nik191 Суббота, 27.07.2024, 03:33
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [945]
Как это было [663]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [9]
События [234]
Разное [21]
Политика и политики [243]
Старые фото [38]
Разные старости [71]
Мода [316]
Полезные советы от наших прапрабабушек [236]
Рецепты от наших прапрабабушек [179]
1-я мировая война [1579]
2-я мировая война [149]
Русско-японская война [5]
Техника первой мировой войны [302]
Революция. 1917 год [773]
Украинизация [564]
Гражданская война [1145]
Брестский мир с Германией [85]
Советско-финская (зимняя) война 1939-1940 годов [86]
Тихий Дон [142]
Англо-бурская война [258]
Восстание боксеров в Китае [82]
Франко-прусская война [119]

» Архив записей

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » 2016 » Март » 26 » Первая мировая война. Техника войны. Армия и автомобиль
07:53
Первая мировая война. Техника войны. Армия и автомобиль

 

 

Нужен ли казенный автомобильный завод?

 

В № 1336 «Разведчика» г. С. Д—в, автор статьи «Военный завод», выступает в качестве горячего защитника необходимости существования специально - военного автомобильного завода, так как, по его мнению, на частных заводах военный автомобиль будет гостем, а не «альфой и омегой всей жизни завода. Ему отведен уголок, его исполняют, но он не живет здесь и не им живут».

«К сожалению, говорит он, техника вообще и автомобильная в частности слабо развита у нас в армии», и «очень часто об автомобиле говорят с пренебрежением», «и, кажется, будто бы он заслужил этого, но именно это обстоятельство и является результатом отсутствия специально-военного завода».

Действительно, армия в условиях своей «работы требует машин сильных, выносливых, построенных из отборных материалов и сплошь и рядом приспособленных именно к данной цели; приходится же брать то, что есть на рынке и что, преследуя общие цели легкового грузового автомобилизма, с обязательным условием доступности для широкого круга покупателей, далеко не всегда удовлетворительно, но берется в силу необходимости и, приспосабливаясь к целям войны, обманывает ожидания, оставляя горечь недоверия к этому техническому «средству».

Трудно согласиться с этим мнением почтенного автора.

Если автомобиль не вполне заслужил в армии то доверие, на которое он имеет право, то причину этого прискорбного явления нужно искать в том, что у нас подавляющее большинство машин заграничного производства, приспособленных для заграничных хороших дорог, а не для наших убийственных проселков, с их выбоинами, ухабами, спусками, мостами и другими прелестями.

 

 

Раз у нас народится отечественная автомобильная промышленность и в широких массах явится спрос на машины, то не подлежит сомнению, что будет выработан тип автомобиля, пригодный для нашего бездорожья. Попытки в этом направлении уже делаются теперь, и, судя по сведениям, проникшим в печать, попытки эти весьма успешны.

Если для армия нужны автомобили, «сильные, выносливые, построенные из отборных материалов», то совершенно такие же машины нужны и для частных лиц и учреждений. Ведь, в сущности, нет разницы между военными и не военными автомобилями, если не принимать в расчет бронированные машины. Впрочем и в последних тот же двигатель и тот же остов с колесами, как и у всякого другого автомобиля, что же касается брони и пулеметной или орудийной установок, то их, конечно, будут выделывать специальные заводы, а не автомобильные, о которых идет речь в статье С. Д—ва.

Армии нужны легковые и грузовые автомобили, и машины этих же типов нужны населению вообще, причем как для первой, так и для последнего желательно, чтобы они были прочны, а следовательно и долговечны.

Далеко не последнюю роль играет также и стоимость как самого автомобиля, так и его эксплуатации, и нет, решительно, никаких оснований считать, что военное ведомство должно мириться с дороговизною машины и с большим расходом горючего и смазочного материала. Наоборот, с высокою ценою машины и с неэкономичностью ее эксплуатации скорее могут мириться те частные лица и учреждения, которые черпают свои средства из коммерческих оборотов, чем армия, содержание которой всецело ложится на государственный бюджет или, другими словами, на народные деньги.

Говоря, что автомобиль, не специально построенный для военных целей, приходится приспосабливать, автор сравнивает его с военным судном и говорит:

«ведь приспособленный пароход не есть военное судно, и почему же, если это неприменимо к морской машине, то применяется к машине сухопутной, каковая тоже есть механизм, созданный только для данной цели и выполняющий ее успешно и совершенно оказывающийся сразу или через некоторое время в неподходящих условиях».

Типов военных судов много, начиная с яхт и кончая современными сверхдредноутами, и в общем все эти суда можно разделить на две группы, а именно: на снабженные бронею, артиллерийским и минным вооружением, т. е. предназначенные для чисто боевых целей, и на такие, которые ни брони, ни вооружения не имеют и для боя не назначаются.

