, которая была окончена и освещена в 1089 году.
Не долго монастырь печерский наслаждался тишиной жизни и спокойствием; междоусобные войны удельных князей и набеги половцев, часто превращали его в груду развалин; наконец нашествие Батыя (в 1240 году) превратило и церковь и кельи окончательно в развалины и братия должна была оставить это место.
От разорения печерского монастыря Батыем, уцелела только чудотворная икона Влахернской Божией Матери и святые мощи угодников Божиих, перенесенные, пред нашествием татар, в пещеры, вход в которые был тщательно заделан.
С уходом татар, иноки устроили вновь там небольшую церковь, в одном из пределов каменной церкви, наименьше пострадавшем от разорения. В таком состоянии Лавра пробыла слишком 200 лет, и только в XV веке, князь Слуцкий Симсон Олелькович, восстановил прежнюю печерскую церковь, во имя Успения Божией Матери, но далеко не в прежнем виде.
По возобновлении храма, обитель пользовалась спокойствием только 12 лет; нашествие крымского хана Менгли-Гирея, снова разорило возродившийся монастырь; наконец усердием иноков обитель была вновь возобновлена, но частые набеги татар и в особенности насилия поляков, во времена Унии, не давали возможности находиться обители в цветущем положении; это продолжалось до Богдана Хмельницкаго, т. е. до времени, когда Киев и Малороссия присоединились к России.
С этого времени начинается новая, цветущая жизнь для Киево-Печерской Лавры, занимающей одно из первых мест в числе русских обителей, особенно чествуемой народом русским за свои святыни и как воспоминания пережитого.
Громадное богатство, которое имеет Лавра, заключается преимущественно в слитках золота, бриллиантах, жемчуге и других драгоценных камнях, стоимость которых, по рассказам очевидцев, доходит почти до баснословной цифры.
(Продолжение будет)
Всемирная иллюстрация, № 32 (2 авг. 1869 г.)
Еще по теме:
Кореспонденция «Всемирной Иллюстрации» из Киева (1870 г.)
Киево-Балтская железная дорога (1870 г.)
Киев, 1-го июля 1869 г. Часть 1.
Киев, часть 2
Киев, часть 3. Церкви Киево-Печерской Лавры
Киев, часть 4. Святые пещеры
Киев, часть 5. Дальние пещеры
Киев, часть 6. Золотые ворота
Киев. Часть 7. Монастыри и соборы
Киев. Часть 8. Достопримечательности
|