Группа русских на одной из улиц в Ханькоу
Русские колонии в Китае
Операции, производимые тайными обществами Китая, чрезвычайно разнообразны, но по большей части основа их — это заработать тем или другим способом деньги. Ошибочно думать, что общества эти состоят из закоренелых фанатиков, настойчиво преследующих какую-нибудь религиозную идею. Бывают, правда, общества и с громкими названиями, заставляющими думать об их высоком (для китайца) назначении, но операции их совсем не соответствуют названиям.
Вступить в члены „тайного общества" может каждый китаец, и поэтому члены такого общества по большей части состоят из китайской черни, вечно голодающей и готовой идти на все.
Как пример операций этих многочисленных обществ, можно привести хотя бы следующее: в одном случае они являются охранителями за известную плату путешествующих или везущих товары из города в город, гарантируя им полнейшую безопасность в дороге от разбойников или пиратов. В других случаях они являются и сами грабителями, если не получат платы и т. д.
И против этого путешествующий - китаец, купец-китаец и т. д. ничего не может поделать и отдает без ропота свою меду, как какой-либо государственный налог. Знают приюты этих обществ и мандарины-чиновники, но так как их назначение драть с правого и виноватого, то они сочли за лучшее быть нейтралитетом, а многие из них примкнули к этим обществам и иногда являются заправилами, получая львиную долю добычи.
Казаки на русской концессии в Ханькоу
В большинстве случаев члены общества видят в европейцах главную для них наживу и потому все время подстрекают китайскую чернь на разграбление имущества „заморских чертей", обещая им все блага свыше.
Китайская чернь очень невежественна и, веря слухам, распространяемым про европейцев, видит в их избиении избавление от страшной бедности, в которой она находится.
Бывают и более основательные тайные общества, состоящие из китайцев, знакомых с политическим положением Китая и знающих, что происходит на белом свете. В Вучане (находящемся против Ханькоу, по ту сторону Янцзе-Кианга) есть китайский университет, поставленный на европейскую ногу, главные предметы в котором - изучение языков и политики; окончившие курс студенты посылаются после экзамена за границу в посольства или получают солидные места у себя на родине. Преподавателями языков и наук—немцы, англичане, французы. Между прочими предметами преподается и русский язык.
Зная, что Китай представляет из себя лакомый кусочек для Европы, студенты, будучи настроены сами против пришлого элемента, стараются, в свою очередь, настроить массу и являются как бы вождями других обществ, более невежественных, играя на слабой струнке последних — наживе и благах, даруемых свыше. Эти будущие китайские чиновники, руководясь сознательной политической идеей очистить Китай от европейцев, часто являются виновниками порывов ненависти черни к европейцам.
В октябре 1898 г. в китайской части Ханькоу был чудовищный пожар, истребивший 1/3 города, благодаря его скученности. Причина пожара — поджог членами тайных обществ. Едва этот, длившийся несколько дней, пожар начинал утихать, поджигали в другом конце города. Пламя пожирало целые улицы, оставляя груду пепла. В это время на китайских улицах были вывешены афиши, извещавшие жителей, что виновниками пожара были европейцы. В одних прокламациях говорилось, что небо карает китайцев за то, что они пустили в свою древнюю страну чужеземных чертей, и пожары будут продолжаться до тех пор, пока не убьют иностранцев; в других говорилось, что поджигают европейцы.
Прокламации эти произвели сенсацию среди китайской черни, особенно среди погоревших, которых было до 125,000 человек и которые буквально голодали, состроив себе из рогож шалаши среди пепла. Опасались, что вся эта орда хлынет на европейский квартал, разгромит и разграбит его до основания.
Европейцы, относившиеся обыкновенно скептически ко всем прокламациям, на этот раз перепугались и приняли усиленные меры к защите, выработав план на случай восстания. Волнение и поджоги продолжались целый месяц.
Миссионеров различных национальностей в Ханькоу очень много, и им больше всего достается от китайской черни.
Миссионеры обоего пола, сосредоточившиеся в Ханькоу и его окрестностях, принадлежат к различным национальностям—преобладающее количество английские. Есть также много американцев, немцев, бельгийцев и итальянцев, как мужского, так и женского пола. Многие из них живут в европейском квартале, уезжая на проповеди в китайский город.
В Ханькоу находится госпиталь, вы строенный на средства London Мissian, постоянно наполненный китайцами.
Госпиталь этот посещает живущий в Ханькоу английский доктор.
Итальянская католическая миссия построила большой монастырь и католический собор и, кроме того, приют для брошенных китайских детей, обращаемых живущими в монастыре миссионерами в католичество. Этот монастырь находится на задней улице европейского квартала и окружен большой каменной стеной. В нем находятся школы, наполненные обучающимися там китайскими детьми христианами в возрасте от 5— 14 лет. Кроме школы, здесь же находится и католический госпиталь, в верхнем этаже которого—отделение для европейцев. Помещение госпиталя очень хорошее,—большие светлые комнаты хорошо вентилируются и очень удобны.
Итальянские миссионеры в Пекине
Ухаживают за больными сестры милосердия, итальянки. На руках их умерло немало и русских. Нужно отдать им должное, сказав, что они относятся к своему делу с замечательной добросовестностью. Между ними (их 8—9) есть и совсем молодые, и невольно удивляешься на них. Жить где-то в монастыре в самом центре Китая, порвав с родиной все связи, жить постоянно страдая от ужасного климата, почти никуда не выходя из монастыря, все время возиться с больными — это самоотречение, достойное примера.
