Миноносец „Лейтенант-Пущин“
14 (01) марта 1916 года
От штаба Верховного Главнокомандующего
1-го марта 1916 года.
Западный фронт
На Рижском фронте оживленная перестрелка южнее озера Бабит. На одном из участков этого фронта латышская часть, преодолев искусственные препятствия противника, ворвалась в его окопы, и, переколов застигнутого неприятеля, благополучно возвратилась.
В Галиции, юго-восточнее с. Подкамень, и в районе среднего течения Стрыпы, наши разведчики продолжают удачно действовать против охранения неприятеля. Вновь ими захвачены пленные.
Кавказский фронт
Наши войска продолжают теснить неприятеля. Усиленное преследование турок продолжалось.
Западный фронт
1-го марта.
Боевых столкновений не было.
Франко - англо - бельгийский фронт
ЛОНДОН, 27-го февраля (11-го марта). Сообщение британской главной квартиры во Франции:
«К востоку от Вермелль мы взорвали три мины с успешным результатом. Сильная артиллерийская перестрелка происходила близ Альбера, Гюллюка и Ипра».
ГАВР, 27-го февраля (11-го марта). Бельгийское сообщение:
«За последнюю ночь было произведено лишь несколько артиллерийских выстрелов в южной части нашего фронта. Сегодня, кроме обычной перестрелки, ничего существенного не произошло».
ПАРИЖ, 27-го февраля (11-го марта). Официальное сообщение от 27-го февраля, 3 часов дня:
«К северу от реки Эн германцы после обстрела в течение нескольких часов наших позиций между Труайоном и Берри-о-Баком развернулись у Вилль-о-Буа и атаковали выступ, образуемый нашей линией у леса де-Бютт. После весьма оживленного боя мы отбросили неприятеля от северо-западного угла этого леса и из западной его части, которые ему удалось было занять.
На западном берегу Мааса германцы произвели в течение ночи сильную атаку к юго-востоку от Бетанкура против наших траншей, расположенных вдоль дороги Бетанкур—Шатанкур. Немедленно атакой мы вернули целиком важное траншейное соединение, в которое удалось проникнуть неприятелю.
К востоку от реки Маас неприятель удвоил усилия между деревней и скатом форта Во, причем очень сильная бомбардировка продолжалась всю ночь, а пехотные части многократно атаковали деревню, разрушенную снарядами. Неприятель завладел в ней лишь несколькими домами к востоку от церкви. Все его усилия, направленные к овладению западной частью деревни, которую мы продолжаем занимать, оказались тщетными. В результате нескольких атак на скат форта Во германцам удалось немного продвинуться по склонам холма, однако, усилия их достигнуть проволочных заграждений, протянутых перед фортом, разбились о наш огонь.
В Вевре бомбардировка сохраняет свое напряжение в районах Эйкс-Булонвиль. В Лотарингии огонь нашей артиллерии произвел серьезные разрушения в неприятельских укреплениях около Амбермениля. В Вогезах наши батареи проявили большую деятельность в Турской долине и к востоку от Тана».
ПАРИЖ, 27-го февраля (11-го марта). Официальное сообщение от 27-го февраля, 11 час. вечера:
«На бельгийском фронте мы открыли разрушительный огонь по неприятельским траншеям и соединительным ходам в районе Стеенстраате, в окрестностях Биксхооте. В Артуа, к востоку от Невилля, мы взорвали мину и заняли образовавшуюся воронку. Между Соммой и Уазой мы подвергли обстрелу германские полевые укрепления в районе Эрбекур, Локур и Беврень. К северу от Эна продолжалась оживленная перестрелка в районе леса дэ-Бютт, к югу от Вилль-о-Буа.
На левом берегу реки Мааса артиллерийская перестрелка была менее оживленной в течение дня. На правом берегу перестрелка оставалась усиленной в районе к западу от Дуомона и была значительно слабее в остальных пунктах участка, а также и в Вевре. Неприятель не пытался производить пехотных атак на всем протяжении нашего фронта.
По последним известиям, безуспешные атаки, направленные неприятелем на наши траншеи к западу от Дуомона, причинили ему большой урон. Германцы 3 раза шли в атаку на нас, каждый раз четырьмя колоннами, но скашиваемые нашим артиллерийским и пулеметным огнем, должны были отступить, оставив поле усеянным трупами. Сегодня в районе Дуомона один из наших аэропланов сбил неприятельский аэроплан типа Фоккер, который, объятый пламенем, упал в неприятельские линии».
ПАРИЖ, 28-го февраля (12-го марта). Агентство Гаваса сообщает:
«В течение ночи на 27-е февраля германцы продолжали, как и накануне, предпринимать ожесточенные атаки в районе Вердена, направляя главные усилия на западе на плоскогорье, господствующее над Мортомм и к востоку от района селения Во. Однако, в общем, оба натиска неприятеля потерпели неудачу.
