Бахчисарай. Общий вид города
Бахчисарай
В 30-ти верстах от Симферополя, по дороге на Севастополь, лежит уездный город Бахчисарай — бывшая столица и резиденция крымских ханов.
Город расположен в лощине, между двумя крутыми горными возвышенностями, на протоке ручья Джурук-Су.
В городе много водоемов, родников и фонтанов с самой свежей, чистой и прохладной водой; от обилия бегущей с гор воды, город все лето покрыт самой нежной, цветущей растительностью. Улиц в городе собственно одна; она шириной около трех сажен и вымощена булыжником. Но зато в Бахчисарае много переулков и закоулков, которым нет ни числа, ни названий. На единственной улице Бахчисарая находится базар. Базар этот состоит из ряда, по обеим сторонам улицы, маленьких крытых навесов, в которых, сидя поджавши ноги, помещаются торговцы-татары, с своими незатейливыми товарами.
На базаре продается все, в чем может иметь надобность татарин, начиная с предметов нужд до роскоши; впрочем, роскошь татарина, кроме, разумеется, гарема, ограничивается весьма немногим, а именно: толковой курткой и такими же шароварами, да еще, пожалуй, хорошо сплетенным кнутом. На базаре продаются: живые и резаные бараны, бурки, хлеб, кнуты, табак, чубуки, трубки, готовое мужское платье (татарское), башмаки, фрукты, кошельки кожаные и шашлык (жареная маленькими кусочками, на железной проволоке, между горячими угольями баранина).
Бахчисарай. Ханский дворец.
В конце улицы находится бахчисарайский дворец. Бахчисарайский дворец представляет собою единственный памятник восточно-мавританской архитектуры в России; все, что только могло придумать прихотливое и изнеженное воображение азиатца-хана, соединено во дворце с самой изысканной роскошью. Золото и цвета: белый, голубой и красный— преобладающие; лепные и резные работы могут служить прекрасными и лучшими образцами.
Внутреннее украшение дворца отвечает вполне его наружному виду; тоже—золото, яркия цвета и самые причудливые арабески, почти во всех комнатах. Немного времени прошло от присоединения Крыма к России, но этот единственный памятник, оставивший нам наглядное свидетельство о житье ханов, успел подвергнуться уже некоторой, совсем ненужной, реставрации. Так, около 1836 года, он был капитально исправлен и сохранялся в таком виде до крымской войны, во время которой дворец был обращен в лазарет. По окончании войны, он был отделан заново и теперь стал ближе к своему первоначальному виду, чем после первой реставрации. Во время войны утратилось резное лимонное дерево, вышиною около двух сажен, украшавшее одну из комнат дворца; вероятно, оно сломано и затем выброшено.
Трудно и даже невозможно передать ту картину и то душевное настроение, которое охватывает при входе во дворец, стоящий весь в самой роскошной и цветущей зелени. Невольно переносишься мыслью к давно минувшему времени, когда в стенах этого дворца, после кровавых битв на нашей Руси, деля добычу, справляли ханы свои победы, и когда, впоследствии, в царствование императрицы Екатерины II, положен был конец хищническим набегам и личность хана и его титул исчезли безвозвратно.
При входе на двор дворца, налево комнаты для помещения послов и высоких лиц, посещавших хана; рядом с этим флигелем — кладбище ханов; оно представляет два куполообразные здания, в которых погребены ханы; направо от ворот покои ханские. Расположение внутренних комнат дворца представляет некоторую последовательность и видимый такт этикета.
Здание дворца двухэтажное. В нижнем этаже помещаются: мечеть, судилище, канцелярия и покои евнухов; в верхнем—комнаты самого хана. Широкая мраморная лестница приводит прямо в большое зало, по стенам которого уставлены турецкие диваны (теперь обитые ситцем)—это комната для приема и аудиенций с лицами, подвластными хану; налево из этого зала—столовая, буфетная (буфет сохранился, а равно и часть посуды ханской тоже сохранена); затем следуют: гардеробная, опочивальня и коридор-вход в гарем; на правую сторону от большого зала — парадные комнаты для пиров, праздников и приема лиц, неподвластных хану; между этими комнатами замечательна одна, не очень, впрочем, большая, в которой, по стенам написаны стихи, сочиненные каким-то местным бардом и поднесенные хану Крым-Гирею.
Крым-Гирей или Керим-Гирей был так доволен поднесенными стихами, что приказал для них отделать особую комнату, и, разукрасив ее всю золотом и самыми причудливыми арабесками, велел стихи написать на стенах этой комнаты. Стихи написаны по темно-оранжевому фону черной краской; стих от стиха отделяется золотой виньеткой, а сама виньетка расположена на голубом фоне. Стихи написаны на турецко-татарском языке. Стихи эти напечатаны в переводе на русский язык и перевод повешен, в этой же комнате, на стене. Содержание этих стихов в сокращенном виде таково:
«Крым-Гирей такой хан, которому нет подобного; очи его как солнце; его взгляд—счастливит смертного; слава его и мудрость затмили все, бывшия до сего времени славы и мудрости».
Короче, смысл тот, что Крым-Гирей—из владык владыко; из солнцев солнце; из мудрецов мудрец.
(Окончание будет)
Еще по теме
Прибрежные города Черного моря. Севастополь. 1870 г.
Прибрежные города Черного моря. Инкерман. 1870 г.
Прибрежные города Черного моря. Феодосия
Прибрежные города Черного моря. Керчь (1870 г.)
Очерки Крыма. Несколько вступительных слов (1869 г.)
Очерки Крыма. Севастополь (1869 г.)
Очерки Крыма. Южный берег.— Южнобережское шосе.—Алупка
Очерки Крыма. Южный берег.— Ливадия, Орианда и Ялта
Очерки Крыма. Соляные озера.—Выволочка соли.—Сакские грязи
Бахчисарай
Бахчисарай (окончание)
Черноморская береговая линия (1869 г.)
|