25 (12) июля 1916 года
От штаба Верховного Главнокомандующего
12-го июля 1916 года.
Западный фронт
I
Наша флотилия на оз. Мядзиол обстреливала ночью все расположение противника на берегу озера.
В районе Скробово (северо-восточнее Барановичей) попытки наступления мелких частей противника отбиты огнем.
Над нашим расположением в районе к северу от Луцка летало два германских аэроплана, сбросивших несколько, не причинивших вреда, бомб.
На Луцком направлении, в районе Семеринки нами отбито наступление противника.
При вчерашнем наступлении на д. Галичане (утреннее сообщение Штаба 11-го июля) в самой деревне вновь произошел уличный бой, в котором нами захвачено еще 2 пулемета и 77 пленных австрийцев и германцев.
В ночь на 12-е июля славные полки войск генерала Сахарова прорвали проволочные заграждения противника на р. Слоневке, в районе Лешнюва. Идет упорный бой.
11-го июля около 8 часов вечера западнее Бурканува подбитый неприятельской артиллериею и загоревшийся наш аппарат упал у передовой линии противника. Доблестные летчики штабс-капитан Беридзе и поручик Ртищев, как можно предполагать, погибли смертью героев.
В районе Бряза, Фундул— Молдава, к западу от Кимполунга, противник 3 ротами повел наступление на наши конные части. Наводчик одного из горных орудий, отражавших атаку — Лычкин, которому снарядом оторвало руку, продолжал работу при своем орудии до тех пор, пока орудие не было выведено из строя. Противник был отброшен.
10-го июля 49 лихих казаков напали на неприятеля в районе горы Томнатик (50 верст северо-западнее Кимполунга) и взяли в плен 4 офицеров и 57 нижних чинов.
Кавказский фронт
Турецкая армия в беспорядке отступает перед неудержимым натиском доблестных войск. Некоторые наши части находятся уже в 15 верстах перед центром Армении—городом Эрзинджаном, в котором, по донесению наших летчиков, турки поспешно жгут склады различного рода запасов.
Западный фронт
II
На фронте реки Слониовки (приток Стыри) переправа наших войск продолжается безостановочно под огнем противника.
При сегодняшнем наступлении нами захвачено 1.000 пленных, 4 орудия и 5 пулеметов, которые обращены против неприятеля.
В районе к северо-востоку от Барановичей в течение дня велась сильная артиллерийская стрельба с обеих сторон и столкновения передовых частей, причем нашим частям удалось в некоторых пунктах несколько продвинуться вперед.
В районе дер. Воньки к юго-востоку от Барановичей в ночь на 12-е, после усиленного обстрела, рота противника переправилась через реку Шару и подошла к нашим проволочным заграждениям, но была отбита ружейным и пулеметным огнем.
Юго-западный фронт
На луцком направлении, в районе Семеринки, нами отбито наступление противника.
В дер. Галичане вновь произошел уличный бой, в котором нами захвачено еще два пулемета и 77 пленных австрийцев и германцев.
Кавказский фронт
Наше наступление к Эрзинджану продолжается. Турки, теснимые нашими войсками, поспешно отступают, бросая по пути орудия, винтовки и разные запасы.
Примечание: В бою 15-го сего июня один из наших пограничных Заамурских пехотных полков стремительной атакой выбил противника из окопов в районе м. Гвоздец и продолжал преследовать австрийцев западнее этого местечка.
У западной окраины селения Гвоздец (Малый) полк попал под сильный ружейный и артиллерийский огонь противника с близкой дистанции. Командир полка полковник Семенов приказал безостановочно продолжать преследование. Командующий первым батальоном поручик Гусак, выйдя впереди селения на пригорок, увидел неприятельскую батарею в саду за дорогой, соединяющей Коломийское шоссе с деревней Турка. Поручик Гусак сейчас же направил одну роту под командой своего сына прапорщика Гусака вправо от шоссе с целью перерезать дорогу батарее и не дать ей возможности уйти на деревню Турка. Видно было, как к батарее уже неслись карьером передки, как спешно батарея расстреливала свои последние снаряды, как открывала беспорядочную стрельбу рота прикрытия и как сами артиллеристы, под влиянием страха быть отрезанными, начали отстреливаться из револьверов и карабинов.
