27 (14) ноября 1916 года
От штаба Верховного Главнокомандующего
14-го ноября 1916 года
Западный фронт
На реке Стоходе наша артиллерия удачно обстреляла небольшой отряд противника, появившийся в районе д. Свидники.
В районе Корытницы противник обстреливал наше расположение снарядами с удушливыми газами.
На реке Быстрице, в районе д. Дзвиняч, наши разведчики разогнали большую партию противника и захватили пленных.
Кавказский фронт
На фронте армии невначительные действия разведчиков.
Румынский фронт
В западной Валахии бои продолжаются; пользуясь естественными рубежами, отходящие части румын задерживают наступление противника.
Дунайский фронт
Переправившиеся у Зимницы неприятельские войска выдвинули сторожевое охранение к р. Веде, заняв на среднем ее течении Валени и Русе-де-Ваде.
В Добрудже— столкновения передовых пехотных и конных частей. Попытки противника сбить наши части с перешейка между озером Ташаул и морем были отбиты огнем.
ТЕЛЕГРАММЫ
Кавказский фронт
ТИФЛИС, 10-го ноября. Из авторитетных источников сообщают:
«На кавказском фронте обнаружилось оживление к юго-востоку от Огнота, где турки произвели значительными силами атаку наших частей. Завязался бой, который еще продолжается. Смотреть на этот бой, как на завязку каких-либо серьезных здесь событие, не приходится, очевидно, это лишь отдельный эпизод, результат сближенного расположения сторон или желания турок несколько исправить занятое ими невыгодное положение.
В Персии на Буруджирском направлении турки снова пытались проявить активность. Утром 7-го ноября турки, перейдя в наступление на Султан-Абад, отбиты нашим сильным огнем с большими для неприятеля потерями, после чего наши части сами перешли в наступление и опрокинули турок, преследуя разбитого противника до наступления темноты. Вообще, несмотря на широковещательные обещания перейти в решительное наступление против генерала Баратова и вытеснить его из Персии, турецко-немецким войскам ничего здесь не дается; все попытки их наступать в корне подрываются». (ПТА).
Французский фронт
ГАВР, 10-го (23-го) ноября. Бельгийское официальное сообщение:
«В районе Рамскапелле—Маннохинерэ происходит артиллерийский бой. В направлении Гетсаса идет бой с применением ручных гранат». (ПТА).
ЛОНДОН, 10-го (23-го) ноября. Дневное официальное сообщение британской главной квартиры от 10-го ноября:
«В течение ночи неприятель бомбардировал наш новый фронт на обоих берегах Анкра и окрестности Эбютерн. Кроме этого ничего существенного не произошло». (ПТА).
ЛОНДОН, 10-го (23-го) ноября. Вечернее официальное сообщение британской главной квартиры во Франции от 10 го ноября:
«Германская артиллерия обстреливала сегодня британский фронт на участках Бокура и Серра, а также район Ипра и участок к югу от Монши. Мы подвергли бомбардировке германские линии в районах Мессин, Армантьер и Лоос.
Вчера германские летчики проявили большую предприимчивость и перелетели через британские линии. Три германских аэроплана упали в наших линиях, четвертый аппарат был принужден снизиться в германских линиях. Из британских аэропланов не досчитываются одного». (ПТА).
ЛОНДОН, 10-го (23 го) ноября. Адмиралтейство сообщает:
«Морские аэропланы совершило вчера днем налет на ангары гидропланов в Зеебрюгге и атаковали также неприятельские миноносец и контр-миноносец, находившиеся на рейде. Наблюдатели имели возможность констатировать попадания бомб в контр-миноносец и повреждение ангаров». (ПТА).
ПАРИЖ, 10-го (23-го) ноября. Официальное сообщение от 10-го ноября, 11 часов вечера:
«На всем протяжении фронта происходил артиллерийский бой с перерывами». (ПТА).
