16 (03) декабря 1916 года
От штаба Верховного Главнокомандующего
3-го декабря 1916 года.
Западный фронт
В районе к востоку от деревни Конюхи бой из-за окопа нашей заставы, занятого германцами, продолжался вчера до 7 часов вечера. Окоп четыре раза переходил из рук в руки и в результате южная часть его все же осталась в руках противника.
Мелкие части противника, пытавшиеся приблизиться к нашему расположению в районе Иезуполя, нашим огнем были загнаны в свои окопы.
В Лесистых Карпатах сильные разведывательные партии противника, приблизившись к нашим окопам в районе Рафаилова, открыли огонь по нашему расположению, однако, огнем наших постов были отогнаны и наши разведчики вышли для преследования противника.
Юго-западный фронт
На ковельском направлении, в районе Большого и Малого Порска, противник силою около 4-х батальонов, около 3-х часов дня, после предварительной артиллерийской подготовки, перешел в наступление, отбитое нашим огнем. В 4 1/2 часа дня противник возобновил артиллерийский огонь и снова перешел в атаку, уже более значительными силами, но атака эта также была отбита. С наступлением темноты бой затих. Около 1 часа ночи противник снова перешел в атаку в районе Малого Порска, после чего ему удалось занять часть окопов одной из наших рот.
В ночь на 4-е декабря из деревни Кабаровце дважды выехал бронированный автомобиль противника и обстреливал наши окопы.
Попытки разведчиков противника переправиться через р. Быстрицу в районе Иезуполя были остановлены нашим огнем.
В районе Старый Лисец наши разведчики произвели удачный поиск, захватив пленных.
В районе к юго-западу от Валепутна наши разведчики были встречены сильным огнем противника; на их поддержку двинулись два батальона, которые и потеснили противника. Противник ответил атакой крупными силами. Атака была отбита штыками, причем захвачено 50 пленных; преследуя противника, наши войска ворвались в его окоп на высоте, преодолев несколько рядов засек и проволок. Высота закреплена за нами.
Кавказский фронт
Без существенных перемен.
Румынский фронт
На молдавской границе наступление противника в долине р. Ойтуз отбито.
Черное море
Для разрушения мельниц, снабжавших болгарскую армию мукой, 30-го ноября наши суда с успехом обстреляли порт Балчик, будучи при этом безрезультатно обстреляны береговыми батареями и атакованы гидро аэропланами и подводной лодкой.
ТЕЛЕГРАММЫ
Французский фронт
ГАВР, 29-го ноября (12-го декабря). Бельгийское официальное сообщение.
«В течение ночи неприятельские патрули пытались подойти к нашим позициям, но были отражены нашим огнем. Сегодня полевая и траншейная артиллерия проявила особо энергичную деятельность в районе Стеенстрате—Гетсас». (ПТА).
ПАРИЖ, 29-го ноября (12-го декабря). Официальное сообщение от 29-го ноября, 11 часов вечера:
«На общем протяжении фронта ночь прошла спокойно, за исключением района к югу от Соммы, где артиллерия обеих сторон проявила большую энергию в участках Биаш и Мезоннет». (ПТА).
ЛОНДОН, 30-го ноября (13-го декабря). Вечернее официальное сообщение главной британской квартиры от 29-го ноября:
«Вчера вечером мы произвели удачные минные работы к югу от Ипра, в окрестностях возвышенности, называемой «Блэфъ». Артиллерия противника и траншейные мортиры проявил деятельность близ Фестюбера и Невшапеля. Нами замечено, что склад неприятельских снарядов близ Вими был охвачен пламенем. В течение дня на фронте к северу от Анкра мы в ответ на неприятельскую бомбардировку местностей, расположенных позади наших линий, бомбардировали неприятельские опорные пункты и участки, расположенные позади неприятельских линий. Вчера были сбиты 3 неприятельских аэроплана, из которых один упал в наших линиях. Мы не досчитываемся одной из наших машин». (ПТА).
ПАРИЖ, 30-го ноября (13-го декабря). Официальное сообщение от 30-го ноября, 1 часа дня:
«Ночь прошла сравнительно спокойно на всем протяжении фронта». (ПТА).
Итальянский фронт
РИМ, 29-го ноября (12-го декабря). Официальное сообщение итальянской главной квартиры от 29-го ноября:
«В долине Адидже происходила лишь обычная артиллерийская деятельность. В ночь с 27-го на 28-е ноября попытка неприятеля атаковать наши позиции в Доссо-Казина к юго-западу от Лоппио (в долине Камерас) была остановлена. Продолжающаяся дурная погода препятствовала вчера артиллерийской деятельности даже на Карсо». (ПТА).
Балканский фронт
СОЛУНЬ, 29-го ноября (12-го декабря). В виду прояснившейся погоды сражение, начавшееся 26-го ноября в излучине реки Црны, продолжается. Авиация проявляет деятельность на протяжении от Струмы де Прилепа. (ПТА).