Прапорщик Гусак лихим примером увлек свою роту, которая, преодолевая различные препятствия, быстро вышла на дорогу к деревне Турка, отрезав батарее путь отхода. Передки были уже у батареи. Прапорщик Гусак обстрелял батарею залпами и бросился с ротой в штыки. Прикрытие после короткой штыковой схватки побросало оружие и сдалось, а вместе с ним сдалась и батарея. Благодаря этому порыву прапорщика Гусака была взята 4-х орудийная 15-ти сантиметровая неприятельская батарея с офицерами и прислугой и лошадьми с амуницией и рота прикрытия 150 человек; потери в личном составе первой роты незначительны.
Занят с боя гор. Эрзинджан.
В Эрдзинджане захвачены склады с винтовками, револьверами, холодным оружием, артиллерийскими снарядами, керосином и бензином в количестве более 1,000 пудов. Город Эрзинджан совершенно цел.
В Сапкерском складе (Сапкер 20 верст севернее Эрзинджана) нами взято около 5,000 ручных гранат, свыше 1,000 снарядов и 600 ящиков ружейных патронов.
В Хастахане захвачен госпиталь на 800 кроватей.
Телеграммы
Русский фронт
СТАВКА ВЕРХОВНОГО ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО, 9-го июля. 8-го июля, в Царскую Ставку из Петрограда прибыла японская военная миссия во главе с генерал-лейтенантом японского генерального штаба Масатаро Фукуда. На станции миссия была встречена флигель - адъютантом графом Замойским, который приветствовал миссию от имени Его Величества, и полковником генерального штаба Базаровым. 9-го сего июля в первом часу дня Государь Император изволил принять японскую военную миссию, после чего чины миссии были представлены Ее Величеству Государыне Императрице Александре Федоровне и удостоились приглашения к Высочайшему завтраку.
ТИФЛИС, 8-го июля. На Кавказском фронте решительное наступление наших войск продолжается вполне успешно. Сбитые на фронте от Байбурта до Мамахатуна, турки покатились к западу; теперь же обозначился серьезный удар наших войск с севера, со стороны Трапезундского района. Наши части, наступавшия вдоль шоссе Трапезунд—Гюмиш-Хана, сбили турок с заранее укрепленной, отлично подготовленной позиции к югу от Дживизлика. Развивающееся ныне наше наступление идет концентрически с севера и востока, причем шоссе Трапезунд-Байбурт, являющееся одной из лучших дорожных артерий восточной части Малоазийского полуострова, постепенно с двух сторон захватывается нами. Занятый нашими частями город Кети является важным дорожным узлом. Наша конница оказывает весьма существенную поддержку преследованием неприятеля к западу от Байбурта. На Моссульском направлении, в виду сосредоточения турками против нашего Ревандувского отряда весьма значительных сил, отряд наш отошел на новые позиции несколько к востоку. (ПТА).
ТИФЛИС, 9-го (22 го) июля. «Кавказское Слово» сообщает: Последние бои на Кавказском фронте отличались особенным ожесточением. Турецкие военачальники поняли значение этих боев. Турецкие войска проявили невиданную стойкость. Линии за линиями турки оказывали русским сильное сопротивление, даже тогда, когда все укрепленные позиции на горных хребтах были в руках русских.
Отважное и талантливое руководство русскими войсками повлекло за собой громадные потери турок и заставило их отступить на запад, загромождая пути отступления брошенным вооружением, снаряжением и трупами. Наше наступление было проведено с такой неожиданностью, что турки, отходя с укрепленных позиций, бросали все свое имущество.