ПАРИЖ, 11-го (24-го) ноября. Официальное сообщение от 11-го ноября 1 час. дня:
«На фронте Соммы происходит довольно оживленная артиллерийская деятельность в районе Сайизель и у сахарного завода в Абленкуре. В Эльзасе произведенная нами атака на неприятельские траншеи в Гильзенгейме, к юго-востоку от Метцераля, дала нам возможность захватить пленных, не понеся никаких потерь. На остальном протяжении фронта ночь прошла спокойно.
Действия летчиков. В течение дня 10-го ноября три английских аэроплана вступили в Лотарингии в бой с несколькими германскими аппаратами, при чем один неприятельский аэроплан был сбит в лесу Кромсэ. В тот же день на фронте Соммы наши летчики имели около 40 воздушных столкновений, в течение которых были сбиты 5 германских аэропланов, при чем унтер-офицер Флашер сбил у Мананкура шестой по счету неприятельский аппарат, а поручик Деллэн сбил к югу от леса Во 10-й аппарат. Подтверждается, что в течение дня 9-го ноября подпоручик Гинемер сбил еще один неприятельский аэроплан, так что общее число сбитых этим летчиком неприятельских аппаратов достигает 23. 6 из наших аэропланов сбросили четыре 120 мм. снаряда на Брюйер. Наша воздушная эскадра бомбардировала неприятельский аэродром в Гризелле, сбросив между 4 и 7 час. дня 171 снаряд калибра в 120 мм. В ночь с 10-го на 11-е ноября около полуночи четыре наших аэроплана произвели обстрел доменных печей и сталелитейных заводов в Вехингене на Сааре; в течение этой экспедиции было удачно сброшено двенадцать 120 мм. и двенадцать 155 мм. снарядов. Аппараты возвратились невредимыми». (ПТА).
Итальянский фронт
РИМ, 10-го (23-го) ноября. Официальное сообщение итальянской главной квартиры от 10-го ноября:
«На всем фронте не произошло ничего существенного, кроме артиллерийской деятельности, но и последней мешала дурная погода. В районе Горицы неприятельская артиллерия открыла огонь по полевому госпиталю, несмотря на то, что флаг Красного Креста был ясно виден. Из находившихся в госпитале больных 7 человек убито и 11 ранено». (ПТА).
Балканский фронт
ПАРИЖ, 10-го (23-го) ноября. Официальное сообщение от 10-го ноября, 11 часов вечера:
Военные действия на Ближнем Востоке. Борьба продолжается в весьма тяжелых условиях к северу от Монастыря. Неприятель, оказывающий отчаянное сопротивление, получил подкрепления и пытался произвести ожесточенные контратаки, но потерпел неудачу.
Французския войска блестящим штурмом овладели деревней Добромир, в то время как сербы на нашем правом фланге заняли деревню Паралово. В этих боях нами взято в плен 300 германцев и болгар. К западу от Монастыря итальянские войска имели новый успех. На западном берегу озера Преспы мы продвинулись до подходов к Хотесово.
Наши летчики бомбардировали неприятельские лагерные расположения в районе Тополани-Прилеп. Во время воздушного боя один из наших летчиков сбил 2 неприятельских летательных аппарата в участке Драмы». (ПТА).
Военный обзор
На главном русском фронте
В Германии призываются на вспомогательную службу все лица от 17 до 60 лет.
Одновременно с сим нейтральные источники сообщают, что фельдмаршал Гинденбург снова обратился к населению с призывом жертвовать последний кусок хлеба армии и рабочим, работающим на оборону и, что наравне с сим, германское военное министерство распорядилось по возможности щадить многосемейных солдат, а также членов семейств, понесших большие потери.
Сельскохозяйственный союз выпустил воззвание к немецким крестьянам, в котором указывает, что, по примеру рабочих и армии, они должны напрягать все силы, чтобы урегулировать продовольственный вопрос и, таким образом, способствовать конечной победе.
Комбинация этих фактов рисует довольно наглядную картину тех затруднений, которые переживает на третьем году изнурительной войны наш противник.
