nik191 Среда, 20.01.2021, 13:46
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [851]
Как это было [613]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [9]
События [206]
Разное [19]
Политика и политики [171]
Старые фото [38]
Разные старости [61]
Мода [309]
Полезные советы от наших прапрабабушек [236]
Рецепты от наших прапрабабушек [179]
1-я мировая война [1574]
2-я мировая война [149]
Русско-японская война [5]
Техника первой мировой войны [302]
Революция. 1917 год [772]
Украинизация [547]
Гражданская война [1047]
Брестский мир с Германией [85]
Советско-финская (зимняя) война 1939-1940 годов [86]
Тихий Дон [142]
Англо-бурская война [122]
Восстание боксеров в Китае [0]
Франко-прусская война [116]

» Архив записей

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » 2020 » Июнь » 29 » Из Воронежа (июнь 1870 г.)
05:19
Из Воронежа (июнь 1870 г.)

 

 

 

Провинция на железном пути

 

(Письма из Воронежа)

 

V.

 

Толки о воронежско-грушевской дороге.—Пожертвование г. Полякова.—Сравнение успешности обучения в гимназиях гражданской и военной.—Дороговизна образования в гражданской гимназии.—Учительницы женской гимназии. —О предполагаемом педагогическом классе.

 

В Воронеже опять ожили толки о воронежско-грушевской железной дороге: опять пошли слухи, что «дело не проиграно», что дорога пойдет от Воронежа. Не знаем, насколько основательны эти слухи, но, во всяком случае, они на многих производят приятное впечатление и возбуждают надежды в той партии, которая усиленно хлопотала о том, чтобы станция находилась в самом городе, а не за мостами воронежско-козловской дороги, вопреки интересам строителя.

«Дело еще не проиграно!» повторяет эта многочисленная партия и недружелюбно относится к строителю, который, конечно, не желал бы строить новых мостов и заявил решительное намерение поставить станцию новой дороги за мостами. Даже пожертвование, недавно сделанное г. Поляковым, не примирило с ним бойцов за интересы города Воронежа: г. Поляков пожертвовал дом для здешнего женского училища 1-го разряда (или женской гимназии, как его здесь называют). Дом—хороший, стоит побольше десяти тысяч, но, к сожалению, находится на самом конце города, и потому едва ли удобен для училища, в котором более половины учащихся—бедные девушки, живущие совсем в другом краю города...

Май—месяц экзаменов, трудный и роковой месяц для юношества. Скажу несколько слов об экзаменах в здешних учебных заведениях.

Здесь три гимназии—министерства народного просвещения, военная и женская. Первая, в нынешнем году, выпустит, как нам говорили, всего 8 молодых людей (с аттестатами), вторая более 30 (с правом поступления в военные училища), а между тем число учащихся в них почти одинаково: в той и другой около 400. Следовательно, в гражданской гимназии оканчивающие составляют 2% массы, а в военной 7 1/2%: нельзя не удивляться такой резкой разнице в степени успехов.

Многие желают объяснять эту разницу тем, что военная гимназия — закрытое учебное заведение и потому имеет более средств влиять на успехи воспитанников. Конечно, в этом мнении есть доля правды, но в закрытом учебном заведении существуют свои неблагоприятные условия, весьма дурно отзывающиеся на успехах и умственном развитии учащихся, так что в результате едва ли можно признать выгодным, для дела обучения, тот факт, что заведение закрытое, представляя более удобств для наблюдения за учащимися, для контроля за их занятиями, в тоже время представляет слишком мало условий для развития самостоятельности, самоконтролирования, самоуправления; слишком стесняет, ограничивает мысль и волю учащейся молодежи; отрезывая от жизни, оно лишает ее многих влияний полезных для умственного развития, и, относясь к ней как к массе, не дает надлежащего простора индивидуальному развитию. Все это заставляет думать, что сравнительная малоуспешность в гражданских гимназиях зависит от каких-нибудь иных причин.

Сравнивая стоимость обучения молодых людей, кончающих курс в гимназиях, мы должны признать, что каждая тысяча, потраченная на этот предмет в военной гимназии, по результатам, равняется 3,750 руб., потраченным на тот же предмет в гражданской. О качестве образования мы говорить не будем: сторонникам классицизма более понравится первое, сторонникам реализма—второе, прибавим только, что, судя по цифрам, мальчик, поступающий в военную гимназию, имеет в 4 раза более шансов получить полное, законченное, общее образование, нежели мальчик, поступающий в гражданскую, где 9—10 ежегодно поступающих выбывают из 3,4,5 классов, т. е. выходят с обрывками знаний, большая часть которых вовсе не пригодна для жизни.