Особенно обращает на себя внимание бой в долине, где одна из русских частей, смело овладев важной высотой, выдержала двенадцать контратак врага, желавшего во что бы то ни стало вернуть эту высоту, господствующую над долиной и преграждавшую нам дальнейший путь наступления. Одна за другой, густыми цепями шли атаки, и одна за другой отбивались, пока наконец, после двенадцатой атаки, враг, понеся громадные потери, не отхлынул, преследуемый нами. Второй стремительный бой был к югу от Мамахатуна. На пути, закрывая дорогу, стояла вершина 2.480, которая, вздымаясь, совершенно закрывала дорогу. Для ее занятия русские темною ночью на руках подняли орудия на одну из вершин, ночью же без выстрела в глубокой тишине подошли почти вплотную к турецким позициям с фронта и, крадучись, фланговым движением вышли на пути. Едва забрезжило утро и прояснились горные вершины, батарея открыла огонь. Пехота двинулась в атаку. Враг оторопел и бросился к западу, оставив в наших руках 18 офицеров, 100 аскеров и пулемет.
Смело пошли в атаку в конном строю наши казаки, которые, после того, как пехота сбила врага с позиции, лихо вылетели вперед, охватили отступающие части 49-го полка, массу изрубили и взяли в плен остальных, с командиром полка во главе. Враг проявил сильное упорство и ожесточенно дрался до последних сил. В бою участвовали исключительно турецкие полки, прибывшие из Европейской Турции, участвовавшие в боях на Галипольском полуострове и считающие отход англичан результатом своих побед. Эти войска кавказские орлы разбили, отбросив их на запад, причем отступление прошло так спешно, что враг не успел даже уничтожить всех складов. В Байбурте, несмотря на то, что враг, отступая, поджог его, все же русским досталась порядочная добыча. Успех в центре отразится на флангах, на приморском направлении, наши части перешли в наступление и сбили врага с целого ряда позиций.
Франко - англо - бельгийский фронт
ГАВР, 8-го (21-го) июля. Официальное бельгийское сообщение:
«На участках южнее Ньепора и в окрестностях Диксмюда происходила слабая артиллерийская перестрелка. Бельгийские батареи открыли разрушительный огонь по германским сооружениям у Стеенстрате. Обстрел продолжается». (ПТА).
ЛОНДОН, 8-го (21-го) июля. Сообщение британской главной квартиры во Франции:
«Сражение продолжается без перерыва между Лейпцигским редутом и западной частью Дельвильского леса. К северу от линии Базантен—Лонгваль британцы развили свое наступление, достигнув леса Фуро, откуда они выбили неприятеля. В течение ночи германцы, после напряженной бомбардировки снарядами, развивающими удушливые газы, повели контратаку и проникли в северную часть леса, но из южной части им не удалось вытеснить наших войск». (ПТА).
ЛОНДОН, 9-го (22-го) июля. Пользуясь благоприятной погодой, королевские летчики вчера продолжали свои военные операции, направленные против пунктов, имеющих военное значение, причем достигли хороших результатов. Неприятельские летчики не проявляли деятельности вплоть до вечера, когда произошел ряд боев позади германских линий. Одна из наших воздушных эскадр встретила 11 германских аэропланов, причем в результате боя трое из них были сбиты, а один взорвался, объятый пламенем. Другое столкновение между четырьмя нашими аэропланами и шестью неприятельскими продолжалось 45 минут. Один фоккер был сбит, другой сильно пострадал от нашего огня, а остальные четверо прекратили бой. В ряде других воздушных боев был сбит еще один германский аэроплан. Мы за весь день потеряли 1 аппарат. Теперь установлено, что неприятельская атака, происходившая 5 июля у леса Дельвилль на фронте протяжением около 2000 ярдов, была произведена по крайней мере 17 батальонами, взятыми из 4 дивизий. Неприятельские потери были велики». (ПТА).
ЛОНДОН, 9-го (22-го) июля. Сообщение британской главной квартиры во Франции:
«За исключением местных стычек на всем фронте наблюдается затишье. Положение остается без перемен. Неприятелю, в результате атаки бомбами на северный фланг нашей позиции у Лейпцигского редута, удалось проникнуть в одном пункте в нашу фронтальную траншею, однако, он был тотчас же выбит из нее». (ПТА).
ПАРИЖ, 8-го (21-го) июля. Официальное сообщение от 8-го июля 11 часов вечера:
«Со времени дневного сообщения ничего существенного не случилось.