 

 

Первые можно, пожалуй, сравнить с бронированными автомобилями, а вторые с легковыми и грузовыми машинами. Пароходы могут вести ту же службу, которую несут невооруженные и не бронированные суда военного флота и, как показывает опыт, несут ее не без успеха, но, само собою разумеется, что превратить пассажирский или грузовой пароход в броненосец не легко, хотя надо полагать, что машина океанского парохода вполне может быть применена для военного судна соответствующего класса.

Делая приведенное выше сравнение, г. С. Д—в очевидно желает им подкрепить свои доводы в пользу необходимости казенного автомобильного завода и совершенно упускает из виду, что многие военные суда, чисто боевого назначения, строятся на частных эаводах, особенно в тех государствах, в которых вообще развито судостроение. Именно, по отношению к военным судам применяется выражение автора: «тип вырабатывают, а заводы строят», которое он считает неприложным к военным автомобилям. При этом, хотя по своей сложности броненосец, конечно, ни в каком случае нельзя сравнить с автомобилем, частные заводы успешно справляются с его постройкою и постройку эту могут вести так, что секретное не сделается общим достоянием.

Поэтому трудно понять, почему способ постройки, применимый к судам военного флота, оказался бы не достигающим цели при постройке военных автомобилей, которая и проще и не требует соблюдения столь строгой тайны.

 

 

Развитие военного и частного автомобилизма находится в такой тесной связи между собою, что до тех пор, пока последний не выйдет на широкую дорогу, первый будет поставлен в зависимость от заграницы, а в случае новой войны нам снова придется прибегнуть к массовой выписке машин из далеких стран. Поэтому нам необходимо, прежде всего, стараться, чтобы у нас была своя автомобильная промышленность, вполне соответствующая громадным размерам нашего отечества. Промышленность эта может быть только частная, но должна быть вполне приспособлена к быстрой мобилизации, так как строить расчеты только на одних казенных заводах невозможно уже по одному тому, что раз эти заводы будут рассчитаны на потребность, возникающую во время войны, то в мирное время они будут стоять без дела, а следовательно техническое оборудование их непременно отстанет.

Если же в мирное время они будут работать для частной потребности, то, судя по многим примерам, они вероятнее всего не окажутся в состоянии конкурировать с частными заводами, которые, будучи заинтересованы в прибылях, дадут рынку все, что могут, и «помимо того из соревнования приложат все усилия к выработке более дешевых и доброкачественных фабрикатов».
Раз, частный Русско-Балтийский завод «при самых неблагоприятных условиях, дал по свидетельству самого автора отличные по качеству автомобили», то нет решительно никаких основании полагать, чтобы другие заводы, поставленные в лучшие условия, не дали машин, могущих удовлетворить самые строгие требования.

Опасаться, как это делает автор, что частные заводы вряд ли согласятся на производство испытаний, необходимых для выработки того типа автомобиля, который нужен военному ведомству, нечего, так как тип этот, в сущности, ничем не будет отличаться от наиболее пригодного для частного пользования при наших дорожных условиях. Не подлежит никакому сомнению, что раз завод будет обеспечен заказами, а вместе с тем и хорошею прибылью, то он согласится на какие угодно испытания.

Нельзя не согласиться с автором, что необходимо работать «не покладая рук, для победы над врагом сейчас на поле брани, а потом, чтобы, победив оружием, мы не оказались побежденными экономически».

Путь же для этого — развитие частной промышленности, а никак не исключительное упование на разного рода специальные казенные заводы.

А.

 

Еще по теме:

Первая мировая война. Наука и война

Первая мировая война. Техническая сторона войны

Первая мировая война. Оружие. Цеппелины на войне

Первая мировая война. Оружие. Цеппелины, аэропланы-невидимки

Первая мировая война. Воздушный флот Германии

..................

Первая мировая война. Техника войны. Универсальный военный инструмент

Первая мировая война. Техника войны. Организация воздухоплавания на войне

Первая мировая война. Техника войны. Успехи воздухоплавания в 1915 г.

Первая мировая война. Техника войны. Боевые аэропланы

Первая мировая война. Техника войны. Новости аэропланной техники

Первая мировая война. Техника войны. Новости авиации

Первая мировая война. Техника войны. Новости аэропланной техники. Бронирование аэропланов

...................

Первая мировая война. Техника войны. Армия и автомобиль

Первая мировая война. Техника войны. Автомобили в германской армии

 

 

Категория: Техника первой мировой войны | Просмотров: 646 | Добавил: nik191 | Теги: 1916 г., автомобиль, война | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь

» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz