Кабардинское
Черноморская береговая линия
(Из записок кавказского офицера)
До адрианопольского мира, окончившего в 1829 году войну России с Турцией, горские народцы, известные под именем черкесов, убыхов, шапсугов, абадзехов и других, населявшие все восточное прибрежье Черного моря, считались подданными Турции и номинально признавали над собой власть султана.
Отличаясь воинственностью и удалью, племена эти издавна вели торговлю с Турцией невольниками, которых или добывали во время набегов на соседние, недружественные с ними, племена, или распоряжались детьми тех рабов, которые, вступив в брак с горскими женщинами, приобрели оседлость. Иногда, за неимением тех и других, горцы продавали собственных детей своих или детей родственников и постоянно все силы напрягали, чтобы поддерживать столь выгодную для себя торговлю, так как в обмен за продаваемых пленных и пленниц, они, кроме денег, получали оружие, порох и другие предметы первой для них необходимости.
Торговля эта считалась законной до тех пор, пока край составлял территорию Турции; но когда по адрианопольскому договору, весь восточный берег Черного моря, с находившимися на нем турецкими крепостями Анапой и Поти, перешел в вечное владение России, то понятно, что торг невольниками не мог быть допускаем и наше правительство, с самого начала водворения своего в этом крае, стало принимать энергические меры, чтобы пресечь навсегда преступный промысел. С этою целью, вдоль всего восточного берега, почти постоянно, крейсировала эскадра.
Несмотря на строжайшую бдительность наших брандвахт, легкие турецкие и горские суда часто в темные ночи прорывались сквозь линию кораблей и найдя себе убежище в небольших бухтах, образуемых извилинами берега, продолжали делать свое дело.
Тогда, не находя другого исхода, наше правительство нашло нужным занять укреплениями наиболее значительные пункты прибрежья, где могли приставать суда и в этих-то видах образовало черноморскую береговую линию.
Кроме перешедших к нам от турок крепостей Анапы и Поти и присоединенной, вместе с Абхазией, крепости Сухум-Кале, с 1834 по 1853 год, на черноморском берегу было построено еще 13 укреплений. Они были: Новороссийское, Кабардинское, Геленджикское, Новотроицкое, Тенгинское, Вельяминовское, Лазаревское, Навагинское, Головинское, Св. Духа, Гагры, Пицунда и Бомбары.
Крепость Св. Духа
Управление линией вверено было особому начальнику, которому, кроме войск, даны были в распоряжение и морские суда, в том числе особые баркасы, ходившие на веслах, поднимавшие до 30 человек и вооруженные фальконетами. Эти баркасы были для горцев страшнее самой крейсирующей эскадры, тем более, что службу на них несли по большей части люди отважные и заклятые враги горцев—азовские казаки и черноморцы.
Хотя линия эта частью и осуществила виды нашего правительства, но содержание самой линии сопряжено было с большими затруднениями, требовало много жертв и вообще было невыгодно. Постоянная блокада, в которой держали горцы наши гарнизоны, не дозволяла последним выходить из укреплений. Часто горцы, заняв соседние высоты, безнаказанно тревожили гарнизоны внутри укреплений, а не редко решались и на штурмы.
Такие штурмы, несмотря на геройскую оборону, всегда удавались и история Кавказа занесла, на страницы кровавой своей хроники, имена героев, защищавших, с самоотвержением, укрепления: Лазаревское, Вельяминовское и Михайловское. В последнем из них гарнизон, видя, что горцы уже ворвались в укрепление, решился погибнуть и, взорвав погреб, погиб вместе с горцами под развалинами укрепления.
Геленджик
Кроме этого, тягостная служба и затворничество в укреплениях были причиной страшной смертности в войсках, а содержание их, постройка и поддержка укреплений, строившихся из привозных материалов, при затруднительности сообщений с берегом, требовали огромных денежных затрат.
Все эти обстоятельства понудили наше правительство, в минувшую войну, срыть большую часть укреплений и, по окончании войны, занять только важнейшие пункты по торговле и значению их в стратегическом отношении.
Теперь горцы выселились на равнины или в Турцию; для края настало время умиротворения, колонизация двинулась быстрыми шагами вперед, дороги стали разрабатываться и торговля, но уже не невольниками, стала оживать и развиваться. Впрочем, развитие края еще впереди.
Край не беден, природа ждет только рук и если все колонисты, поселившиеся на черноморском берегу Кавказа, пойдут по следам чехов, то заранее можно сказать, что с открытием Потийско-Бакинской железной дороги, деятельность закипит на всем прибрежье и на местах бедных укреплений, представленных на прилагаемых рисунках, появятся целые торговые города.
А. Нисченков.
Всемирная иллюстрация, № 35 (23 авг. 1869 г.)
Еще по теме
Прибрежные города Черного моря. Севастополь. 1870 г.
Прибрежные города Черного моря. Инкерман. 1870 г.
Прибрежные города Черного моря. Феодосия
Прибрежные города Черного моря. Керчь (1870 г.)
Очерки Крыма. Несколько вступительных слов (1869 г.)
Очерки Крыма. Севастополь (1869 г.)
Очерки Крыма. Южный берег.— Южнобережское шосе.—Алупка
Очерки Крыма. Южный берег.— Ливадия, Орианда и Ялта
Очерки Крыма. Соляные озера.—Выволочка соли.—Сакские грязи
Бахчисарай
Бахчисарай (окончание)
Черноморская береговая линия (1869 г.)
|