Действия летчиков. Германский аэроплан утром сбросил несколько бомб над Бельфором. Материальный ущерб, причиненный бомбами, ничтожен». (ПТА).
ПАРИЖ, 8-го (21-го) июля. Официально сообщается, что во вчерашних боях на р. Сомме взято в плен 2.900 человек, а не 900, как было сказано в вечернем сообщении от 7-го июля. (ПТА).
ПАРИЖ, 9-го (22-го) июля. Агентство Гаваса сообщает:
«Французы продолжают укрепляться в завоеванное на берегах Соммы местности. Оказалась необходимой усиленная артиллерийская подготовка вследствие доставления в тыл новой германской линии значительного числа тяжелых орудий. Единственным выдающимся фактом на фронте в Пикардии была попытка германцев выбить французов с холма между Суакуром и Вермандовильером. Штурмующие войска, потеряв половину состава вследствие усиленного огня, принуждены были в беспорядке вернуться под свои прикрытия. Резервы, приготовленные для их поддержки, предпочли не делать попытки атаки.
В районе Шон германцами достигнут не лучший результат. Контратаки, при помощи которых германцы оспаривают у французов захват то той, то другой деревни или леса, выдают боязнь их быть застигнутыми врасплох. Напротив, атаки союзников ведутся с твердостью и методически. Англичане вновь продвинулись вперед, начав захват третьей германской линии занятием южной части Фуро. Под Верденом никаких перемен. Бдительность французов здесь не ослабевает». (ПТА).
Итальянский фронт
РИМ, 8-го (21-го) июля. Сообщение итальянской главной квартиры:
«В виду непрекращающегося обстрела неприятельской тяжелой артиллерией Алы и других местностей в долине Адидже, вчера наша артиллерия бомбардировала Рима, Арго и Роверето, причем мы вызвали пожар и помешали его тушению артиллерийской огневой завесой. В Верхней Позине небольшие отряды противника производили упорные атаки с целью помешать нам закрепить за собой наши новые позиции, но были всюду отбиты с тяжелыми потерями. Мы заняли еще несколько траншей на северных склонах Монте-Майо.
В верхней части Костланы, в Верхнем Войте, неприятельская артиллерия применяла снаряды с удушливыми газами против наших позиций, но не причинила нам никакого вреда. На фронте Изонцо продолжалась артиллерийская перестрелка; неприятель обстреливал Монфальконе, на что мы отвечали бомбардировкой местностей: Добердо, Ямьяно, Флондар и Сан—Джовани». (ПТА).
Балканский фронт
ПАРИЖ, 9-го (22-го) июля. Из Салоник сообщают, что по всему фронту начинается энергичная канонада. Генерал Саррайль и французский посланник в Афинах Гилломен объезжают части и осматривают позиции на фронте. Французская печать особо подчеркивает эти сообщения.
СОЛУНЬ, 8-го (21-го) июля. Временами на различных участках фронта происходила артиллерийская перестрелка. На правом берегу Вардара умеренная деятельность разъездов. (ПТА).
Война на море
КОПЕНГАГЕН, 8-го (21-го) июля. Захваченный германцами датский пароход «Неrmiа» освобожден. (ПТА).
СТОКГОЛЬМ, 6-го (19-го) июля. Шведский главный морской штаб предписал лоцманскому управлению экстренно сообщать ему о каждом случае нарушения воюющими державами шведского нейтралитета. Утром близ Истада, направляясь с востока, пролетел цеппелин. (ПТА).
Военный обзор
На главном русском фронте
На левом фланге Рижских позиций боевые столкновения с немцами продолжаются, при чем во время горячих столкновений с противником наши части ворвались в некоторых местах в его окопы. Из некоторых подробностей о боевых действиях обеих сторон, которые происходят на Рижских позициях, по сведениям появившимся в печати, можно видеть, что наше наступление развивается. В Кекау-Икскюльском районе нами взято три линии укрепленных германских окопов. В яростных контратаках германские части понесли тяжкие потери недалеко от м. Пулкарна, после чего отступили за реку Миссе. Наша артиллерия обстреливает эту четвертую линию неприятельских окопов, сильно укрепленных и защищенных многими рядами проволочных заграждений. Развивается также, согласно того-же источника, наше наступление и по направлению и от местечка Берземюнде. Таким образом, весь натиск нашего наступления сконцентрирован в Кекауском районе у Баускского шоссе.
