nik191 Суббота, 27.07.2024, 02:54
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [945]
Как это было [663]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [9]
События [234]
Разное [21]
Политика и политики [243]
Старые фото [38]
Разные старости [71]
Мода [316]
Полезные советы от наших прапрабабушек [236]
Рецепты от наших прапрабабушек [179]
1-я мировая война [1579]
2-я мировая война [149]
Русско-японская война [5]
Техника первой мировой войны [302]
Революция. 1917 год [773]
Украинизация [564]
Гражданская война [1145]
Брестский мир с Германией [85]
Советско-финская (зимняя) война 1939-1940 годов [86]
Тихий Дон [142]
Англо-бурская война [258]
Восстание боксеров в Китае [82]
Франко-прусская война [119]

» Архив записей

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » 2015 » Май » 15 » Первая мировая война. 16 (03) мая 1915 года
06:22
Первая мировая война. 16 (03) мая 1915 года

 

 

 

16 (03) мая 1915 года

 

От штаба Верховного Главнокомандующего

 

3 мая.

С начала апреля начали поступать сведения о массовых перевозках германских войск, с их западного фронта и о сосредоточении их в западной Галиции. При создавшейся обстановке пришлось остановить развитие нашего удара на мезолаборчском и ужокском направлениях, дабы не растягивать в дальнейшем наше расположение и приобрести возможность направлять имевшиеся резервы на угрожаемый участок нашего фронта. Однако, силы, кои противник решил вновь перебросить на наш фронт, оказались столь значительными, что нашей третьей армии не удалось сдержать их напора на участке Ценжковице—Горлице. Путем непрерывных упорных боев и перехода в стремительные контратаки, коими удалось не допустить намеченный неприятелем против нашего расположения, действия противника были сведены к лобовым ударам на последовательно занимаемые третьей армией позиции.

Высокий дух наших войск позволил им, сохраняя полный порядок, разрешить выпавшие на них трудные боевые задачи и нанести неприятелю огромные потери.

К 1-му мая вся третья армия развернулась на Сане. В соответствии с этим пришлось также приступить к ныне уже заканчивающейся перегруппировке соседних армий, дабы согласовать занимаемый ими фронт. Хотя нам пришлось при этом отойти с Карпат, но одновременно с сим путем решительного наступления в восточной Галиции мы достигли весьма существенных результатов на нашем левом крыле, которое нанесло австрийцам на Днестре тяжелое поражение на фронте свыше 150-ти верст. В течении 5-ти дней с 26-го апреля нами захвачено в этом районе 20.000 пленных, а неприятель вынужден к полному беспорядочному отступлению за Прут.

1-го мая наши дальнобойные батареи Перемышля рассеяли неприятельскую колонну, приближавшуюся с запада, и нанести ей значительные потери.

На других участках на Сане и на восточных склонах Карпат боевых столкновений не было.

Разбитая на Днестре австрийская армия 1-го мая удерживалась на левом берегу Прута лишь в районе Коломыи, как при помощи переброшенных сюда по железной дороге подкреплений, так и вводя в бой последние резервы саперов, этапные части и тыловые формирования. В тот же день наши войска с боя взяли Надворную. Снятын был захвачен еще накануне нашей конницей,перебравшейся с налета сквозь укрепления предмостной позиции. Энергичное преследование нами продолжается.

В шавельском районе успешные для нас бои развиваются. Отразив несколько атак к западу от Шавель, мы успешно атаковали у селения Грузди и отбросили значительную неприятельскую колонну, стремившуюся обойти Шавли с севера.

 

С театров военных действий

 

Германский театр военных действий

3-го мая.

Бои в Шавельском районе продолжали развиваться для нас вполне благоприятно; наши войска, переправившись через Дубиссу, атаковали германцев, причем овладели окопами и захватили 8 орудий и несколько сот пленных.

Между Пилицей и верхним течением Вислы неприятельские колонны следовали за нашими войсками, переходившими на новый фронт.

У Гельнева, Русскаго Брода и Сухеднюва мы нанесли внезапными контратаками сильные потери неприятельским авангардам.

В районе между Виржбником и Опатовом, а также к югу от последнего наши войска стремительным наступлением отбросили головы неприятельских колонн на глубину свыше 10 верст.

 

Австро-венгерский театр военных действий

3-го мая.

На участке между Опатовым и левым берегом Вислы и на всем галицийском фронте до окрестностей Коломеи большие массы неприятельских войск атаковали наши позиции, причем центром неприятельских усилий был район к северу и югу от Перемышля.

На левом берегу Вислы мы не только отбили яростные атаки неприятеля, но, перейдя в наступление, захватили до 3,000 пленных, несколько орудий и пулеметов.

У Ярослава под нашим сильным артиллерийским огнем германцы, не считаясь с неисчислимыми потерями, пытались утвердиться на правом берегу Сана. За день здесь нами сбито несколько неприятельских аэропланов, корректировавших огонь многочисленных неприятельских батарей.

Под Перемышлем неприятель бомбардировал западные форты.

Между Перемышлем и большим Днестровским болотом атаковавшие нас массы неприятеля, во многих местах достигая проволочных заграждений, рассеивались нашим огнем. После громадных жертв неприятелю однако удалось захватить окопы двух наших батальонов.

Атаки неприятеля в районе Дрогобыч, Стрый, Велихов, Долина, Делатынь, Коломеа велись с крайней энергией, и остались всюду безуспешными. Общие потери неприятеля достигли нескольких десятков тысяч людей.

Турецкий театр военных действий

3-го мая.

На ольтинском направлении турки оттеснены еще дальше к западу.

На ванском направлении турки разбиты у селения Сор и отброшены к Арджишу.

На прочих направлениях без перемен.

Франко-Бельгийский театр военных действий

3-го мая.

В Бельгии германцы, которым вследствие удачных атак, произведенных союзниками за предшествовавшие дни, грозил полный обход, ночью очистили позиции, которые они еще занимали на западе от Изерского канала; союзники же удержали за собой все занятое ими на восточном берегу его пространство.

К северу от Лабассэ английские войска, против которых германцы вели упорные контратаки, продолжали победоносно сражаться и взяли несколько германских траншей, нанеся при этом неприятелю весьма большой урон. Так, колонна германцев численностью в 700 человек, очутившаяся между огнем английских пулеметов и германской артиллерии, была совершенно уничтожена перекрестным огнем. Англичане взяли в плен около 1,000 человек и захватили пулеметы.

К северу от Арраса упорный бой продолжался в особенности на склонах Нотр-Дам-де Лоретт; здесь французы отбили все германские контратаки. У Вилль-Обуа, близ Беррн-о-Бака, неприятель атаковал траншеи французов, и был тотчас же остановлен.

На рассвете французы повели атаку в Айнском лесу и взяли несколько германских окопов, захватив при этом три пулемета и 250 пленных.

 

Дневник военных действий
К. Шумского

Окруженная Австро-Венгрия

Стратегическое затишье на восточном фронте, вызванное наступлением весенней распутицы, представляется, быть может, периодом более важным, чем периоды крупных операций. Время этого затишья обе стороны несомненно должны использовать для весьма серьезной подготовки, для весьма основательного накопления сил, должны произвести ряд весьма важных перегруппировок, и это само собою уже подразумевает неизбежность крупных событий с окончанием половодья. Не даром говорится, что „войны выигрываются в мирное время", т.-е., что та подготовка к войне, которую каждая страна проделывает заблаговременно, уже предопределяет результаты будущего вооруженного столкновения. Одинаково и в данном случае, те операции, которые внешне будут вестись после распутицы, по существу уже предрешаются нынешней подготовкой обеих сторон в период самой распутицы. Поэтому и можно сказать, что весенние итоги, весенние победы зависят всецело от той подготовки, которая будет произведена в течение апрельского половодья. Этим и определяется особенная важность всех тех скрытных действий и передвижений, которые проделывают предварительно обе стороны.

