Провинция на железном пути
(Письма из Воронежа)
VII.
Ревизия г. министра народного просвещения. — Собрание общества потребителей. — Результаты полугодовой деятельности общества. — «Горе от ума» на Воронежской сцене. — Смелость нашей труппы. — Литературно-музыкальный вечер в купеческом собрании.
Наше предположение, высказанное в последнем письме, касательно посещения Воронежа г. министром народного просвещения, совершенно оправдалось. В местной газете «Воронежский Телеграф», вообще отличающейся розовым взглядом на Воронеж и на все воронежское и всегда изобилующей отрадными известиями и самыми приятными изображениями явлений местной жизни, напечатан довольно подробный отчет о пребывании и о деятельности г. министра народного просвещения в Воронеже...
Упомянем между прочим, кстати, об открытии при Мариинском женском училище 7-го класса, совершившемся 3-го октября. В будущем году предполагается учредить еще восьмой класс: воспитанницы училища, прошедшие курс этих дополнительных классов, получат звание домашних учительниц.
Трудно сказать, насколько удовлетворительно пойдет дело в этих классах; пока можно заметить только, что выбор преподавателя дидактики сделан удачно: приглашен учитель семинарии, много и дельно занимавшийся теорией воспитания и обучения, которую он преподает семинаристам, руководящий воскресной школой и лет пять бывший воспитателем в военной гимназии, следовательно—соединивший теоретическую подготовку с значительной долей практичности.
Сентября 13-го было третье общее собрание здешнего общества потребителей, на котором прочитан отчет правления о деятельности и положении дел общества за первое полугодие текущего года (по 1-е июля). Собрание было весьма не многолюдное: из 200 членов собралось только 35. Как хотите, а это свидетельствует о равнодушном отношении большинства членов к общему делу. Наши газеты много толковали о причинах, почему в России так плохо идут дела потребительских ассоциаций: одни объясняли это незначительностью их средств, другие, находя мнение первых вздорным, утверждали, что тайна заключается в неудовлетворительности уставов, будто бы составленных людьми, мало понимающими дело.
По нашему убеждению, последнее мнение настолько же вздорно, насколько и первое: оно сильно напоминает крыловского мужика, который «сам нарубит вздор, а злится на топор». Разгадка очень проста: дело в том, что у нас общества потребителей возникли не в массе рабочего люда, для которого ассоциация — вопрос кровный, жизненный, не в силу потребности, которая ищет безотступно себе выхода, а в кружке дилетантов и просто в силу сочувствия отвлеченной идее.
Сочувствовать хорошей идее, конечно, дело хорошее, стараться проводить ее в жизнь — очень похвально, но пока дело, возбуждаемое идеей, не сделается кровным, жизненным делом, пока оно будет на руках дилетантов, трудно ждать успеха. Впрочем, полугодовая или, вернее, трехмесячная (потому что операции общества пошли в ход во второй половине марта) деятельность воронежской потребительской ассоциации, если верить отчету, прочитанному на собрании 13 сентября, дала результаты весьма и весьма удовлетворительные. Из отчета видно, что деятельность общества состояла из собственной торговли и из операции с поставщиками, обязавшимися делать членам-потребителям уступку, которую они передают правлению для своевременной выдачи по принадлежности.
Дивиденд за первое полугодие текущего года (полугодие, надо сказать, далеко не полное) 461 р. 84 к. Так как капитал общества к 1-му июля состоял из 1,659 руб., то выходит, что три с половиной месяца дали дохода 28%. Правда, что операция с поставщиками не обошлась без жалоб: правление заявило, что, по отзывам некоторых членов, не все поставщики добросовестно выполняют принятые на себя обязанности, что иные из них возвышают для членов цены на товары, или отпускают товары низшего качества. Правление даже возбудило вопрос: продолжать ли операцию с поставщиками? Но собрание, принимая во внимание, что между поставщиками есть и добросовестные торговцы, и средства общества слишком ограничены, чтобы оно могло заменить их своей торговлей, постановило огромным большинством голосов: продолжать операцию с поставщиками, увольняя тех, которые будут уклоняться от исполнения принятых на себя обязательств и каждый раз публикуя о таком увольнении в местных газетах.
От общества потребителей перейдем к другим явлениям публичной жизни города Воронежа, и на этот раз упомянем еще только о двух. В начале октября на здешней сцене было поставлено— что бы вы думали?—«Горе от ума»! Шутка сказать!
Но провинциальные артисты именно отличаются чрезвычайной храбростью: они затвердили, что «смелость города берет» и ломят напропалую. Вышло, конечно, безобразие: играли не только плохо, но.... просто безграмотно. Какой-то г. Вульферт декламировал роль Фамусова, как школьники декламируют басни Крылова, а г. Лаухин в роли Чацкого неистовствовал. О Загорецком, Репетилове — и говорить нечего. Сноснее других вышли—Лиза и Скалозуб: обе роли были сыграны без претензий, довольно просто и толково.
Вообще наша труппа своей поразительной дерзостью побивает то доброе мнение, которое начинало слагаться в публике: в ней находили ровность, добросовестность и такт и мирились с отсутствием выдающихся дарований, но что может быть неприятнее, когда посредственность подымается на ходули и корчит из себя артистическую силу? Октября 7-го здешнее вспомогательное общество приказчиков давало в зале купеческого собрания литературно-музыкальный вечер, который был неудачен во всех отношениях, исключая игру на фортепиано А. Ив. Красильниковой; сбор был плох, а чтения слишком серьезны, длинны и утомительны (г. Кравцев «О цели знания вообще», г. Бунаков—«Современный взгляд на искусство»).
Всемирная иллюстрация, № 95 (24 октября 1870 г.)
Еще по теме:
Из Воронежа (январь 1870 г.)
Из Воронежа (апрель 1870 г.) Часть 1
Из Воронежа (апрель 1870 г.) Часть 2
Из Воронежа (май 1870 г.)
Из Воронежа (июнь 1870 г.)
Из Воронежа (сентябрь 1870 г.)
Из Воронежа (октябрь 1870 г.)
Из Воронежа (ноябрь 1870 г.)
Из Воронежа (декабрь 1870 г.)
Из Воронежа (январь 1871 г.)
|