Очерки Крыма
II
Севастополь
Главные города, заявлявшие хотя несколько свое существование, были без сомнения - во 1-х знаменитый Севастополь, поддерживавший своим флотом безопасность и спокойствие края при иноверческом, мусульманском его населении, которое до последней минуты выхода из России, считало Крым своей собственностью и, славословя Аллаха и своего пророка Магомета, дославословилось до того, что было приглашено оставить Россию,—чем и положен предел натянутого положении и начало прочного спокойствия; после Севастополя следуют Керчь, Феодосия и отчасти Евпатория; города эти поддерживали преимущественно торговые сношения с Кавказом, Новороссийским краем и заграницей.
Севастополь, со времени своей геройской защиты, и разгрома, почти нисколько не изменился; развалины домов по всему городу живо свидетельствуют о той страшной бомбардировке, которую вынесли его славные защитники. Гостиниц в городе две (обе весьма приличные); из них одна помещается в доме, принадлежавшем некогда покойному моряку, славному защитнику Севастополя — адмиралу Нахимову; дом этот несколько переделан нынешним владельцем, но комната, где оставались останки героя, адмирала Нахимова, до погребения—сохранена точно в таком виде, как была.
Севастополь. Южная сторона, бульвар и памятник Казарскому
Единственное место, куда собирается живущее среди развалин города севастопольское общество, это бульвар, на котором стоит памятник, каким-то чудом сохранившийся, адмиралу Казарскому, поставленный по повелению Императора Николая I. Памятник имеет каменный пьедестал, на котором вверху ваза, в виде корабля. Посредине сада стоит павильон, в котором помещается нечто в роде буфета, с прохладительными и горячительными напитками и разными яствами.
С проведением железной дороги к Севастополю, его значение, без сомнения, поднимется. Бухта в Севастополе почти никогда не замерзает; якорная стоянка и удобства нагрузки и выгрузки судов сделают его первоклассным портом. Правительство нынешний год уже решило строить железную дорогу на свой счет от Севастополя до Симферополя, но направление линии еще не решено окончательно; от Севастополя можно вести двумя путями: по берегу моря, т. е. в виду флота — способ дешевый; другой — чрез ингерманские высоты, способ, хотя правда и дорогой, но зато, на всякий случай и безопасный; впрочем, ценность работ и трудность вряд ли могут иметь значение при стратегической цели постройки дороги.
Севастополь. Памятник на могиле русских воинов
Окрестности Севастополя, как и самый город, на каждом шагу напоминают о страшной осаде и кровавых битвах—разбросанными по южной и северной сторонам кладбищам. Русское кладбище раскинуто в виду южной стороны,—на северной; оно имеет великолепный, конической фигуры храм и оканчивается могилой князя Горчакова. *)
*) В одном из последних номеров Английской Иллюстрации помещено два вида церкви, находящейся на русском кладбище в Севастополе; один представляет наружный вид церкви, другой внутренний; к сожалению оба рисунка в одном почтенном издании, далеки от действительности. В рисунке наружного вида храма, не соблюдены верно его размеры, а на рисунке внутреннего расположения и украшения храма, художник, как незнакомый с обрядами и правилами православной церкви, и не знающий славянского языка, поместил вместо надписи в куполе, над ликами апостолов, несколько фантастических черточек, которые должны изображать вышеприведенную надпись. Тот же художник, вместо апостолов, нарисовал Гарибальди, Кавура или что-то в этом роде.
Внутренность церкви близ Севастополя
На французском кладбище, по дороге в Балаклаву, выстроено небольшое, в роде часовни, здание; оно содержится очень чисто и опрятно, точно также, как и английское. Оба эти кладбища летом посещаются родственниками и друзьями здесь похороненных. Турецкие кладбища, разбросанные там и сям, только огорожены... вряд ли они посещаются кем-либо из родственников: ни надписей, ни памятников нет.
Вообще по всему пути от Севастополя в Балаклаву или Георгиевский монастырь, построенный на месте древнего языческого капища «Орестеона», постоянно встречаются изгороди, свидетельствующие, что на обнесенном месте — кладбище.
Георгиевский монастырь
Георгиевский монастырь, близ Севастополя
Георгиевский монастырь расположен на самом берегу моря, на обрыве высокой и крутой горы; вид из монастыря восхитительный; южная природа, благорастворенный воздух, освежаемый морем, дивная растительность — приводят путника в восторг и изумление.
В этом монастыре похоронены, между прочим, генерал от кавалерии Витт и бывший канцлер орденов, приближенная личность к двум в Бозе почивающим императорам: Александру I и Николаю I - князь А. Н. Голицын. Во время крымской войны, монастырь Георгиевский был не тронут неприятелями.
Монастырь был сначала в ведении французов и преимущественно поляков, но когда поляки начали бесчинствовать, то англичане, не терпевшие пасквильных привычек польской нации, выгнали их всех, до одного, из монастыря. Штаб, бывший сначала в селении Байдары, был переведен впоследствии в Георгиевский монастырь.
(Продолжение будет)
Всемирная иллюстрация, № 37 (6 сент. 1869 г.)
Еще по теме
Прибрежные города Черного моря. Севастополь. 1870 г.
Прибрежные города Черного моря. Инкерман. 1870 г.
Прибрежные города Черного моря. Феодосия
Прибрежные города Черного моря. Керчь (1870 г.)
Очерки Крыма. Несколько вступительных слов (1869 г.)
Очерки Крыма. Севастополь (1869 г.)
Очерки Крыма. Южный берег.— Южнобережское шосе.—Алупка
Очерки Крыма. Южный берег.— Ливадия, Орианда и Ялта
Очерки Крыма. Соляные озера.—Выволочка соли.—Сакские грязи
Бахчисарай
Бахчисарай (окончание)
Черноморская береговая линия (1869 г.)
|