Наиболее лихорадочной деятельностью занят австро-венгерский генеральный штаб, ибо из всех воюющих держав положение Австро-Венгрии несомненно хуже других, и несомненно ее в первую голову ждут самые серьезные испытания.

Австрийцы еще со времен Галицийского сражения находились в весьма критическом положении, но то, что их ожидает после окончания весенней распутицы, делает это положение не только критическим, но прямо безвыходным. Независимо от того, что наши войска занимают главные Карпатские перевалы и могут с окончанием таяния снегов спуститься в Венгерскую равнину, австрийцам теперь более, чем когда-либо, угрожает опасность со всех сторон. Австрийцы должны ждать не только удара со стороны Карпат, но могут опасаться и сербского наступления и, самое главное, выступления Италии.

Хотя Италия продолжает оставаться на внешне нерешительной позиции, но, конечно, итальянцы не откажутся от тех задач, которые они ставят себе весьма определенно. Они заняли Албанию и этим уже предрешили вопрос о судьбах Адриатического моря. Отныне, владея обеими сторонами Отрантского пролива, они являются несомненными хозяевами Адриатики, и таким образом, коротким, мало заметным движением, сразу разрешили свой спор с австрийцами о господстве на Адриатическом море.

Однако у итальянцев имелись и имеются счеты с австрийцами не только на море, но и на суше. Разрешив столь легко морскую проблему, они весьма настойчиво и энергично требуют от Австрии сухопутного исправления границы, что представляет для них громадную стратегическую важность. Итальянцы требуют Трентино и от этого требования не откажутся ни на одну минуту и нисколько не задумаются поддержать это требование вооруженной рукой.

Для того, чтобы понять, что такое Трентино, нужно только взглянуть на карту северной Италии. Тогда сразу будет видно, что от австрийской территории вдается большой выступ, воткнутый в северную Италию. Этот выступ, — Трентино, — благодаря условиям гористой и трудно-доступной местности, представляет собою весьма сильную позицию. Кроме того, в области Трентино имеется крепость Триент, которая еще более усиливает силу стратегической позиции, занимаемой австрийцами в Трентино.

Таким образом перед итальянцами всегда имеется австрийская угроза в виде своего рода австрийской Восточной Пруссии. Роль Трентино совершенно аналогична со стратегической ролью Восточно-Прусской области. Как там, так и здесь обе области представляют собою труднодоступные позиции, на одоление которых нужно затратить громадные усилия. Как мы видели, мимо Восточной Пруссии двинуться на Познань нельзя, ибо движение противника из Восточной Пруссии может угрожать сообщениям с Вислой и Литвой. Одинаково и итальянцы никогда не могут двинуться в Австрию к Триесту, т.-е. на северо-восток, потому что этому мешает занятая австрийцами область Трентино. В случае движения итальянцев к австрийскому Триесту, австрийцы могут выйти из Трентино и отрезать пути отступления итальянской армии.

Следовательно, при настоящих условиях, итальянцам с одной стороны крайне трудно взять Трентино, ибо это весьма сильная, укрепленная страна, а с другой стороны—они не могут пройти мимо Трентино и попытаться двинуться к Триесту, так как австрийцы из Трентино будут угрожать тогда сообщениям итальянской армии. Вполне естественно, что итальянцы всегда лелеяли надежду срезать этот выступ — Трентино, чтобы оказаться в одинаковых условиях государственной обороны с австрийцами, австрийцы же ни за что не хотят отдать итальянцам Трентино, сознавая важность и стратегическое значение этой области, а в особенности не хотят отдавать ее теперь, ибо, отдав Трентино, австрийцы окажутся совершенно обезоруженными перед Италией. С своей стороны итальянцы не могут надеяться на бумажные обещания австрийцев, готовых пока обязаться, что они отдадут Трентино после войны, и понимают, что настоящий момент является для них наиболее благоприятным для захвата этой спорной области и для выравнивания границ.

