nik191 Суббота, 27.07.2024, 05:51
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [945]
Как это было [663]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [9]
События [234]
Разное [21]
Политика и политики [243]
Старые фото [38]
Разные старости [71]
Мода [316]
Полезные советы от наших прапрабабушек [236]
Рецепты от наших прапрабабушек [179]
1-я мировая война [1579]
2-я мировая война [149]
Русско-японская война [5]
Техника первой мировой войны [302]
Революция. 1917 год [773]
Украинизация [564]
Гражданская война [1145]
Брестский мир с Германией [85]
Советско-финская (зимняя) война 1939-1940 годов [86]
Тихий Дон [142]
Англо-бурская война [258]
Восстание боксеров в Китае [82]
Франко-прусская война [119]

» Архив записей

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » 2016 » Апрель » 15 » Первая мировая война. 15 (02) апреля 1916 года
06:32
Первая мировая война. 15 (02) апреля 1916 года

 

 

 

15 (02) апреля 1916 года

 

От штаба Верховного Главнокомандующего

 

2-го апреля 1916 года

Западный фронт

В Двинском районе наши стрелки в ночь на 1-е апреля перешли в наступление на участке дер. Гиновка.

К югу от д. Гарбуновка, прорвав 4 ряда проволочных заграждений, они заняли две высоты западнее и южнее этой деревни. Противник сосредоточил по этим высотам артиллерийский и ружейный огонь и затем несколько раз переходил в контратаки, но каждый раз был отбрасываем обратно. Поле боя между занятыми высотами и следующими немецкими окопами усеяно трупами противника.

На перешейке между озерами Мядзиоль и Нарочь и в районе Сморгонь артиллерийская перестрелка.
После артиллерийской подготовки партии немцев перешли в наступление в районе северо-восточнее Сморгони, но были отбиты нашим огнем.

В районе к югу от ст. Олыка наши части продвинулись вперед, где и закрепились, несмотря на ураганный огонь противника.

В бою в ночь на 31-е марта восточнее Тржибуховце австрийцы, вооруженные, кроме винтовок со штыками, еще и кинжалами, приблизившись к нашим окопам, бросили ружья и, подняв руки, кричали, что сдаются. Подойдя же вплотную, стали наносить удары кинжалами.

1-го апреля 14 наших аэропланов сбросили 50 бомб на станции Зучка и Черновцы-Северная. Все аэропланы благополучно вернулись.

По дополнительно полученным данным, при взятии Поповой могилы захвачено в плен 5 офицеров и 238 не раненых нижних чинов и 30 раненых.

Кавказский фронт

Наши войска, разбив в районе Битлиса в многодневных боях одну из турецких дивизий, недавно прибывшую в Армению со стороны Константинополя, энергично преследуют отступающие ее части; нами взято в плен 13 офицеров и 250 аскеров и захвачены пулеметы.

На Черноморском побережье и южнее наши войска после упорного горячего боя, при содействии сухопутной и судовой артиллерии сбили турок с сильно укрепленной позиции левого берега Кара-Дерэ, в 25 верстах восточнее Трапезунда.

Многократные атаки противника на Байбуртском направлении были нами отражены с большими для турок потерями.

Северный фронт

2-го апреля.

Артиллерия противника обстреливала икскюльское предмостное укрепление.

В районе севернее Сморгони немцы с рассветом снова перешли в наступление. Попытки противника продвинуться вперед, встреченные нашим сосредоточенным огнем, успеха не имели. Во время подготовки атаки противник стрелял снарядами с удушливыми газами.
 

Франко - англо - бельгийский фронт

ГАВР, 29-го марта (11-го апреля). Бельгийское официальное сообщение:

«На бельгийском фронте артиллерия проявила сравнительно слабую деятельность».