ПАРИЖ, 30-го ноября (13-го декабря). Официальное сообщение от 30-го ноября, 1 часа дня:
«Военные действия на Ближнем Востоке. В районе к северу от Монастыря 29-го ноября происходил сильный артиллерийский бой, а также довольно серьезные столкновения пехоты. Произведенная болгарами контратака против итальянских войск была остановлена артиллерийским и пулеметным огнем наших союзников. Неприятельский аппарат, вынужденный снизиться, был захвачен итальянским отрядом. Два офицера летчика взяты в плен». (ПТА).
Война на море
СТОКГОЛЬМ, 29-го ноября (12-го декабря). Из Гальмстада сообщают:
«Шведская шхуна «Наггу», шедшая из Варберга в Блит с грузом дерева, подожжена германской подводной лодкой. Команда высажена на берег в Нортшильдсе». (ПТА).
Подвиги французских летчиков
Французский журнал «Аеrоphile» приводит список тех летчиков, которые, по официальным сведениям, по 22-е октября нов. стиля этого года, сбили больше 4-х неприятельских аэропланов и за это были отмечены в приказах по союзной нам армии.
В этом списке помещено 19 человек, которые, в общей сложности, сбили во время воздушных боев 163 неприятельские машины, при чем наибольшее число сбито су-лейтенантом Гьюнеме—18 аэропланов, за ним идет су-лейтенант Нунгесер—17 аэропланов, а последние телеграммы сообщают, что он сбил 20-ую машину, и после них идут, как офицеры, так и нижние чины, сбившие: 1— 15, 1—12, 1—11, 2—10, 2-8, 1—7, 3—6, 5—5 и 1—4 аэроплана.
Кроме того, особенно выдающимися подвигами являются такие случаи, как уничтожение Нунгесером, 26-го сентября нов. стиля в один и тот же день трех аэропланов, Гьюнеме в один день—двух и вахмистром Ленуаром, 26-го сентября, большого трехместного аэроплана. Из летчиков, которые отмечены в указанном списке, 2 было убито и 1 попал к немцам в плен.
Что же касается отдельных сведений о числе отличившихся, таким образом, офицеров и нижнях чинов, то из этого списка видно, что первых в нем помещено 10, а вторых, разных званий—9.
В.
Дневник военных действий
К. Шумского
В 20-х числах ноября стал обозначаться решительный момент той сложной и грандиозной операции, которую вел противник на главном румынском фронте. Начало этого решительного момента нужно видеть отнюдь не в переправе Макензена через Дунай, а в движении по долине реки Жиу германской колонны Дельмензингена.
Как известно, и как мы отмечали неоднократно, главную задачу в "румынской операции" принял на себя Фалькенгайн, а отнюдь не Макензен, почему можно было относиться с некоторым равнодушием к успехам противника в Добрудже, как абсолютно не влияющим на сущность положении на румынском фронте. Поэтому мы и учитывали, как положительное данное, то обстоятельство, что „главная" группа противника, группа Фалькенгайна, никак не могла продвинуться из приграничной полосы Валахии к Бухаресту и в течение более месяца неудачно атаковала прямые пути к Бухаресту в долинах Ираховы, Тиргулуя и Аргиса.
Конечно, противнику давно уже было видно, что по прямым путям в Бухарест ему не пробиться, и что главной причиной этому являются „недостаточные силы".
Фалькенгайну пришлось выжидать окончательного наступления распутицы на главных фронтах, когда можно будет снять с них войска. Фалькенгайн около месяца стоял выжидательно на прямых путях к Бухаресту.
С прибытием, наконец, в первой половине ноября подкреплений, Фалькенгайн приступил к различного рода попыткам прорваться на румынском фронте в Валахии. Однако его новые попытки прорваться на прямых путях к Бухаресту все же не имели успеха. Тогда Фалькенгайн, пользуясь вновь прибывшими подкреплениями, сформировал особую колонну в составе 7 - 8 дивизий, под начальством генерала фон-Дельмензингена, и послал ее дальним, кружным, обходным путем по долине реки Жиу. К этому времени, как известно, одна баварская дивизия (11-я баварская дивизия) вместе с несколькими австрийскими частями была разбита в долине Жиу, и румыны по долине этой реки продвинулись почти до самой границы Трансильвании.
Появление значительных сил Дельмензингена в долине реки Жиу вынудило румын к отходу. Этот отход продолжался в течение около недели, при чем колонна Дельмензингена выбралась по долине реки Жиу к городу Кракову, где начинается уже более ровная и менее пересеченная часть румынской территории. От Кракова путь идет на восток, в общем направлении к Бухаресту.
Таким образом против бухарестского района заняли исходное положение уже две группы: Фалькенгайна, к северу от Бухареста (на прямых путях к Бухаресту), и Дельмензингена, к западу от Бухареста. Расстояние первой колонны (Фалькенгайна) определялось, примерно, 100 верстами от Бухареста, а расстояние второй группы (Дельмензингена) определялось 180 верстами от Бухареста. В это время к двум группам противника присоединилась третья группа противника, а именно войска Макензена, переправившиеся через Дунай.