В силу этого, вопрос о выступлении Италии является в принципе, по-видимому, предрешенным, и все сводится только к тому, когда итальянцы выступят. Каждый наш успех на австрийском фронте приближает там развязку событий, а это, в свою очередь, заставляет итальянцев торопиться со своим выступлением. Поэтому к началу весенней распутицы позиция Италии по отношению к Австрии будет весьма угрожающей, и австрийцы неизбежно должны держать часть своей армии на итальянском фронте. Эти войска должны быть достаточно многочисленны, ибо итальянская опасность представляется весьма серьезной. У итальянцев имеется перволинейная армия, которая, в случае нужды, будет доведена до 700—800 тысяч, тогда как у австрийцев уже действуют даже не второлинейные войска, а третьелинейные.

Будучи вынуждены оставить часть сил против итальянцев, австрийцы не могут также игнорировать и сербского фронта. За 4 месяца после сражении в долине реки Колубары сербская армия успела значительно усилиться, отдохнуть и представляет собою во всяком случае достаточно серьезную силу, чтобы австрийцы могли не считаться с нею при начале весенней кампании.

Таким, образом, кроме сложных задач, предстоящих перед австрийцами на Карпатах, им приходится выделить часть войск для итальянского и сербского фронтов. Австро-Венгрия к началу весны будет окружена почти со всех сторон, и, если принять во внимание, что даже тогда, когда австрийцам пришлось драться только на одном русском фронте, они потерпели поражение, то вполне понятно, насколько сложным и почти безвыходным окажется их положение к началу весны.

Австро-венгерский штаб, конечно, понимает всю неимоверную трудность своего положения и, насколько можно судить по отдельным отрывочным известиям, давно настаивает на том, чтобы немцы, сильно укрепив свои позиции в Польше, перебрались массами в Венгрию и повели наступление через Карпаты. Венгерские газеты даже прямо обвиняют немцев во всех несчастьях, случившихся с Австрией. Они заявляют, что наступление Гинденбурга в Польшу из Восточной Пруссии было заранее уже обречено на неудачу, так как Гинденбург с той частью германских войск, которая ему была уделена с западного фронта, все равно никогда не мог бы захватить сильных оборонительных линий Немана—Вислы. Если бы еще в октябре, как уверяют венгры. Гинденбург укрепился в Польше, а войска выслал бы в Венгрию и повел бы наступление через Карпаты, то давно был бы выручен Перемышль, возвращена была бы Галиция, и наше стратегическое левое крыло было бы охвачено.

Однако немцы как раньше не хотели уходить из Польши и сходить с путей, прикрывающих направление на Берлин, так, конечно, не решатся сунуться в далекий обход через Австрию и теперь.

Это ясно выраженное нежелание немцев послать массы войск в Австрию еще более затрудняет австрийский генеральный штаб, и ему приходится довольствоваться только несколькими корпусами, присланными немцами, да теми укреплениями, которые возводятся им на Карпатах. Карпатский хребет весь опутывается колючей проволокой, и эта проволока является последним средством, в котором ищут свое спасение австрийцы. Но там, где страну не спасла полевая армия, не спасет ее и проволока, хотя бы накрученная в самом неимоверном количестве.

 

 

Еще по теме:

Первая мировая. Сараевское убийство.

Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии

.............

Первая мировая война. 12 мая (29 апреля) 1915 года

Первая мировая война. 13 мая (30 апреля) 1915 года

Первая мировая война. 14 (01) мая 1915 года

Первая мировая война. 15 (02) мая 1915 года

Первая мировая война. 16 (03) мая 1915 года

Первая мировая война. 17 (04) мая 1915 года

..........

Первая мировая война. Армии стран-участниц. Австро-Венгрия

..............

Первая мировая война. Крепости. Германия

..............

Первая мировая война. Оружие.

.........

Первая мировая война. Техника

.........

Первая мировая война. Хроника первых семи месяцев войны

.........

 

 

 

Категория: 1-я мировая война | Просмотров: 945 | Добавил: nik191 | Теги: Май, 1915 г, война | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь
«  Май 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz