02 января 1917 (20 декабря 1916) года
От штаба Верховного Главнокомандующего
20-го декабря 1916 года.
Западный фронт
По участку д. Пониковце, к юго-западу от Броды, противник открывал сильный ружейный и пулеметный огонь и партиями выходил из своих окопов, однако нашим огнем быль загнан в свои окопы.
Попытки противника переходить в наступление в районе леса Гукаловце и д. Ярославица остановлены нашим огнем.
На молдавской границе противник пытался наступать в районе высоты 2.690, но встреченный контратакой наших застав разбежался, оставив несколько пленных. Рота противника, перешедшая в наступление от д. Ракотьяш, также была отброшена нашим огнем.
В долине р. Татроша противник ведет огонь снарядами с удушающими газами, а также сильный артиллерийский огонь из орудий всех калибров. В долине р. Татроша пехота противника перешла в наступление от д. Ракотьяш, но была отброшена с большими потерями. Около часу дня австрийцы вновь пытались наступать от д. Котумба и в долине р. Сулча, но в обоих пунктах были остановлены нашим огнем.
Также неудачны были попытки противника наступать в долине р. Чабаниош. Противник понес большие потери убитыми и ранеными. Противник наступал также к северу и к югу от долины р. Ойтос. Все атаки противника были отражены. Высланная нами разведка обнаружила в 200 шагах от наших окопов большое количество трупов противника. По дополнительным сведениям вчера при наших контратаках в долине р. Слонику нами взято в плен 3 офицера и более 200 нижних чинов.
Юго-западный фронт
На золочовском направлении противник обстреливал сильным артиллерийским огнем раион деревни Баткув, Манаюв и Гарбузов, после чего его пехота перешла в наступление на всем этом фронте. Несмотря на огонь нашей артиллерии, ей удалось проникнуть в окоп одной из наших рот, но сейчас же нашей контратакой она была отбита и отброшена.
Одновременно с этим район деревни Маниловки обстреливался снарядами, дававшими при разрыве густой желтый дым, долго не рассеивающийся.
На Днестре в районе Иезуполя нашим артиллерийским огнем разогнаны партии рабочих, производивших окопные работы, а также удачно обстреляно местечко Иезуполь.
На молдавской границе противник дважды переходил в наступление на участке от деревни Котумба до долины реки Сульча и к югу от нее, но всюду был отброшен нашим огнем. Здесь на одной из высот нами возвращена часть окопов, утерянных накануне.
Кавказский фронт
Близ с. Сафкер, что 25 верст северо-западнее Калкита, наша разведывательная партия уничтожила заставу противника. В районе Калешина, что в 60 верстах северо-восточнее Ревандуза, метель продолжается четвертые сутки.
Румынский фронт
Румыны вели наступление к северу от реки Касина, в восьми верстах восточнее венгерской границы. Противник утром атаковал румын к востоку от Совежа, на верхнем течении реки Сушица, но был отброшен и отошел к западу преследуемый кавалерией. Днем противник возобновил наступление в превосходных силах и оттеснил румын на прежнюю позицию. Противник густыми цепями под прикрытием ураганного огня артиллерии, стрелявшей снарядами с удушливыми газами, атаковал участок одного из наших полков вдоль железной дороги к юго-западу от Фокшаны.
Встреченный дружным огнем, противник отхлынул в свои окопы и больше атак не возобновлял. Один из наших стрелковых полков стремительно атаковал село Гулиявка (к юго-западу от устья реки Рымник) и овладел им, взяв в плен шесть офицеров, двух врачей и 206 нижних чинов и захватив пять орудий и восемь пулеметов.
Также захвачены атакой наших частей село Гулиявка (к юго-западу от устья реки Рымник) и овладел им, взяв в плен шесть офицеров, двух врачей и 206 нижних чинов и захватив пять орудий и восемь пулеметов.
Также захвачены атакой наших частей село Киовену и селение Максинени (к юго-востоку от селения Гулиявка), причем части противника, занимавшие их, оттеснены к югу.
Румыны, сначала потесненные упорными атаками противника на фронте к северу и югу ог р. Касина, в 8 верстах к востоку от венгерской границы, контратакой восстановили положение и продолжают стойко удерживать свои позиции, несмотря на продолжающаяся ожесточенные атаки противника.
В раионе Андреашудежос (в 12 верстах к югу от слияния р.р. Путна и Завала) противник потеснил наши передовые конные части и занял указанные селения. Войска ночью без давления со стороны противника перешли на новые, заранее подготовленные, позиции.
В Добрудже наши части отошли на новые позиции.
ТЕЛЕГРАММЫ
Западный фронт
ОДЕССА, 17-го декабря. Из осведомленных источников получены в последние дни сведения о ряде подвигов, совершенных на Карпатах нашими героями; особенно выделяется по поразительному хладнокровию, смелости и ловкости подвиг двух офицеров. Взяв телефонный аппарат, они подползли к неприятельскому блокгаузу и с расстояния 50 шагов корректировали стрельбу нашей артиллерии, пока блокгауз не был уничтожен. (ПТА).
Кавказский фронт
ТИФЛИС, 16-го декабря. Из авторитетного источника сообщают, что боевые действия на кавказском фронте развиваются в ванском направлении, где нами расширяется зона. Весь перевал Атаман перешел в наши руки. Турки отступают в юго-западном направлении.
На средства, отпущенные комитетом Великой Княжны Татьяны Николаевны, открыты в Баку, Сухуме и Батуме приюты для детей лиц, пострадавших от войны. (ПТА).
Французский фронт
ГАВР, 16-го (29-го) декабря. Бельгийское официальное сообщение:
«артиллерийская деятельность с той и другой стороны происходила к югу от Диксмюде и по направлению к Нордшотте. Мы удачно обстреляли район в направлении к Меркену». (ПТА).
ЛОНДОН, 17-го (30-го) декабря. Официальное сообщение британской главной квартиры во Франции от 16-го декабря, вечера:
«Вчера вечером отряд наших солдат произвел успешное нападение на неприятельские линии к востоку от Лазара, причем неприятельские траншеи оказались сильно поврежденными нашим артиллерийским огнем. Нападение, произведенное сегодня вечером противником на наши позиции к востоку от Аршантьера, было отбито.
Ночь прошла сравнительно спокойно. Утром деятельность артиллерии обеих сторон возобновилась с новой силой, достигнув наибольшего напряжения на нашем фронте к югу от Анкра и в окрестностях Берле. Несмотря на неблагоприятные атмосферические условия, наши аэропланы успешно выполняли свои задачи, действуя совместно с артиллерией. Один из наших аппаратов не вернулся». (ПТА).
ПАРИЖ, 16-го (29-го) декабря. Официальное сообщение от 16-го декабря, 11 час. вечера:
«Между Эном и Уазой наша артиллерия открыла разрушительный огонь по германским позициям в районе Кеневьера. Наши патрули проникли в неприятельские траншеи, которые оказались разрушенными и эвакуированными. На левом берегу Мааса в течение дня неприятель подверг сильной бомбардировке наши позиции от Мааса до Авокура.
Мы остановили на различных пунктах этого фронта попытки неприятеля произвести атаки при помощи ручных гранат. На всех других пунктах происходила с перерывами канонада.
Действия летчиков. Два германских аэроплана были уничтожены днем 14-го декабря. Аэропланы, о которых упоминалось в утреннем сообщении, были сбиты: один из них—подпрапорщиком Люсберри, а другой—поручиком де-ла-Тур. Подпрапорщиком Люсберри было сбито до настоящего времени 6 неприятельских аппаратов, поручиком де-ла-Тур—8. Днем 14-го декабря и в следующую ночь наши аэропланы сбросили снаряды на авиационный парк Гризоль, на станцию Нэль и на разные военные заводы, в том числе на заводы в Нейкирхене». (ПТА).