Этими госпиталями и приютами и ограничивается все истинно христианское, насаждаемое культурными западно-европейскими нациями в Китае. Не то можно сказать о большей части миссионеров, обращающих китайцев в христианство. Большинство из них вовсе не духовные лица и, даже, невежественные, или лучше сказать, не признающие своего назначения. Лондонский или американский пролетариат, не найдя у себя занятий на родине, стремится в Китай проповедовать христианскую религию, живет там припеваючи и ни в чем себе не отказывая, как он никогда и не жил бы у себя на родине, кроме того имея еще шансы нажить деньгу.
Они обращают, правда, многих китайцев в христианство, но крестить китайца это еще не значит сделать его христианином. Китаец прежде всего имеет самое смутное понятие даже и о той религии, которую он исповедует; он лишен каких бы то ни было религиозных принципов. Круг религиозных его понятий не идет дальше того, что существуют какие-то силы, управляющие им, миром, событиями. К силам этим он обращается по его надобности, делает идолов, наполняет ими кумирни, приносит жертвы, сжигая пред идолами золоченые бумажки и платя деньги бритоголовым китайским монахам, обещающим ему все блага. Если идол, которому китаец приносит долго жертвы, не исполняет его просьбы, то он, рассердившись, колотит его палкой и иногда (если этот тот ему принадлежит) разбивает его и обращается к другому. (Вообще китайцы обращаются с своими богами за панибрата!)
Отличаясь веротерпимостью, при всем этом китайцы не могут понять, почему именно им стараются навязать чуждую им христианскую веру, да еще конкурируя между собой (католики и протестанты), и с своей точки зрения видят в этом лишь выгоду, преследуемую европейцами, и попрание последними их старых традиций, в которых они выросли. Христианская религия в настоящее время, при условиях, окружающих китайца и как она ему проповедуется католиками и протестантами, не может быть понятна.
Жившие много лет в Китае и давно уже понявшие все миссионеры и не стараются об этом, поучая китайцев и обращая их в христиан лишь из-за того, что это лежит на их обязанности и доставляет им средства к существованию. Множество миссионеров прямо спекулируют обращением китайцев в христианство: за каждого обращенного они имеют из своей миссии денежное вознаграждение и поэтому стараются обращать как можно больше китайцев, не заботясь о правильном понимании последними религии.
Чтобы привлечь побольше китайцев, миссионеры обещают каждому новообращенному новую синюю рубашку и шаровары (обычная одежда китайцев) и таким образом завербовывают будущих „христиан" из голодной толпы. Многие миссионеры, особенно американские, под видом проповедников христианства, занимаются часто комиссиями, торговлей, нередко обманывая китайцев и своих обращенных, ради наживы. Можно после этого представить, как судят о миссионерах китайцы и какие хорошие христиане последние!
Правда, есть китайцы, обращенные в православие нашими духовными лицами (их немного —большинство из них в Пекине), но они были обращены не синими рубашками. Православные китайцы более знакомы с догматами христианства, чем все обращенные другими миссионерами.
Главные враги миссионеров среди китайского населения — китайские монахи, видящие в них конкурентов, так как миссионеры привлекают к себе наиболее стремящуюся к религии и поклонению массу, отбивая ее у монахов. Ввиду этого, последние всегда настраивают чернь против чужеземных проповедников, навязывающих им непонятную религию. И миссионерам часто достается от китайцев. Многие из них, и правые, и неправые, платятся нередко своей жизнью, попадая где-нибудь в китайской деревне, или местечке, в руки разъяренной черни, которая их убивает и уродует трупы до неузнаваемости.
В 1899 году, в феврале месяце, в местечке Ичан близ Ханькоу, китайцы напали ночью на двух бельгийских миссионеров и сожгли их дом (их было в этом местечке только двое). Один из них был ими безжалостно убит и труп его страшно изуродован (была раздроблена голова, вырезано сердце и внутренности). Его товарищ каким-то чудом спасся и бежал в Ханькоу, где донес обо всем бельгийскому консулу. Последний обратился за помощью к английскому консулу и на место происшествия была немедленно командирована стоявшая в это время в Ханькоу английская канонерская лодка. По прибытии в Ичан, командиром этой лодки было объявлено, что виновники должны быть немедленно пойманы. В случае же, если будет отказ, или требование не исполнено в течение 48 часов, местечко и находящийся там дом мандарина, будут бомбардированы.
Испуганные китайцы поспешили удовлетворить требование, нахватав по обычаю из толпы 33 человека. В этот же день была казнь этих попавшихся людей, из которых, быть может, были виноваты и 30 человек, может и 20, а может только и двое (последнее достовернее, судя по примерам). Разбирать кто прав, кто виноват было некогда...
(Продолжение 6удет)
Н —в.
Московский листок, Иллюстрированное приложение № 29, 23 июля 1900 г
Еще по теме
События в Китае. 1900 г.
.................................
Миссионерская деятельность в Китае. Еврейская колония в Китае
Русские колонии в Китае
Русские колонии в Китае. Фучао
|