27 (14) мая 1916 года
От штаба Верховного Главнокомандующего
14-го мая 1976 года.
Западный фронт
Боевых столкновений не было.
В районе южннее острова Дален, противник открывал бомбометный и минометный огонь. Там же артиллерия противника одновременно обстреляла участок наших окопов. Затем, пользуясь туманом, немцы перешли в наступление, остановленное нашим огнем.
На всем остальном фронте артиллерийская и ружейная перестрелка и столкновения мелких частой.
Северный фронт
В ночь на 14-е мая немцы после сильной подготовки артиллерийским огнем повели наступление в районе южнее озера Дрисвяты против наших окопов. Сосредоточенным огнем пехоты и артиллерии немцы были вынуждены повернуть обратно и скрыться в свои окопы.
Юго-западный фронт
Боевых столкновений не было.
Кавказский фронт
На Моссульском направлении,турки при поддержке курдов, повели наступление в направлении на Сердешт.
Рядом штыковых и конных контратак мы понудили противника, понесшего значительные потери, к отступлению.
Атаки значительных сил турок на фронте Ревандуз-Дергала были отбиты.
ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР, по всеподданнейшему докладу Временно-Управлявшего Военным Министерством, в 14-й день мая сего года Всемилостивейше соизволил предоставить Его Императорскому Высочеству Великому Князю Николаю Николаевичу звание почетного казака Курганной станицы Кубанскаго казачьего войска.
Франко - англо - бельгийский фронт
ГАВР, 10-го (23-го) мая. Бельгийское официальное сообщение:
«К востоку от Рамскапелле ожесточенный артиллерийский бой. В районе Диксмюда мы, в ответ на бомбардировку наших позиций германскими траншейными орудиями, подвергли разрушительному огню неприятельские работы и батареи».
ЛОНДОН, 10-го (23-го) мая. Официальное сообщение британской главной квартиры во Франции:
«Вчера ночью и сегодня в окрестностях возвышенности Вими, где положение остается без перемен, происходила сильная артиллерийская перестрелка. Неприятельская артиллерия проявила наибольшую деятельность сегодня между Хоохе и железнодорожной линией Ипр—Рулер. Артиллерийская и минная борьба происходила также в других местах. Вчера неприятельскими летчиками проявлена была большая деятельность на некоторых участках нашего фронта. В общем произошло 14 воздушных боев. Один из неприятельских аэропланов был поврежден и упал за неприятельскими линиями».
ПАРИЖ, 10-го (23-го) мая. Официальное сообщение от 10-го мая, 11 часов вечера:
«В верденском районе германские контратаки приняли чрезвычайно ожесточенный характер на всем протяжении нашего фронта, причем, однако, нельзя еще точно установить численность значительных сил принимавших участие в этих атаках. На левом берегу реки Мааса германцы, после бомбардировки, из тяжелых орудий, длившейся в течение всего утра, по нескольку раз бросали свои части на штурм наших позиций к востоку и западу от Мортомма. Первый раз части, производившие атаку, были скошены нашим артиллерийским и пулеметным огнем и отражены с большим для них уроном, причем неприятелю не удалось подойти к нашим линиям. Вторая, столь же ожесточенная атака, произведенная около 7 часов, дала возможность германцам задержаться в одной из наших траншей на западе. Немедленно произведенной нами контратакой неприятель был совершенно выбит.
На правом берегу, в районе Одромон—Дуомон, в течение всего дня происходил кровопролитный бой. Германцы учащали свои штурмы, которым каждый раз предшествовала весьма мощная артиллерийская подготовка. Несмотря, однако, на все эти условия, позиции, которыми мы вчера завладели, были полностью нами сохранены, в особенности в форте Дуомон. В этом районе нами захвачено более 300 пленных. На остальном протяжении фронта обычная канонада.
Действия летчиков. В районе Фюрн германский аэроплан, обстрелянный нашим летательным аппаратом из пулеметов, упал на наших линиях. Около Бомона серьезно поврежденный во время воздушного боя летательный аппарат «Aviatik» упал в неприятельских линиях. В районе Ленжа один из наших летчиков, подвергшись нападению со стороны трех неприятельских аппаратов, сбил один из них и обратил в бегство два других».
ПАРИЖ, 10-го (23-го) мая. Агентство Гавас сообщает:
«Сражение под Верденом продолжается в благоприятной для нас обстановке, так как мы сохранили за собою весь успех, достигнутый нами на обоих берегах Мааса. В ночь с 9-го на 10-е мая мы отразили в западном направлении ожесточенные контратаки на позиции у высоты «304». Произведенные германцами в течение дня атаки на Мортомм были не более удачными. Попытка, произведенная неприятелем в восточном направлении с целью отнять у нас занятое нами вчера пространство в участке Одромон-Дуомон, также закончилась неудачей. Мы не только удержали за собою все занятые нами позиции, но даже продвинулись еще далее в Дуомонском форте. Потери германцев, производивших атаки крупными силами, представляются огромными».
