МОСКВА, 6 ноября.
Блестящее зрелище, которое представляла собой Парижская Всемирная выставка, окончилось.
Вопрос об успехе закрывшейся выставки можно будет решить еще не скоро — сама Франция пока не может еще учесть итогов этого успеха. Пока французское правительство, как и большинство французского народа, довольны тем, что выставка прошла без всяких смут и волнений, которые до открытия ее усердно предрекались внутренними и внешними врагами республики. Всего же более довольно внешним успехом выставки нынешнее министерство Вальдека-Руссо.
Все усилия этого министерства были устремлены прошлой весной к тому, чтобы удержаться на месте до открытия выставки, которая совпала почти с закрытием палат и прекращением упорной борьбы, которую вели против него враждебные ему партии на законодательной арене.
Там неустанно изобличались ошибки и промахи министерства, совершенные им по делу Дрейфуса и в многочисленных преобразовательных затеях во всех отраслях государственного управления, носивших характер крайне радикальный, отчасти даже социалистический.
С большим трудом министерству Вальдек-Руссо удалось добиться в июне закрытия законодательной сессии палат без выражения недоверия деятельности министерства, и оно удовольствовалось формально выраженным ему крайне искусственным и сомнительным доверием, лишь бы остаться у власти и получить право управлять страной во время выставки.
Совершенно понятно, что состоявшееся на днях открытие законодательной сессии, совпавшее с закрытием выставки, должно было пробудить во Франции запальчивую вражду всех противников нынешнего министерства против политики последнего, в надежде свергнуть своих ненавистных соперников. Г. Вальдек - Руссо и все члены его кабинета усердно готовились в последнее время к отпору против готовившихся на них нападок, причем главным подспорьем для себя и способом защиты они признали ссылку на успех закончившейся теперь Всемирной выставки.
Во всех речах, которые за последние недели произнесены в разных концах Франции министром-президентом и его товарищами, министром торговли, г. Мильераном, и военным, г Андрэ, настойчиво выставлялись напоказ спокойствие, господствовавшее во всей стране в продолжение всего лета, и то умиротворение населения, которое наступило после окончания дела Дрейфуса произнесенным в Ренне судебным приговором и актом амнистии.
В особенности хвастал этим успехом г. Вальдек-Руссо в своей речи, произнесенной недавно в городе Тулузе, где он не только уверял своих слушателей в том, что большинство населения удовлетворено образом действий нынешнего правительства, но что и само правительство вполне окрепло в сознании поддержки, которую ему окажет население и тем смелее будет действовать отныне для осуществления намеченной им себе политической программы.
Г. Вальдек-Руссо обещал обширные преобразования в области финансовой и взимания податей, введения новой системы обязательного обучения и внесения на утверждение палаты закона о сообществах и конгрегациях, чем будет положен конец существованию многочисленных католических союзов, могущественных и влиятельных, по их чрезвычайному богатству, добытому, якобы, незаконными поборами с населения. На что г. Вальдек-Руссо не мог бы отважиться прошлой весной, не подвергаясь опасности быть свергнутым оппозиционными партиями палаты и коалицией мелинистов с клерикалами, на то он смело идет в настоящее время, по окончании выставки, внешний успех которой он спешит учесть в свою пользу.
Но если вникнуть в то настроение, которое господствует ныне во Франции, то можно с уверенностью предположить, что оно, после успеха выставки, весьма благоприятно относится к нынешнему главе Французской республики, г. Лубэ. Однако, г. Вальдек-Руссо и его министерство не могут еще успокоиться на лаврах и считать свое положение утвердившимся. Во всяком случае, на банкете мэров Франции, бывшем на выставке в сентябре, и на торжестве открытия памятника Карно в Марселе на этих днях, г. Лубэ встречен был единодушными и восторженными овациями, исходившими от массы представителей французского народа и значительно разнившимися от тех знаков неудовольствия и нерасположения, которые выказаны ему были вскоре после выбора в президенты республики. Г. Вальдек-Руссо и министры его кабинета удостоились горячего приема лишь от официального, служебного мира, в котором публика почти не участвовала,—приема, который не свидетельствовал о сочувствии масс.
Это доказало и первое заседание вновь созванной палаты депутатов, в котором министерство только с большим трудом и лишь помощью многих казуистических оговорок добилось одобрения своего образа действий незначительным большинством голосов. Такой результат далеко не свидетельствует о том, что общественное мнение Франции согласно идти за г. Вальдек-Руссо по пути проектируемых им смелых и радикальных преобразований.
Московский листок (большая политическая внепартийная газета) № 310, 06 ноября 1900 г.
Еще по теме
Современное состояние работ на Всемирной выставке в Париже
Парижская всемирная выставка 1900 г. Часть 1
Парижская всемирная выставка 1900 г. Часть 2
Россия на всемирной выставке в Париже. Часть 1
..............................................
На всемирной выставке. Итоги. Часть 3
Закрытие парижской Всемирной выставки и настроения во Франции
К закрытию парижской Всемирной выставки. Ч. 1
|