Киев. Вид на Подол
Киев, 1-го июля 1869 г.
(Корреспонденция «Всемирной Иллюстрации»)
В последнее время накопилось у нас несколько новостей, с которыми я и намерен поделиться с нашими читателями. В скором времени обещают нам открытие Киево-балтской железной дороги и подвоз пассажиров, едущих по Киево-курской железной дороге к самому Днепру (откуда в город их будут доставлять пароходы).
Действительно, Киево-балтская железная дорога, как кажется, уже совсем готова, киевский вокзал также уже совсем окончен и остается только внутренняя отделка его, которая, по всей вероятности, не может долго затянуться.
Одно, что несколько удивляет, это то, что соединительное полотно от вокзала киево-балтской дороги до днепровского моста, остается все еще без окончательной отделки, между тем как постройку моста полагают окончить уже в будущем декабре. Этому мы охотно верим, видя, с какой быстротой подвигается эта постройка и сколько уже сделано. Именно, остается поставить только два кессона, 7 быков уже совсем готовы и два доканчиваются.
Киевская половина моста вообще совсем готова. Постройка этого моста представляет весьма большой интерес даже и для того, кто не имеет никакого понятия о строительном деле.
Интересно именно здесь то сильное давление, под которым работают в кессонах. Если прежде, я, в своих корреспонденциях, ни слова не говорил об этом, то это потому, что мне не удавалось быть на постройке. Теперь же корреспондент ваш входил к самый кессон, чтобы испытать ощущение усиленного давления. Самое неприятное ощущение при этом — ужасный шум в ушах, при накачивании воздуха; когда же наконец достигнуто уже надлежащее давление, то как-то осваиваешься и только чувствуешь некоторую неловкость.
Но перейдем к другим новостям. Постройка рафинадного завода киевского товарищества идет необычайно быстро и главный корпус доведен чуть не до крыши, в самое непродолжительное время и, как мы слышали, скоро будут уже получены машины и аппараты.
При этом для нас киевлян интересно еще то обстоятельство, что этот рафинадный завод будет первым зданием в Киеве, которое осветится газом (к концу года надеются начать работать на заводе).
Быть может не ускорите ли это решение вопроса о газовом освещении и самого города. А это было бы крайне желательно, так как газовое освещение составляет существенную необходимость, равно как и водопроводы. Относительно последних, дело, как кажется, идет успешнее и можно надеяться, что город скоро будет иметь их. По крайней мере есть слух, что к приезду Государя, работы будут начаты. Водопроводы устраиваются Компанией Заведения Искуств. Минеральных вод, которая, как мы слышали, предполагает брать с домовладельцев, единовременно, за проведение ветви от уличной трубы до дому и затем, за каждые 1000 ведер, 2 р.; теперь же, для того, чтобы добыть днепровую воду, приходится испытывать различные затруднения и платить от 1 до 1 1/2 к. за ведро.
К приезду Государя здесь вообще много различных приготовлений. Город чистится и приобретает более благообразный вид. Так, на Крещатике деревья огораживаются круглыми заборчиками и т. п.
Как мы слышали, Государыне намерены поднести альбом с фотографическими видами, нарочно для этого сделанными и с несколькими изображениями киевских древностей; между прочим пещеры будут сняты при магниевом освещении.
Не могу не сообщить еще о том, что может быть уже известно вашим читателям, именно о слухе, будто есть намерение ходатайствовать об учреждении в Киеве внутренней таможни. Понятно, что это имело бы весьма большое значение не только для Киева, но и для всего нашего края. Слух этот подтверждается заметкой профессора Бунге в № 75 «Киевлянина», в которой он, между прочим, указывает на возможность устроить акционерную компанию для постройки складов и таможенного здания.
Кстати, так как мы упомянули о газете «Киевлянин», газете вполне солидной, хотя иногда и отличающейся бедностью содержания, упомянем уже и о двух других газетках, существование которых едва ли и подозревают ваши читатели и упомянем об них курьеза ради. Именно, весьма замечательна логика этих газеток.
В № 61 «Паровоза» (так называется одна из газеток) по поводу предполагаемого возведения памятника Императору Николаю I, редактор высказывает блистательную мысль, что памятником этим должна быть конная статуя, так как Государь был здесь только проездом, пешие же статуи следует ставить Государям лишь в местах их резиденции.
Перейдем теперь к другой газетке, называющейся «Киевским Телеграфом». Эта газетка очень интересуется здешним университетом, но интересуется им по своему. Каждый раз, когда читаешь какое-либо из рассуждений этой газетки об университете, так и вертится на языке:
«Беда коль сапоги начнет точат пирожник,
А пироги печи сапожник».
Так, в № 64, газетка эта высказывает искреннюю радость, что из лиц, участвовавших в конкурсе, на кафедру геогнозии и минералогии, в совете здешнего университета, избран, значительным большинством, бывший профессор по этой кафедре. Нам казалось бы странным,—что ж особенно радостного в том, что избран профессор, который за несколько времени тем же советом не был избран и который, вдобавок еще, как мы слышали, и вторично в настоящем случае не был избран факультетом, который собственно только и может считаться компетентным.
Но далее газетка поясняет свою мысль, говоря, что
«нам отрадно видеть в этом решении почтенного ученого сословия признак, что в его среде начинает падать влияние того кружка, который своим давлением на ход университетских дел, навлек столько порицаний на весь наш университет и нанес столько вреда учащемуся юношеству».
Вот в этом-то пояснении и видна особенная логика. Едва ли какое-либо из действий совета могло навлечь столько порицаний на наш университет и нанести столько существенного вреда учащемуся юношеству, как именно это избрание забаллотированного уже ранее профессора, избрание, возбудившее столь искреннюю радость «Киевского Телеграфа». Мы слышали, из вполне достоверного источника, что вместе с раз уже забаллотированным профессором, конкурировал еще молодой, но уже успевший составить себе хорошее имя в науке, профессор одного из наших университетов, ученый, стоящий в научном отношении неизмеримо выше избранного лица, и этот конкурент был забаллотирован.
По нашему крайнему разумению, этот прискорбный факт едва ли показывает, что большинство в этом случае дорожило научными интересами. Но довольно на этот раз; заговорив же об университете, мы в одной из следующих корреспонденций несколько подробнее коснемся его, а вместе с тем скажем несколько слов и о гимназиях.
к—в—л—н—ъ.
Всемирная иллюстрация, № 31 (26 июля 1869 г.)
Еще по теме:
Кореспонденция «Всемирной Иллюстрации» из Киева (1870 г.)
Киево-Балтская железная дорога (1870 г.)
Киев, 1-го июля 1869 г. Часть 1.
Киев, часть 2
Киев, часть 3. Церкви Киево-Печерской Лавры
Киев, часть 4. Святые пещеры
Киев, часть 5. Дальние пещеры
Киев, часть 6. Золотые ворота
Киев. Часть 7. Монастыри и соборы
Киев. Часть 8. Достопримечательности
|