ПАРИЖ, 11-го (24-го) мая. Официальное сообщение от 10-го мая, 1 час. дня:
«В верденском районе сражение продолжалось всю ночь с чрезвычайным ожесточением на обоих берегах реки Мааса. Произведенные германцами на левом берегу две ожесточенные контратаки против всех, позиций у высоты «304» закончились полной неудачей. К западу от высоты «304» германцы широко применяли аппараты, выбрасывающие огонь, что дало им возможность проникнуть в одну из французских траншей, однако, возвращение туда ея защитников заставило их тотчас же очистить все занятые позиции. На востоке, несмотря на сильную артиллерийскую подготовку, неприятельская атака разбилась о наш огонь и участвовавшие в ней войска не могли подойти к французским линиям.
На правом берегу бой в участке Тиомон-Дуомон продолжается и носит ожесточенный характер. Германцы в течение ночи производили частые массовые атаки, неся огромные потери. Им удалось только снова занять одну из потерянных им ранее траншей к северу от фермы Тиомон. Во всех других местах мы удержали наши позиции внутри форта Дуомон. Французы, несмотря на упорное сопротивление, продолжали оттеснять германцев, которые занимают лишь северо-восточный выступ форта на Маасских высотах. Внезапное нападение, произведенное французами у леса «Dеs Сhеѵаliers» вполне удалось. На остальном протяжении фронта ночь прошла сравнительно спокойно».
Итальянский фронт
РИМ, 10-го (23-го) мая. Официальное сообщение итальянской главной квартиры от 10-го мая:
«Между озером Гарда и рекою Адижэ происходит скопление неприятельских войск в районе Рива. Замечается также оживление деятельности неприятельских летчиков на Бальдо. От Адижэ до Астико происходили лишь мелкие столкновения разведочных отрядов.
Между Астико и Брента, а также в долине Сугана, наши войска, отразив неприятельские атаки, предпринятые на наши выдвинутые вперед позиции, отступили вчера постепенно на главные оборонительные линии. Движение это совершено в полном порядке без давления со стороны неприятеля. В Верхнем Кордеволэ один из наших отрядов взял приступом важную неприятельскую позицию на горе Сиф, захватив там около 50 пленных, в том числе одного офицера, а также оружие и военные припасы.
Вдоль остального фронта происходила артиллерийская перестрелка, более напряженная у верховьев Бута и на высотах к северо-западу от Горицы и в секторе Монфальконэ. Изредка появляющиеся аэропланы сбросили в местностях, расположенных в венецианской равнине, несколько бомб, которыми ранено несколько человек; материального же вреда никакого не причинено».
Турецкий фронт
АФИНЫ, 10-го (23-го) мая. Из Смирны сообщают:
«Среди жителей города свирепствует сильная дизентерия и сыпной тиф, в особенности же среди турецких солдат. Генерал Лиман-фон-Сандерс-паша, после установления на смирнских укреплениях орудий большого калибра, предпринял в автомобиле инспекционную поездку вплоть до Адалии. Константинопольский гарнизон, по слухам, состоит теперь из 20.000 германцев и 800 австрийцев. Все турецкие войска отправлены из Константинополя в Малую Азию. Подтверждается, что недавно сооруженные вокруг Константинополя и Галатарии укрепления заняты германцами и австрийцами».
Дневник военных действий
К. Шумского
Удар немцам
1-го мая произошло событие, которое можно без преувеличения назвать „историческим": впервые за 200 лет наших войн с Турцией наши войска вступили на территорию Месопотамии.
Краткое лаконическое сообщение по этому поводу говорит, что „на Моссульском направлении наши войска заняли в Месопотамии район Ревандуза".
Эта операция является во всех отношениях замечательной,— и в отношении грандиозности и размаха, с которыми был задуман этот удар на далеком расстоянии, за 500 верст от кавказской границы, и в смысле смелости и решительности, и в смысле важности удара и, наконец, в отношении того, несомненно, громадного успеха, который произвело это неожиданное появление русских штыков в Месопотамии на Турцию и центральные империи.
Насколько наступление наших войск в Месопотамию было неожиданно, видно из того, что еще в конце апреля не было никаких признаков этой необыкновенной операции. В то время, как известно, в Месопотамии капитулировали английские войска генерала Таусенда, вынужденные к этому тяжелому акту исключительно голодовкой и недостатком боевых припасов. Казалось, что торжество турок в Месопотамии не подлежит сомнению, и для немцев, для которых плодороднейшая Месопотамия важнее всех других турецких областей, эта случайная турецкая победа имела особенно большое значение. Немцы могли опять равнодушно относиться к событиям на азиатском театре, ибо Эрзерум и Трапезунд их сравнительно мало трогали, а для них имела существенное значение лишь Месопотамия со своим избытком хлеба, достаточным для прокормления по крайней мере 30 миллионов населения (между тем в Месопотамии лишь 1 1/2 у миллиона).