Настоящая война захватила такие рамки, что в ней принимает участие далеко не одна армия. Тыл широкий и глубокий тыл, каковым является все государство, настолько тесно и непосредственно связан с жизнью и работой армии, что принимает полное участие в вершаемом последней бранном деле. В сущности говоря, войну ведут не армии, а народ. Армия составляет в общем своем значении «авангард» той страны, которую она собою прикрывает, а эта последняя является «главными силами», организующими победу.
За несколько лет до настоящей войны устами военных наших авторитетов высказывалась вполне определенная мысль о том, что в будущей европейской войне «примут участие» даже малые дети, так как молоко и булка вздорожают настолько, что для пропитания их достать будет трудно и даже едва ли вообще возможно.
Как нельзя более кстати применимо столь рельефное выражение масштаба войны к тому моменту, который переживает в настоящее время, главным образом, одна Европа.
Положение же нашего противника, окруженного почти кольцом со всех сторон врагами, при отмеченных, уже проскользнувших в печати, выше данных, представляется особенно характерным.
С одной стороны—объявляется «массовый призыв», в котором принимают одновременное и равное участие и деды и внуки, а с другой—верховный руководитель боевыми операциями обращается с призывом к населению жертвовать «последним куском» ради поддержания сил армии и рабочих, ведущих непосильную борьбу с внешним врагом.
Весьма показательным также является и призыв сельскохозяйственного союза, который вскрывает пред глазами всего мира тот факт, что действительные запасы страны или окончательно приходят к концу и в распоряжении правительственных и военных властей их почти совершенно не имеется, или изверившееся в общий успех население начинает сознательно скрывать то, что оно могло бы дать на армию, но находит для себя это сверхсильным и даже очень рискованной жертвой.
Последнее усилие, которое произвел противник с выкачиванием резервов из внутренних ресурсов страны, привело последнюю к еще более тяжелому положению и, видимо, в сильной мере подорвало общую моральную устойчивость и сопротивляемость.
Чтобы хотя немногим компенсировать последнюю жертву, которую потребовала от немецкого народа и армии затянувшаяся война, германское военное министерство выпустило приказ "по возможности" щадить в бою многосемейных солдат и членов тех семей, которые уже понесли большие потери.
Немецкая печать ухватилась за этот приказ,
«приветствуя эту меру и подчеркивая ее огромное значение для народного благосостояния».
Насколько осуществимо пожелание, высказанное военным министерством нашего противника, покажет недалекое будущее, но, во всяком случае, позволительно усомниться, чтобы именно теперь, когда от Германии требуется такое напряжение, она нашла бы возможным преследовать столь гуманитарное направление, тем совершенно не вяжущееся с предыдущими ее распоряжениями на счет тех же «многосемейных» и потерпевших солдат.
Достаточно припомнить тот факт, что несколько месяцев тому назад, когда германская армия, увлекшись идеей сохранения живой силы и компенсирования ее недостатка увеличением числа подвижных пулеметных батарей (автомобильных, мотоциклетных, на санитарных повозках и проч.), выдвинула на очередь необходимость пожертвования прежде всего солдатами преклонных возрастов, считая, что дальнейшая польза, которую они могут принести для государства, несравненно меньше, чем та, которую может дать сохранившийся после войны более молодой солдат.
Сопоставление выше указанных противоречий лишь говорит за общую непрочность установившегося в германской армии на многие вопросы взгляда и, тем более, это не говорит за то, что последнее пожелание немецкого военного министерства внесет известный моральный корректив в ряды истощающегося нашего противника.
Во всяком случае, по гигантскому масштабу внутреннего мероприятия, которое производит за последние месяцы наш главнейший враг—Германия, можно видеть, что последняя готовится к отчаянной борьбе, к борьбе до последнего.... «куска хлеба».
В этом положении борьба действительно ведется на измор и истощение.
Г. Клерже.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 22 (09) ноября 1916 года
Первая мировая война. 23 (10) ноября 1916 года
Первая мировая война. 24 (11) ноября 1916 года
Первая мировая война. 25 (12) ноября 1916 года
Первая мировая война. 27 (14) ноября 1916 года
Первая мировая война. 28 (15) ноября 1916 года
|