Неприятелю удалось занять несколько домов на восточной окраине селения Во, но наш огонь помешал им взобраться по склонам форта перед проволочными заграждениями. Днем 27-го февраля деятельность неприятеля как будто ослабела; неприятель продолжал бомбардировку с меньшим напряжением, пехотных боев не происходило. Временное затишье объясняется необходимостью пополнить полки, которые вчера, в особенности у Дуомона, потерпела страшный урон. Германские потери увеличиваются с каждым днем, что является самым верным, залогом нашей победы».
Итальянский фронт
РИМ, 27-го февраля (11-го марта). Официальное сообщение итальянской главной квартиры от 27-го февраля:
«В районе Лагазуой и Коль-де-Деи (поток Бойте) отряды неприятельских рабочих, потерпев значительный урон, были рассеяны огнем наших стрелков. Вдоль всего фронта Изонцо, от Плеццо до Заторы, стоит неблагоприятная для военных операций погода. Несмотря на это, наша пехота в некоторых пунктах, приблизившись к неприятельским линиям, закидала их ручными гранатами.
Сообщается о новой бомбардировке неприятелем населенных местностей в районе нижнего течения Изонцо, в частности вокзала Кормонс. Причиненные бомбардировкою разрушения незначительны. Успешный огонь нашей артиллерии заставил замолчать неприятельские батареи.
На Карсо наши отряды взорвали в нескольких местах мины под проволочными заграждениями перед линиями неприятеля, который отвечал метанием бомб, вызывающих слезотечение. На всем театре военных действий, несмотря на проливные дожди, продолжалась деятельность нашей артиллерии».
Морской обзор
Гибель миноносца „Лейтенант-Пущин“
Наш черноморский флот потерял 25-го февраля одно из своих судов, которое успело неоднократно отличиться во время этой войны, эскадренный миноносец «Лейтенант-Пущин», потопленный во время разведки у Варны неприятельской подводной лодкой.
Это судно является третьим, потерянным на Черном море за время этой войны Двумя первыми потерями были транспорт «Прут», затопленный своей командой у Крымских берегов во время приближения к нему германо-турецкого линейного крейсера «Гебен» 16-го октября 1914 года после первого подхода его к Севастополю, и канонерская лодка «Донец», потопленная турецкими миноносцами при нападении их на Одессу в ночь с 15-го на 16-е октября того же года в порту этого города.
После потери этих двух судов, причем второе из них весьма возможно, что поднято и исправлено, в первый день внезапного начала военных действий со стороны германо-турок, наш флот, достигнув в полной мере владения Черным морем, не нес совершенно потерь в составе своих судов и только 25-го февраля неприятельской подводной лодке удалось потопить сравнительно старый, как это видно из официальных сведений, миноносец, по своим размерам и скорости хода представлявший довольно устаревшее судно.
Миноносец „Лейтенант-Пущин“ отличился еще в первый день войны с Турцией, во время подхода «Гебена» к Севастополю 16-го октября, когда он во главе дивизиона таких же судов, как об этом сообщалось в газетах, бросился в дневную атаку на этот сильный линейный крейсер и получил некоторые повреждения.
По германским источникам, например по «Таschеnbuch der Kriegsflotten» на 1915 год, он считается потопленным еще в тот день, но о нем часто упоминалось в известиях о деятельности нашего Черноморского флота и, например, известно, что подходившие в ночь на 27-е мая 1915 года к Севастополю два турецких миноносца типа «Миллет» были прогнаны этим судном.
Понято, что этими фактами не исчерпывается деятельность этого славного миноносца и когда наступит время, мы узнаем о всех его подвигах во время беспрерывного полуторагодового плавания, а пока можно еще сказать, что потопление его не может считаться крупным успехом германских подводных лодок, которые появились в Черном море в июне прошлого года и до сих пор им не удавалось нанести нашему флоту хоть какой-нибудь вред, хотя они и пытались атаковать наши суда во время их операций у Варны, Загулдака и других мест неприятельского побережья этого моря.
Наконец следует напомнить, что погибший миноносец был назван в честь лейтенанта Пущина, героя русско-турецкой войны 1877— 1878 годов, который, командуя минным катером, атаковал у Сулина турецкий броненосец, но взрыв мины причинил ему незначительные повреждения, а катер был залит водой и лейтенанту Пущину, вместе со своей командой пришлось пробыть всю ночь в воде, после чего они были подобраны турками и взяты в плен, где и пробыли до конца войны. За этот подвиг лейтенант Пущин был награжден орденом Св. Георгия 4-й степени.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 10 марта (26 февраля) 1916 года
Первая мировая война. 11 марта (27 февраля) 1916 года
Первая мировая война. 12 марта (28 февраля) 1916 года
Первая мировая война. 13 марта (29 февраля) 1916 года
Первая мировая война. 14 (01) марта 1916 года
Первая мировая война. 15 (02) марта 1916 года
|