Однако, хотя с внешней стороны ничто не обнаруживало зарождающейся "Багдадской операции", на самом деле в момент капитуляции генерала Таусенда эта операция была уже в полном развитии. Как известно, наши войска, открыв активные действия в конце минувшего года против турок, повели вначале наступление на Эрзерум и отдельным корпусом - в Приморском направлении на Трапезунд. В Персию же, через которую проходят удобнейшие пути в Месопотамию, был двинут лишь экспедиционный отряд, который, как казалось, имел целью лишь изгнание из Персии немецких агентов, усмирение восставших отрядов кочевых персидских племен -вообще лишь карательные задачи.
Эти данныя не давали никаких оснований предполагать, что с нашей стороны готовится серьезное движение в Месопотамию, тем более, что такая операция казалась слишком грандиозной и смелой, вследствие того, что Месопотамия находилась более чем в 500 верстах от кавказской границы, т.-е. такая операция должна была быть сопряжена с весьма большим удалением от базы.
По-видимому, вначале действительно наши войска занялись восстановлением порядка в Персии, но затем, после падения Эрзерума и Трапезунда, туда, очевидно, спешно были двинуты отряды более крупной силы, и перед турками, которые сосредоточили все свое внимание на Эрзерумском и Трапезундском направлениях, совершенно неожиданно выросло серьезное наступление наших войск к Багдаду и Моссулу.
Обращаясь к общей стратегической обстановке в момент начала Багдадской операции, мы можем видеть, что идея Багдадской операции могла возникнуть после падения Эрзерума и Трапезунда. Вполне естественно, что, с занятием обоих этих пунктов, дальнейшее наступление от Эрзерума и от Трапезунда не представляло уже особенных выгод, так как пункты такого же значения, как Эрзерум и Трапезунд, уже находились от наших войск на расстоянии многих сотен, если не тысяч верст. При наступлении от Эрзерума ближайшим значительным пунктом являлся Эрзинджан, а при наступлении от Транезунда таким же значительным пунктом являлся отдаленный Самсун на берегу Черного моря. Эрзинджан был штаб-квартирой третьей турецкой армии и имел некоторое административное и политическое значение. Однако во всяком случае значение его было много меньше, чем значение Эрзерума.
Что же касается Самсуна на берегу Черного моря, то, не говоря уже, что Самсун был очень далек от Трапезунда, его значение было во много раз ниже значения Трапезунда.
При таких условиях дальнейшее наше наступление от Эрзерума и Трапезунда, хотя и было бы сопряжено с потерей турками новых районов, но уже не наносило бы туркам таких чувствительных ударов, какие они испытали за последние несколько месяцев от наших кавказских войск. Вследствие этого и надлежало считать, что военные и политические задачи, преследуемые нашим наступлением в Эрзерумском и Трапезундском направлениях, уже покончены в главном.
Необходимо еще отметить, что вообще задачи, преследуемые на второстепенных фронтах, заключаются в том, чтобы нанести противнику такой чувствительный удар на этих фронтах, чтобы он вынужден был отвлечь свои силы и внимание с главных фронтов войны. Тогда это облегчает задачи на главном фронте. Очевидно, эта важнейшая цель на второстепенном кавказско-персидском фронте уже не могла быть достигнута ни наступлением от Эрзерума, ни наступлением от Трапезунда. Для того, чтобы отвлечь силы противника с главных фронтов в Европе, необходимо было нанести такой удар на кавказско-персидском фронте, чтобы его почувствовали не только турки, но и немцы.
Так как для последних наибольшее значение из всех турецких областей имеет Месопотамия со своим хлебом и как район строящейся Багдадской дороги, то ясно что после занятия Эрзерума и Трапезунда Месопотамия являлась тем районом, куда должны были быть направлены удары наших войск, для того, чтобы их почувствовали не только турки, но и немцы.
При таких общих стратегических условиях и получила свое неожиданно быстрое развитие Месопотамская операция. Из сообщений по этому поводу видно, что наши войска заняли сначала город Касри-Ширин, в расстоянии одного перехода от границы Месопотамии, на Багдадском направлении. Затем, в то время, когда естественно ожидалось дальнейшее развитие нашего наступления на Багдадском направлении, краткое сообщение принесло новое интересное известие о занятии нашими войсками района Ревандуза 1-го мая. Этот город уже находится по ту сторону границы, т.-е. в пределах Месопотамии и притом не на Багдадском направлении, а в направлении на Моссул.