Отмечается одновременно с сим, что и на правом фланге наших Рижских позиций в районе озера Бабит, наши войска, перейдя в наступление, успели переправиться через реку Аа на Курляндскую сторону и оттесняют германцев от левого берега названной реки.
В общем, на фланговых участках Рижского района столкновения, видимо, только завязываются, при чем наши войска, проявляя известную осторожность, тем не менее нажимают на наиболее чувствительныя точки германского боевого расположения.
Долго укрепляясь на отмеченных районах и имея солидное количество артиллерии и прочих технических средств борьбы и сопротивления, германцы оказывают нам не только одно пассивное противодействие, но переходят в решительные контратаки при немощи ближайших участковых резервов. В виду такого положения вещей, естественно, что наступление наших частей здесь встречает солидную задержку и посему трудно рассчитывать здесь на быстрый темп событий.
Помимо Рижского района, на некоторых участках реки Двины происходит перестрелка, достигающая временами довольно сильного напряжения, но пока не вносящая никаких перемен в общую обстановку на нашем северном фронте.
К югу от Двинска, в Сморгонском районе, наши части атаковали германцев против деревни Мартыши и захватили часть их позиции. На следующий день попытка противника вернуть потерянную позицию окончилась неудачно. Неоднократные, следовавшие одна за другой контратаки отбивались нашим ружейным и артиллерийским огнем.
На Барановичском фронте никаких изменений не отмечалось; только германская тяжелая артиллерия открывала огонь по нашим позициям к востоку от Барановичей.
Наибольшее внимание останавливают на себе за последнее время удачные атаки на фронте к югу от Полесья, на берегах при стечении рек Стыри и ея притока Липы, где войска генерала Сахарова прорвали линию упорной обороны противника на этих реках и погнали его к высотам пограничного местечка Берестечко. Наступление здесь нами велось концентрически с северной и восточной стороны и закончилось занятием нами и последнего пункта. Противник на этом направлении понес очень серьезный разгром, который выразился в потере большого количества пленных, убитых и раненых. Кроме того, австро-германцами понесена большая убыль и в материальной части.
Выдвинувшись, примерно, на половину перехода вперед, войска генерала Сахарова подравняли фронт по Луцкой группе войск генерала Каледина и совершенно спрямили общую конфигурацию нашего боевого фронта на участке между Тарнопольским и Владимир-Волынским направлениями.
Принимая во внимание расположение нашего фронта к югу от Тарнополя, можно усмотреть, что в районе последнего получается характерный перегиб, от которого ко Львову наши войска направляются охватывающим порядком с северо-восточной и юго-восточной стороны от последнего. В этом смысле слова успех генерала Сахарова, как заполнившего некоторые обратные выступы нашего фронта, представляется весьма ценным и облегчающим развитие дальнейшего маневрирования всеми армиями юго-западного фронта под руководством генерала Брусилова.
На Сараевском направлении на берегах реки Стохода атаки противника не носят энергичный характер. Видимо, австро-германцы здесь истощили свои силы в сдерживании нашего наступлении и весьма нуждаются в подтяжке сюда новых резервов. Возможно, что последними передышками пользуются в этом отношении они в большой мере.
Контратаки на Владимир-Волынском направлении со стороны австрийцев также остаются пока безуспешными.
На Буковинском фронте, в направлении Делатынь—Мармарош-Сигет, наши части все тверже и тверже утверждаются на занятых рубежах и совершенно разобщило между собою части австрийской армии генерала Пфланцера-Балтина.
На Кимполунгском направлении противнику снова нанесен удар и он теряет пленных.
Г. Клерже.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 19 (06) июля 1916 года
Первая мировая война. 21 (08) июля 1916 года
Первая мировая война. 22 (09) июля 1916 года
Первая мировая война. 24 (11) июля 1916 года
Первая мировая война. 25 (12) июля 1916 года
Первая мировая война. 26 (13) июля 1916 года
|