26 месяцев в дрейфующих льдах
Из радиодневника К. Бадигина и Д. Трофимова
23 октября 1937 года ледокольные пароходы «Седов», «Садко» и «Малыгин» на 75 градусе 21 минуте северной широты и 132 градусе 15 минуте восточной долготы стали на зимовку в тяжелых льдах. Дрейфом их увлекало вначале в северном направлении примерно по 133 меридиану, в затем на северо-восток.
На дрейфующих кораблях «Седов», «Садко» и «Малыгин» находилось 217 человек, в том числе научные сотрудники и студенты Гидрографического института, проходившие практику в Арктике. Такого большого состава во время дрейфа, конечно, не требовалось.
Правительство решило оставить на ледоколах строго ограниченное количество людей, необходимых для сохранения судов и научных наблюдений.
К дрейфующим кораблям были направлены три тяжелых самолета, участвовавших в высадке папанинской экспедиции на льдину у Северного полюса. Обосновавшись в бухте Тикси, летчики предприняли три смелых рейса к каравану дрейфующих ледоколов, находившихся от бухты на расстоянии 1.100 километров.
Тт. Алексеев, Головин и Орлов блестяще выполнили сталинское задание: с дрейфующих ледоколов они доставили на Большую землю 184 человека и снабдили оставшихся на кораблях моряков продовольствием, теплой одеждой, мясом, овощами, различными концентратами более, чем на два года. Успеху воздушной экспедиции в значительной степени способствовали сами зимовщики дрейфующего каравана. Среди торосистых льдов они подготовили для самолетов хорошие посадочные площадки.
Наступила полярная весна 1938 года. На помощь дрейфующим кораблям был направлен старейший ледокол арктического флота «Ермак». Побив рекорд свободного плавания во льдах, «Ермак» 28 августа 1938 года на широте 83 градуса 06 минут подошел к дрейфующим ледокольным судам. После упорной, продолжительной борьбы с тяжелыми льдами «Ермаку» удалось вырвать из ледяного плена «Садко» и «Малыгина». Попытки освободить «Седова» закончились безрезультатно.
Было принято решение — оставить «Седова» в дрейфе, как подвижную научно-исследовательскую станцию.
Обменявшись прощальными гудками с «Седовым», «Ермак» вместе с «Садко» и «Малыгиным», пробиваясь сквозь тяжелые льды, взял курс на юг. Героическое судно с горсточкой храбрецов осталось во льдах Северного Ледовитого океана...
...И вот перед нами высокая стопа старых телеграфных бланков, исписанных торопливой рукой радиста. Наскоро помечены служебные адреса, номера, даты передачи и приема. И текст как будто бы обыденный, привычный, служебный: сводки метеоролога, политдонесения парторга, отчеты о научных наблюдениях, сведения о подписке на заем. Обосновалась где-то солидная научная экспедиция, разместилась по-хозяйски на зимних квартирах и живет размеренной, привычной советской жизнью...
И только одна запись, одна лишь пометка на телеграфном бланке заставляет совсем по-иному взглянуть на эту груду старых телеграмм, вытащенных из архива Главсевморпути:
«Откуда? — Борт л/п. «Седов».
Мир знает цену этому адресу, растянувшемуся на полтораста меридианов. 46 лет назад почти такой же дорогой прошел храбрый путешественник Фритьоф Нансен на своем корабле «Фрам», построенном специально для ледового дрейфа.
Небольшой ледокольный пароход «Седов» строился отнюдь не для дрейфа через неизведанные ледяные пустыни Центрального бассейна Арктики. Трудно было поверить, что «Седов» пройдет там, где трещали борты даже у деревянного «Фрама», построенного так, что льды сами выжимали его на поверхность.
И все же экипаж «Седова» разговаривает с Большой землей так, словно их корабль совершает обычный рейс дальнего плавания.
Красная звезда 1940 № 7, 9 января.
Еще по теме:
26 месяцев в дрейфующих льдах, часть 1
26 месяцев в дрейфующих льдах, часть 2
26 месяцев в дрейфующих льдах, часть 3
26 месяцев в дрейфующих льдах, часть 4
26 месяцев в дрейфующих льдах, часть 5
26 месяцев в дрейфующих льдах. Счастье советского человека
Закончен героический дрейф пятнадцати советских людей на ледоколе «Г. Седов»
Слава отважным седовцам
Народ встречает героев
Сила советского человека
Здравствуй, родная Москва!
Арктика сдается большевикам!
Возвращение победителей
|