06 июня (24 мая) 1916 года
От штаба Верховного Главнокомандующего
24-го мая 1916 года.
Западный фронт
В Двинском районе севернее Поневежской железной дороги германцы переходили в наступление, но были отбиты огнем.
В ночь на 23-е мая, к югу от Сморгони немцы выходили за свои проволочные заграждения, с целью захватить один из наших передовых окопов, но, будучи обстреляны пулеметами и встреченные контратакой, бежали в свои окопы. Неоднократные попытки немцев продвинуться были отражены нашим огнем.
23-го мая к югу от Крево немцы, после артиллерийского обстрела, пытались наступать против наших передовых частей у дер. Кочаны, но прибывшими поддержками были отброшены. Южнее Крево неприятельская артиллерия подвергла ураганному огню расположение наших войск.
На фронте от р. Припяти до румынской границы наши войска продолжают развивать достигнутые 23-го мая успехи.
К настоящему времени число взятых нами пленных возросло до 480 офицеров и более 25.000 нижних чинов. Захвачено 27 орудий и более 50 пулеметов.
Юго-западный фронт
Наши войска, развивая наступление на направлении Ровно—Ковель, на плечах опрокинутого неприятеля с боем овладели районом города Луцка и заняли самый город. Во многих местах наши войска не только овладели линией рек Стыри и Иквы, но и, переправившись через них, продолжали наступление.
В Галиции на Нижней Стрыпе энергичным натиском пехоты, поддержанной огнем артиллерии, взяты сильные укрепления неприятеля на фронте Тржибуховце—Язловец. Войска подошли вплотную к линии реки Стрыпы.
Вновь взято в плен 58 офицеров и около 11,000 нижних чинов. Вновь захвачено еще не выясненное количество орудий, пулеметов, складов оружия, походные кухни, телефонное имущество.
Северный фронт
Значительных боевых столкновений не было.
Кавказский фронт
На Байбуртском и Эрзинджанском направлениях турки при поддержке артиллерии наступали против нескольких участков нашего фронта, но были всюду отбиты.
Около Ханекина (130 верст северо-восточнее Багдада) 21-го мая нами был нанесен удар туркам.
В трапезондском районе наши разведчики выбили турок из монастыря, что южнее селения Хортокоп. На гюмишханском направлении наши части ворвались на позицию противника, захватили пленных и взяли бомбомет, оружие, боевые припасы и палаточный лагерь. Контратака противника была отбита огнем.
Русский фронт
МИНСК, 18-го мая. Над ближайшими окрестностями железнодорожной станции Погорельцы появился вооруженный пулеметом германский самолет. Последний, открыв пулеметный огонь, несмотря на огонь наших батарей, успел сделать высоко в воздухе несколько кругов над собранными войсками, которые как раз в это время смотрел главнокомандующий войсками западного фронта ген.-ад. Эверт. Огонь самолета вреда не причинил.
Франко - англо - бельгийский фронт
ГАВР, 20-го мая (2-го июня). Бельгийское официальное сообщение:
«На фронте не произошло ничего существенного».
ПАРИЖ, 20-го мая (2-го июня). Официальное сообщение от 20-го мая, 1 час. дня:
«В Аргоннах на участках Вокуа, Курт-Шоссе и Филль-морт происходили бои ручными гранатами; в этих же участках нами было взорвано несколько камуфлетов, повредивших подземные работы германцев. На левом берегу Мааса нашим войскам, с помощью контратаки, удалось продвинуться приблизительно на 100 метров в соединительных ходах неприятеля на юг от леса Коретт. На пространстве между этим лесом и селением Кюмьер германцы пытались произвести атаку, но были остановлены нашим огнем.
На правом берегу Мааса бой продолжался в течение вчерашнего дня и прошлой ночи с крайним напряжением на всем фронте от фермы Тиомон до Во и распространился даже на восток от форта Во вплоть до Данлу. В районе Тиомон— Дуомон атаки германцев было отражены нашим огнем и контратаками. На юго-востоке от Дуомонского форта неприятелю удалось проникнуть в часть леса Кайльет и подойти с юга к пруду Во. На правом фланге все атаки германцев, направленные против района Во— Данлу, были отбиты с крайне тяжелыми для германцев потерями. В этих боях артиллерийский огонь достиг исключительного напряжения и продолжается на всем фронте германского наступления. На остальном фронте спокойно.