Здешняя женская гимназия (перворазрядное женское училище) находится не в блистательном положении по той причине, что обладает умеренными средствами и не имеет постоянных учителей, которые часто меняются. В последнее время сделан опыт замены учителей-учительницами, которые могут быть упрочены за заведением. Опыт, по нашему мнению, вполне удался в младших классах: учительницы вели дело с толком, с знанием дела, с усердием, и—на экзаменах, которые здесь производятся публично, представили результаты весьма утешительные. Нельзя того же сказать об экзаменах по русскому языку и словесности в 5 и 6-м классах: в вопросах и ответах, которые мы здесь слышали, не видно было сознательного отношения к языку и к произведениям литературы.

Воспитанницы бойко отвечали на все вопросы, но ответы эти представляли собой весьма странные, заученные афоризмы в таком роде, что «поэзия имеет целью доставить удовольствие», что «роман представляет развитие страсти от начала до конца», что Гоголь в «Ревизоре» имел целью «обличить корыстолюбие чиновников», что «главные виды драматической поэзии—опера и оперетка», а потом уже трагедия и пр. Ясно, что если бы эти ответы были не заучены только, а усвоены сознательно, то неосновательность их была бы понятна воспитанницам: при всей узкости такого понимания Гоголя, будто он имел целью обличать взяточников, было бы очевидно, что такое понимание противоречит мнению, будто поэзия имеет целью доставить удовольствие.

Такое определение романа было бы совершенно разбито, если бы ученицы вздумали проверить его анализом двух-трех произведений. Но в том-то и дело, что они, по-видимому, только заучивали наизусть, с чужих слов, готовые, при том весьма неосновательные, определения, без всякого критического отношения к ним, но вовсе не занимались живым изучением родного языка и литературы, как отражения народного развития и жизни. Конечно, это очень жаль, и можно желать, чтобы преподаванию русского языка и словесности в старших классах женской гимназии было придано более дельное, живое и плодотворное направление.

С августа месяца, как нам говорили, при женской гимназии открывается педагогический класс, для устройства которого земство ассигновало требуемую сумму. Этот класс будет завершать образование гимназисток и приготовлять их к разумному исполнению обязанностей матери и учительницы. Дело, конечно, хорошее; но полезность его будет вполне обусловливаться выбором преподающих лиц. Первое затруднение встретится в выборе преподавателя педагогики, которую предположено поставить на первом плане.

Известно, что и Петербург не богат педагогами, а в Воронеже, сколько нам известно, решительно нет лица, которые могло бы взяться за преподавание педагогики. По нашему мнению, для завершения гимназического курса и приготовления гимназисток к разумному исполнению обязанностей матери и учительницы, прежде всего необходимо увеличение массы научных знаний по предметам общеобразовательным, усиление умственного развития, которое так слабо у наших гимназисток, как читатель видел выше; следовательно, в педагогическом классе необходимо на первом плане поставить преподавание математики, естествознания, русского языка и русской литературы в связи с историей цивилизации.

Преподавание же педагогики может быть заменено изучением частной гигиены, дидактики и методики главных предметов элементарного обучения: преподавание гигиены может принять на себя хороший медик (такие в Воронеже есть); указание методов преподавания могут взять на себя преподаватели, каждый по своему предмету, а выяснение общих начал дидактики и методики—преподаватель русского языка. Само собой разумеется, что воспитанницы должны изучать с учителем статьи по педагогике, заниматься обучением в младших классах, под руководством учителей, и обсуждать взаимно свои практические опыты.

 

Всемирная иллюстрация, № 76 (13 июня 1870 г.)

 

 

Еще по теме:

 

Из Воронежа (январь 1870 г.)

Из Воронежа (апрель 1870 г.) Часть 1

Из Воронежа (апрель 1870 г.) Часть 2

Из Воронежа (май 1870 г.)

Из Воронежа (июнь 1870 г.)

Из Воронежа (сентябрь 1870 г.)

Из Воронежа (октябрь 1870 г.)

Из Воронежа (ноябрь 1870 г.)

Из Воронежа (декабрь 1870 г.)

Из Воронежа (январь 1871 г.)

 

 

Категория: Как это было | Просмотров: 55 | Добавил: nik191 | Теги: Воронеж, 1870 г. | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь

» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2021
Бесплатный хостинг uCoz