Так как сопротивление румын было главным образом сосредоточено к северу от Букареста против группы Фалькенгайна и к западу от Бухареста против группы Дельмензингена, то Макензену удалось, хотя и с большими потерями, все же переправиться через Дунай у Зимницы. Немцы весьма серьезно опасались исхода этой переправы, тщательно к ней готовились, установили против Зимницы значительное число тяжелых орудий, и самая переправа производилась под личным наблюдением самого Макензена. Так как от Зимницы до Бухареста лишь 80 - 90 верст, и так как в этом районе сопротивление румын не могло быть значительным, то переправившиеся войска Макензена довольно быстро стали распространяться в двух направлениях: на северо-восток, к Бухаресту, и на северо-запад, к Русе-де-Ваде, т.-е. на соединение с продвигавшейся к Бухаресту с запада колонной Дельмензингена.
Очевидно, в дальнейшем предстояло отделенным друг от друга группам противника — соединиться. Сначала произошло соединение западной группы Дельмензингена с северной группой Фалькенгайна. Для этого западная группа Дельмензингена, продвигаясь к востоку, подошла к реке Ольте, а на реке Ольте уже находилась ольтинская колонна, принадлежавшая к составу войск Фалькенгайна.
Затем от группы Дельмензингена на соединение к югу с наступающими войсками Макензена была брошена значительная масса германской конницы, установившая связь между обеими группами. В результате все три группы оказались связанными, но им надлежало в дальнейшем еще соединиться.
После того, когда обнаружилось наступление переправившихся войск Макензена к бухарестскому району и продолжающееся наступление к бухарестскому району с запада войск Дельмензингена, сопротивление румын к северу от Бухареста против группы Фалькенгайна естественно уменьшилось. Последовавший затем переход в наступление Фалькенгайна дал более тесное сближение всех трех групп противника, при чем фронт противника уже протянулся поперек Молдавии, примерно, от Кронштадта до Бухареста, и далее до Дуная (у Журжева).
Войска противника насчитывали в общем до 25 дивизий или до полумиллиона войск, главную массу которых составляли германские части, а меньшую массу составляли австрийские, болгарские и турецкие части. Из этого полумиллиона войск около 15 дивизий было в составе главной группы, северной, Фалькенгайна, а около 10 дивизий насчитывали вместе западная и южная группы противника - Дельмензингена и Макензена.
Румыны же, отходя к востоку, сражались на фронте, протягивающемся от Дуная к северу, впереди бухарестского района, примерно, до границы, у долины реки Бузео, и далее к северу по Молдавии, где вступали в связь с нашим фронтом.
В таком положении с дальнейшим подходом противника к реке Аргису, протекающей в 10 - 12 верстах от линии бухарестских фортов, и возник вопрос о дальнейшей судьбе Бухареста.
Крепость Бухарест была выстроена в 80—90 гг. по несколько измененному проекту знаменитого бельгийского инженера Бриальмона, — того самого, который является автором проектов крепостей Льежа, Намюра, Антверпена, а также и ряда многих крепостей в различных других европейских государствах.
Уже по примеру Льежа, Намюра и Антверпена мы знаем, что Бриальмонт был сторонником самого широкого пользования броней и бетоном при постройке крепостей. В этом отношении Бриальмон несколько увлекался, и его фортификационные идеи встретили довольно жестокую критику, невзирая на всю авторитетность его имени. Его знаменитые форты Льежа и Намюра представляли собою настоящие „бетонные броненосцы", высокие и весьма заметные для осадной артиллерии цели.
Бриальмон, придавая исключительное значение артиллерийской обороне из броневых башен, весьма мало считался с ружейным и пулеметным огнем, что давало слабую ружейную и пулеметную оборону, столь необходимую при подходе противника на близкое расстояние к фортам.
Эти недостатки сыграли немалую роль в свое время в судьбе Льежа, Намюра и Антверпена. Что же касается Букареста, то в свое время эта крепость считалась образцовой, но, несомненно, прежние броневые башни устарели и уже не годились ни для состязания с современной осадной артиллерией ни для укрытия артиллеристов.
Таковы те общие тактические и стратегические условия, которые создали вопрос о том, подлежит ли Бухарест дальнейшей обороне или нет. Вместе с тем необходимо отметить, что операции противника на путях к Бухаресту сложились под конец таким образом, что противник стремился стать на пути, идущие от Бухареста в северную половину Румынии (в Молдавию) и соединяющие с остальной частью румынского фронта.
Эти условия показывают, насколько исключительно серьезное положение создалось в районе Бухареста.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 12 декабря (29 ноября) 1916 года
Первая мировая война. 13 декабря (30 ноября) 1916 года
Первая мировая война. 14 (01) декабря 1916 года
Первая мировая война. 15 (02) декабря 1916 года
Первая мировая война. 16 (03) декабря 1916 года
Первая мировая война. 17 (04) декабря 1916 года
|