Действия летчиков. Вчера французские воздушные отряды вступили в бой с группой германских аэропланов, возвращавшихся после бомбардировки города Бар-ле-Дюк, а также, атаковали другой отряд неприятельских аэропланов, причем один германский аппарат был сбит близ Этена, а один фоккер подвергся нападению со стороны двух наших аэропланов, снабженных двумя моторами, и был сбит близ Бугонвиль».
ПАРИЖ, 21-го мая (3-го июня). Агентство Гаваса сообщает:
«3а последние двое суток сражение под Верденом достигло небывалого еще напряжения. Германцы произвели ожесточенный натиск на правом берегу Мааса, сосредоточив для атаки все находящиеся до того в тылу части и большое количество тяжелых орудий, взятых с других частей фронта.
Действия неприятеля производят впечатление, что он вынужден ускорять развязку для того, чтобы задержать, если не предупредить, наступление союзников, ибо иначе нельзя объяснить то ожесточение, которым германцы за последние дни поддерживают непрерывный бой, несмотря на ужасающие потери. Однако, это последнее высшее напряжение, которое противник не сможет долго поддерживать, не дало ему возможности существенно изменить наши оборонительные линии. Только на крайнем фланге фронта атаки им удалось проникнуть лишь в несколько ближайшие дома селения Данлу, главная часть которого прочно остается в наших руках. Непрерывность наступательных усилий врага за последние сутки показывает, что сражение под Верденом достигло кульминационной точки.
Поэтому уже теперь ясно, что исход титанической борьбы явно склоняется в нашу пользу. Мы можем вполне положиться на наших солдат, которые по прежнему оказывают с бесподобным самоотвержением несокрушимое сопротивление врагу».
Итальянский фронт
РИМ, 18-го (31-го) мая. Вчера утром в нижней части Адриатического моря был сбит неприятельский гидроплан.
РИМ, 18-го (31-го) мая. Агентство Стефани сообщает:
«Военный бюллетень от 17-го мая отмечает, что общее военное положение на всем фронте не изменилось, если не считать разрозненных боев, происходивших на наших позициях к югу от потока Погона и заставляющих предполагать возобновление в ближайшем будущем наступления со стороны неприятеля в участке Позина (на верхнем Астико).
На всем фронте, кроме района в долине Лагарина, где неприятель продолжал почти непрерывно свои атаки, желая во что бы то ни стало овладеть важными путями, ведущими в долину Адижа, шоссе и железнодорожною линиею, а также Пьяно-делле-Фугацце,—деятельность неприятеля вплоть до Бренты за последние дни была сравнительно незначительна. Однако, было бы ошибкою видеть в этом остановку военных операций или же, как указывалось в части иностранной печати, предполагать, что неприятель не намеревается продолжать наступление на трентинском фронте. Причина относительной передышки, напротив того, очень понятна: это—прежде всего затруднения в перевозке тяжелых артиллерийских орудий в горной, пересеченной и лесистой местности, каковой является район Позины—Верхняго Астико и плоскогорья Сетте-Комуни; затруднения эти осложняются еще дурною погодою, стоящей в последнее время.
К этому надо еще прибавить необходимость замены истощенных отрядов новыми подкреплениями, перевозки раненых, насчитывающихся десятками тысяч, а также необходимость снабжения войск провиантом и военными припасами, загромождающими дороги в тылу. Все это в достаточной степени объясняет относительную передышку неприятеля, за которою несомненно последует возобновление усиленного наступления. Наши войска ожидают его с твердостью. Неприятельский удар будет, вероятно, направлен на наши заградительные позиции в бассейне Арсиеро и на линию, с которой мы господствуем над плоскогорьем Сетте-Комуни, а также на бассейн Асиаго и на пути сообщения между этим бассейном и долиной Сугана».
Сербский фронт
СОЛУНЬ, 19-го мая (1-го июня). В стороне Маядага происходили столкновения патрулей; на остальном фронте продолжалась обычная канонада. Сегодня ночью французские аэропланы бомбардировали Петрич, вчера же они бомбардировали Порт-Лагос, где был взорван болгарский склад военных припасов. Станция Демир-Тиссар занята ротой греков и болгар. Линия расположения болгарских войск в восточной Македонии проходит с одной стороны через Радован, Пелево и Лютру, а с другой—через Ветрину, Рамну и Гаджибейлик.
Турецкий фронт
ТИФЛИС, 20-го мая. Одновременное наступление турок в Байбуртском и Мамахатунском районах не явилось неожиданным для Кавказской армии. Уже давно поступали сведения о сосредоточении здесь турецких сил, что свидетельствовало о намерении их развить активные операции. После последних разгромов турок, наши войска заняли изломанный фронт с выдвинутым далеко к западу выступом у Мамахатуна. Положение войск у этого пункта вызывалось целями разведочного характера, оборонительная же линия наших войск в главном направлении проходила к востоку, образуя выгодный для сдерживания наступления противника фронт. Нашим командованием заранее были приняты здесь соответственные в данном положении решения; поэтому на Байбуртском направлении, где нам выгодно было удержать занимаемую ныне линию, троекратные атаки турок были отбиты выдержанным огнем нашей пехоты, на Мамахатунском же участке, невыгодном по своему очертанию для обороны, было решено отойти назад, что и выполнено. Это, конечно, нельзя считать за неудачу, ибо отход явился вполне планомерным и заранее предрешенным. Оставление нами Мамахатуна совершенно не влияет на положение наше на фронте и ничем не угрожает нашей главной оборонительной линии к западу от Эрзерумского района, но и передовые позиции находятся всецело прочно в наших руках, не говоря уже, что самому Эрзерумскому району непосредственно ничто угрожать не может.
Война на море
ГААГА, 20-го мая (2-го июня). В голландский порт пришли буксирный пароход с восемью германскими матросами и рыбачье судно с 15 германцами, в числе коих один полковник и 2 лейтенанта флота, а также един раненый англичанин; все эти лица были подобраны после морского боя у датских берегов.
КОПЕНГАГЕН, 20-го мая (2-го июня). Из Эсбьерга сообщают:
«Вернувшиеся рыбаки были свидетелями окончания боя в Северном море, находясь вечером 18-го мая приблизительно в 100 километрах к северо-западу от Эсбьерга. Рыбаки видели эскадру, состоявшую из 90 судов, направляющуюся к северу. Всю ночь слышна и видна была канонада. Утром 19-го мая огромное число судов, находясь в бою, направлялось к югу, постоянно маневрируя. Рыбаки видели, как один из крейсеров пошел ко дну. Вскоре суда разделились: германские—удалились в направлении Гельголанда, английские же—на запад. Рыболовным судном на месте боя выловлено 14 оболочек германских торпед».
КОПЕНГАГЕН, 20-го мая (2-го июня). Газета «National Tidende» приводит рассказ капитана датского парохода, имевшего возможность видеть маневрирование английского флота, состоявшего приблизительно из 80 судов и находившегося в бою с невидимым для очевидца германским флотом, держа при этом курс на юг. На одном английском судне был замечен взрыв, однако, судно из строя не выбыло. В среду капитаном был усмотрен английский гидроплан, вскоре принятый на борт подошедшего английского судна. С рыбачьего судна видели над эскадрой два цеппелина, из которых один внезапно исчез, оставив после себя облако дыма.
ЛОНДОН, 21-го мая (3-го июня). Адмиралтейство сообщает:
«В бою в Северном море мы потеряли всего восемь контр-миноносцев. Ныне возможно точнее подсчитать потери неприятеля; последние выражаются в следующем: один германский дредноут-броненосец типа «Кайзер» взорван атаковавшими его контр-миноносцами, другой дредноут того же типа потоплен, как предполагают, артиллерийским огнем.
Из трех германских броненосных крейсеров, из которых один был, по-видимому, «Derlinger», а другой «Lutzov», первый взорван, второй подвергся сильному огню нашей эскадры, был поврежден и потерял способность управляться, третий же был сильно поврежден. Далее потоплены один германский легкий крейсер и 6 германских контр-миноносцев; кроме того, по крайней мере, еще два легких германских крейсера потеряли способность управляться. Помимо этого, от нашего огня пострадали еще три германских броненосца. Наконец, одна германская подводная лодка была протаранена и потоплена».
Морской обзор
Двадцать второй месяц войны на море
Начало минувшего месяца ознаменовалось дипломатическим поражением Германии во время ея переговоров с Соединенными Штатами о ведении подводной войны, после чего деятельность германских подводных лодок значительно затихла, и весь месяц прошел без особенно выдающихся событий на морских театрах войны, хотя общественные круги и печать ожидали каких-то особенных событий на море.
Русский флот на Балтийском море продолжал зорко следить за своим противником, о возможности энергичного выступления которого усердно сообщала нейтральная печать. Однако, до сих пор выступление это не осуществилось. Хотя в 20-х числах апреля и сообщалось о каком-то маневрировании германских судов в этом море, но оно не приняло какой-либо угрожающей нам формы. Но зато в начале мая возобновились нападения на германские торговый суда наших и английских подводных лодок, которые выразились, по опубликованным сведениям, в потоплении 4-го мая у Ландсорта, т. е. южней Стокгольма, 3-х германских пароходов, а 9-го мая было сообщено о потоплении еще 2-х, что заставило немцев прекратить паромное сообщение между Трелсборгом и Засницем и задержать свои торговые суда в германских и шведских портах.
Как развилась далее эта операция— пока неизвестно, но имеются сообщения, что немцы крайне встревожены возобновлением той деятельности наших подводных лодок, которая нанесла им громадные убытки осенью прошлого года, и приняли самые энергичные меры для розыска этих лодок, которые оказались бесплодными и еще более стеснили всегда производившееся с различными затруднениями мореплавание в Балтийском море. Затем следует отметить появление у Стокгольма большого числа германских мин, на которых погиб 4-й пароход из судов, затонувших от них в этом районе. Наконец, в минувшем месяце опять была произведена попытка поднять в Швеции вопрос об Аландских островах и обострить отношения между этой державой и Россией, но она кончилась полной неудачей выступления шведских, руководимых германскими агентами, общественных деятелей.
На Черном море минувший месяц прошел в сравнительном затишье и относительно наступления наших войск в приморском районе, которое производится при содействии флота, сообщалось только о продвижении наших частей 27-го апреля к западу и юго-западу от Платаны и 3-го мая о развитии нашего наступления на Керасунд.
Относительно операции у неприятельских берегов в первых числах мая сообщалось, что наши суда произвели их тщательный осмотр и никаких судов не обнаружили. 9-го мая было сообщено о потоплении одной из наших подводных лодок у входа в Босфор большого парусного судна с углем, причем это произошло под выстрелами береговых батарей и при атаках гидропланов.
14-го мая при таких же условиях наша подводная лодка потопила у Загулдака большой турецкий бриг с углем. Последнее сообщение говорит о потоплении пяти парусных шхун и приводе одного такого судна в Константинополь, несмотря на атаки неприятельских гидропланов, пытавшихся защитить эти суда. Затем и неприятели сделал попытку проявить свою деятельность на этом море и 24-го апреля у Евпатории появился германо-турецкий крейсер «Бреслау», который открыл огонь по этому курорту и стоявшим на рейде судам и через полчаса удалился, причинив незначительные повреждения городским зданиям и убив, и ранив несколько человек. Что же касается неприятельских подводных лодок, то об их присутствии в этом море ничего не сообщалось и только в нейтральной печати было известие, что одна из них попала около Варны на мину и затонула, причем ея экипаж был спасен.
Английский флот в Средиземном море кроме обычной деятельности своих главных сил по наблюдению за германским флотом, в начале минувшего месяца содействовал уничтожению двух германских цеппелинов, из которых один—L. 20 участвовал в набеге нa побережье Шотландии и Англии в числе 5-ти или 6-то таких воздушных кораблей и, преследуемый союзными судами, спустился у берегов Норвегии вблизи Ставангера, где он разбился о скалы.
Затем 22-го апреля у побережья Шлезвига 2 английских легких крейсера «Галатеа» и «Фаэтон» подбили цеппелин L. 7, который окончательно был уничтожен английской подводной лодкой взявшей в плен его экипаж и выдержавшей бой с германским крейсером. Из других событий известно о перестрелке между английскими и германскими истребителями миноносцев, бывшей 25-го апреля, а 3-го мая произошла приблизительно такая же перестрелка у бельгийского побережья, причем с английской стороны, кроме миноносцев, были и мониторы, а германские суда бежали в свой порт. 6-го мая у Куллена, т. е. мыса у северного выхода из Зунда английская или французская подводная лодка потопила германский пароход «Траве», а 7-го мая у о-ва Фане, находящегося у западного датского побережья, была слышна канонада, но какой бой происходил в море, пока не было сообщено.
Что же касается нападения германских подводных лодок на торговые суда, то оно, после вручения германского ответа на американскую ноту о ведении подводной войны, значительно сократилось и число погибших при нападении этих лодок и на расставленных ими минах судов равно за минувший месяц приблизительно 11-ти, из которых 2 было нейтральных и 1 французское, причем между ними выделяется большой пароход «Цимрик», потопленный 25-го апреля в Атлантическом океане, и голландский пассажирский пароход «Батавьер», погибший 5-го мая на мине.
В. Э.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 02 июня (20 мая) 1916 года
Первая мировая война. 03 июня (21 мая) 1916 года
Первая мировая война. 04 июня (22 мая) 1916 года
Первая мировая война. 05 июня (23 мая) 1916 года
Первая мировая война. 06 июня (24 мая) 1916 года
Первая мировая война. 07 июня (25 мая) 1916 года
|