Таким образом оказалось, что наше наступление в Месопотамию ведется двумя отдельными колоннами, из которых одна уже проникла в северную часть Месопотамии, в Моссульском направлении, наступая, очевидно, из района озера Урмии (на этот район всегда заявляли претензии турки и держали там свои войска), т.-е. примерно от Тавриза. Другая же колонна, наступавшая в Багдадском направлении, двигалась по важнейшему персидскому торговому тракту, идущему от Тегерана через город Касри-Ширин на Ханикин, Багдад и далее к Персидскому заливу.
Из этого можно видеть, что в общем на кавказско-персидском фронте действует целая серия отрядов, а именно—Приморский отряд у Трапезунда, Эрзерумская группа у Мамахатуна, отряд, занявший Битлис и Муш, в Диарбекирском направлении и в направлении на Месопотамию через Сеэрт, затем Моссульский отряд, наступающий через Ревандуз на Моссул, и Багдадский отряд, наступающий из Касри-Шинрина на Багдад. Всего, следовательно, на фронте от Черного моря до Персидского залива действует около пяти отдельных групп наших войск.
В то же время в южной части Месопотамии, недалеко от Кут-эль-Амары, под общим начальством генерала Эльмерса находятся два отряда английских войск: отряд генерала Горинджа на левом берегу Тигра и отряд генерала Кери на правом берегу Тигра.
Сводя вышеизложенное, мы видим, что в отдельности в Месопотамии двигаются против турок два наших отряда - на Моссул и на Багдад, а от южной Месопотамии у Кут-эль-Амары находится английская группа войск генерала Эльмерса. Между тем турки, полагавшие, очевидно, что у нас в Персии, т.-е. на Месопотамском направлении, действует лишь карательный отряд, и встревоженные, в то же время падением Эрзерума и Трапезунда, выслали все имеющиеся у них в распоряжении силы в Эрзерумском и Трапезундском направлениях. Возможно, что туда даже были двинуты некоторые силы из Месопотамии, где действует шестая турецкая армия в составе не менее двух корпусов: 12-го со штаб-квартирой в Моссуле и 13-го со штаб-квартирой в Багдаде.
В силу этого, Месопотамское направление оказалось линией наименьшего сопротивления, ибо, как мы видим, турецкие подкрепления ринулись не туда, где их ожидал удар, не в Месопотамию, а в Эрзерумском и Трапезундском направлениях. Этим и объясняются наступательные попытки турок в Эрзерумском направлении (у Мамахатуна), отбиваемые непрерывно нашими войсками, и вполне естественно, что, раз наиболее серьезная операция ведется в Месопотамском направлении, то в Эрзерумском и Трапезундском районах поддерживается лишь активная оборона, так как двух крупных операций одновременно вести нельзя, по элементарным правилам стратегии.
В результате сложилось крайне интересное положение, когда турки всей массой пытаются угрожать непосредственно кавказскому фронту, пытаясь наступать в Эрзерумском направлении, в то время как наши войска намечают серьезные задачи в Месопотамии, т.-е. на другом конце кавказско-персидского фронта. Следовательно, обе стороны стремятся наступать друг против друга, но на разных направлениях и на разных концах фронта, и ясно, что та сторона, которая будет вести наступление более энергично, более настойчиво, вынудит другую сторону бросить свое наступление и броситься на защиту угрожаемого района. Из того, что наступление турок непрерывно отбивается на Эрзерумском направлении, а наше наступление непрерывно и успешно продолжается на Месопотамском направлении, можно предположить, что турки и окажутся той стороной, которая вынуждена будет бросить свое наступление в Эрзерумском направлении и поспешить на защиту Месопотамии. Сверх того, это можно усмотреть также из той важности, которую немцы приписывают району Месопотамии, почему они, естественно, попытаются принять все меры к сохранению этой существенной для них области.
Наконец, это можно усмотреть также и из того, что перед нашими войсками, спустившимися уже в Райскую долину, нет никаких естественных препятствий, тогда как перед турецкими войсками, наступающими в район Эрзерума, высится грозный горный хребет, крайне трудно проходимый и вдобавок усиленный эрзерумскими фортами и батареями.
Таким образом можно не сомневаться, что дальнейшее развитие нашей новой Месопотамской операции представит собою выдающийся интерес, и мы действительно увидим, что наши удары, наносимые за тысячи верст от главных европейских фронтов, неминуемо ощутятся весьма остро в Берлине, а вследствие этого, отразятся и у Вердена, и у Риги, и у Салоник.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 23 (10) мая 1916 года
Первая мировая война. 24 (11) мая 1916 года
Первая мировая война. 25 (12) мая 1916 года
Первая мировая война. 26 (13) мая 1916 года
Первая мировая война. 27 (14) мая 1916 года
Первая мировая война. 28 (15) мая 1916 года
|