ПАРИЖ, 16-го (29-го) декабря. Французское официальное сообщение от 16-го декабря, 1 часа дня:
«На левом берегу Мааса продолжалась бомбардировка неприятелем наших позиций, о которой говорилось во вчерашнем сообщении. Интенсивность огня возросла еще более. Наконец, днем германцы произвели сильную атаку на наши позиции на участке фронта, протяжением свыше трех километров, начиная от пункта, лежащего к западу от высоты «304» и кончая пунктом к востоку от Мортомма. Атака была отбита нашим заградительным огнем, а также огнем нашей пехоты и пулеметов; лишь небольшие группы германцев проникли в один из наших окопов у Мортомма. На правом берегу Мааса мы рассеяли германскую разведочную партию к востоку от укреплений Ардомона. На остальном протяжении фронта ночь прошла спокойно.
Действия летчиков. Поручик Эрто сбил 14-го декабря 16-й по счету из общего числа им сбитых германских аэропланов над лесом Манг, к юго-востоку от Мизери. Подтверждаются известия, что в тот же день наши летчики сбили, кроме того, еще четыре неприятельских аппарата. Один из этих аппаратов сбит поручиком Лостом, одержавшим уже шестую из этого рода побед и нижним чином Мартеном, еще ранее сбившим пять аэропланов.
Итальянский фронт
РИМ, 15-го (28-го) декабря. Официальное сообщение итальянской главной квартиры:
«Вследствие улучшения погоды артиллерия с той и другой стороны проявила большую деятельность по всему фронту и в особенности на Карсо. В течение ночи, в районе местности к югу от горы Файти, наши войска внезапным нападением заняли котловину, приблизительно в 200 метров, находящуюся впереди их линий». (ПТА).
Румынский фронт
ЯССЫ, 14-го (27-го) декабря. Королевским декретом дивизионному генералу, командующему первой армией, Константину Прессану, назначенному начальником главного штаба, поручена реорганизация румынской армии, уведенной с фронта. (ПТА).
Балканский фронт
СОЛУНЬ, 14-го (27-го) декабря. Британские аэропланы бомбардировали ангары в Демир Гиссарре. На фронте происходили стычки британских и турецких кавалерийских разведочных отрядов. На большей части фронта продолжалась с перерывами артиллерийская канонада. Никаких пехотных действий не было. (ПТА).
СОЛУНЬ, 15-го (28 го) декабря. Официальное сообщение сербской главной квартиры:
«Вчера, кроме артиллерийской перестрелки, ничего существенного на сербском фронте не произошло». (ПТА).
Турецкий фронт
ЛОНДОН, 15-го (28-го) декабря. Официально сообщается, что 13-го декабря отряд морских аэропланов с успехом сбросил бомбы на неприятельские лагерные расположения в Галате (Галиполи). Другой отряд разрушил 14-го декабря мост Чикельдир в 18 милях к востоку от Адана. (ПТА).
Война на море
СТОКГОЛЬМ, 15-го (28-го) декабря. Из Гетеборга сообщают:
«Захваченный в свое время и уведенный германцами шведский пароход «Reserv» возвращен вместе с грузом». (ПТА).
ОДЕССА, 16-го декабря. По полученным сведениям, пароход, потопленный на днях нашей подводной лодкой вблизи Босфора, принадлежал к числу самых больших из оставшихся у турок. Потопленный пароход нес крейсерскую службу. (ПТА).
Мнение германского генерала о воспитательном значении войны
Заместитель начальника германского генерального штаба в Берлине генерал-лейтенант барон Фрейтаг Лорингофен, известный до войны своими военно-литературными трудами, поместил в «Северо-германской всеобщей газете» статью о воспитательном влиянии войны из которой приводит выдержки «Stockholms Dаgblad».
В статье этой, появившейся в официозе, среди довольно запутанных философских и психологических размышлений, сквозит как бы неудовлетворенность настроениями в тылу и в этом отношении она может представить известный интерес, указывая на упадок духа среди населения Германии. Вместе с тем в ней подчеркиваются самоотверженные усилия Франции и Англии.
Автор говорит:
«деятельность германских солдат на войне превзошла всякие ожидания и это создало среди высших руководителей твердую уверенность в успехе. Однако возвращающиеся с фронта не находят всеобщего распространения такой уверенности в стране. Конечно много говорится о необходимости выдерживать до победы, но уже с озабоченностью многие спрашивают себя, что же будет после войны?
У многих отсутствует твердая, радостная вера в нашу будущность. Этому способствует отсутствие в тылу тех впечатлений, которые окружают сражающихся на фронте, и невольно, чем дольше продолжается война, тем более слабеет интерес к ней и в тылу не следят более сердцем за войною, а рассматривают ее скорее академически. Однако этим делают несправедливость по отношению к солдатам.
Повсюду в армии смелость руководителей вызвала к жизни храбрость солдат. Особенно позиционная война дает случай солдатам выказывать индивидуальную отвагу. Как много неведомых героев совершают подвиги на земле и под землей, и сколько их при этом жертвуют своею жизнью! Как малозначаще звучит: «мы взорвали мину» или «мы заняли противоположный край воронки, взорванной противником мины», а между тем это означает, что среди ночи происходят ожесточенные ближние бои штыками и гранатой, вызывающие чрезвычайное напряжение и требующие самых высоких достоинств от низших руководителей, а от низших чинов чудеса храбрости и выносливости. Не все германские солдаты природные герои, но именно в том и сказывается воспитательное значение этой борьбы за жизнь, что и слабые увлекаются в общий поток.
Поэтому, можно надеяться, продолжает автор, что из мировой войны наш народ вынесет еще большую гордость и самонадеянность, чем у него было до нее. Наше историческое развитие сложилось так, что мы позднее других народов образовали вполне национальное целое; этим объясняются многие особенности наши; мы из этой гигантской борьбы должны добыть то, что уже веками составляет достояние других народов. Мы после войны не хотим сохранить того самохвальства, которое в значительной мере способствовало тому, что нас за границею недолюбливали. Но благие последствия мировой борьбы не должны касаться одной лишь области атаки. Мы должны познать, что все великие политические вопросы суть вопросы мощи. Только при этом условии мы в будущем можем вынудить в иностранцах уважение к себе, а не тем, что будем забегать перед ними и заискивать у них. Уважение, завоеванное прусскими штыками, не должно быть утеряно в дни глубокого мира.
Ненависть которую питают к нам наши врага, не должна ослеплять нас по отношению к тому, что они совершили во время войны.
Франция показала такое самоотвержение и такую выносливость, которая совершенно не вяжется со всеми ходячими представлениями о французской натуре. Англия, которая до сих пор была только сильна на море, завела у себя воинскую повинность, несмотря на крайнее к ней нерасположение, и создала громадную сухопутную армию. Если британская политика была чужда всякой сентиментальности, то это само по себе не подлежит осуждению; только лесть и высокомерие возмущают нравственные чувства. С наростами английской политики мы всегда готовы бороться, но здоровый эгоизм ее должен служить нам наукою.
Если мы всегда устно и письменно будем подчеркивать свое бескорыстие, то это принесет нам только вред; ибо чем больше мы об этом говорим, тем меньше нам верят, как показал опыт войны, и подозревают какие-либо темные замыслы. Как сказано, международные вопросы решаются только мощью. Но от этого еще очень далеко до устранения всего идейного из политики и до полного отрицания права.
События требуют от нас почитания наших павших солдат. Чтобы не даром пролита была их кровь, нам надо, как говорит Клаузевиц, «отказаться от слабости духа, от стремлений к приятным ощущениям», а надо закалиться в этой грандиозной борьбе, которая только при этом условии окажет на нас плодотворное воспитательное влияние.
М. Б.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 29 (16) декабря 1916 года
Первая мировая война. 30 (17) декабря 1916 года
Первая мировая война. 31 (18) декабря 1916 года
Первая мировая война. 01 января 1917 (19 декабря 1916) года
Первая мировая война. 02 января 1917 (20 декабря 1916) года
Первая мировая война. 03 января 1917 (21 декабря 1916) года
|