ЛОНДОН, 29-го марта (11-го апреля). Официальное сообщение британской главной квартиры во Франции:

«Вчера ночью с переменным успехом продолжался бой с помощью ручных гранат в воронках к востоку от Сэнт-Элуа. Мы удерживаем три воронки, но две другие заняты неприятелем. Сегодня неприятель взорвал мину к северо-востоку от Вермель, повредив часть старой воронки, но не изменив общего положения. Значительная артиллерийская деятельность происходила против Вейтсхате и незначительная артиллерийская перестрелка близ Сушэ и к востоку от Ипра. Во время восьми воздушных боев наши аппараты сбили вчера неприятельский аэроплан, не понеся никаких потерь, но один из наших аэропланов в течение дня был сбит орудийным огнем».

ПАРИЖ. 29-го марта (11-го апреля). Официальное сообщение от 29-го марта, 11 часов вечера:

«К северу от реки Эн наша артиллерия подвергала обстрелу сильную германскую колонну, передвигавшуюся по дороге Шемен-де-Дам. Метко направленный огонь причинил серьезные потери неприятелю. В Аргоннах наша артиллерия проявила энергичную деятельность на всем протяжении неприятельского фронта. К западу от реки Маас наш фронт у Мортомм-Кюмьер подвергся довольно сильной бомбардировке. Пехотных боев не было.

После ожесточенной артиллерийской подготовки, дополненной стрельбой снарядами, вызывающими слезотечение, германцы произвели около четырех часов дня сильную атаку на наши траншеи между Дуомон и Во. Неприятель, которому удалось занять некоторые выдвинутые вперед части наших линий, был вскоре выбит оттуда нашей контратакой, во время которой взято в плен около 100 не раненых германцев, в том числе один офицер. В Вевре происходил артиллерийский бой на участках Муленвиль, Бонво и Шатильон. К северо-востоку от Сен-Миэля наши дальнобойные орудия успешно обстреляли поезд, остановившийся к северу от вокзала Эйдикур. На остальном протяжении фронта не произошло ничего выдающегося.

Действия летчиков. В ночь с 28 го на 29-е марта наши воздушныя эскадры в два приема сбросили сначала 27, а затем 21 снаряд над вокзалом Нантиллуа и Бриэль. Та же эскадра покрыла бомбами место установки дальнобойных 380-миллим. орудий».

ПАРИЖ, 30-го марта (12-го апреля). Официальное сообщение от 30-го марта, 3 часов дня:

«Сегодня утром на левом берегу Мааса, немцы произвели атаку с применением горючей жидкости на наши позиции в лесу Коретт, между Мортоммом и Кюмьером, но были всюду отражены. На правом берегу Мааса происходила сильная артиллерийская перестрелка между Дуомоном и Во, но неприятель не возобновлял в течение ночи попыток к атаке. Подтверждается, что стремительная атака, направленная германцами на этот сектор в 4 часа дня и отбитая нами, стоила им необычайно больших потерь. На остальном фронте ночь прошла сравнительно спокойно».

ПАРИЖ. 29-го марта (11-го апреля). Агентство Гаваса сообщает:

«Второй день новых наступательных действий германцев по всему верденскому фронту окончился полной неудачей. На левом берегу Мааса первой целью неприятеля являлось плоскогорье к востоку от плоскогорья Мортома, увенчанное высотами «265» и «295». Высота «265» уже в течение нескольких дней находится в руках германцев. Ожесточенная атака, предпринятая ими 27-го марта против высоты «295», которая называется также Мортомм, окончилась лишь захватом 500 метров траншей, отстоящих приблизительно на полкилометра от верхней точки высоты «295».

Две новых больших атаки, предпринятых германцами вчера против Мортомма, во время которой неприятель пытался захватить позицию с западного фланга, а другая была направлена с ее восточной стороны, разбились о сопротивление французов. Во всяком случае не следует преувеличивать значения высоты «295», за которой следует целый ряд других высот, приблизительно такой же величины. Согласно показаниям очевидцев, германские потери за первые дни нового общего наступления колоссальны и в полном несоответствии с достигнутыми результатами».

Итальянский фронт

РИМ, 29-го марта (12-го апреля). Официальное сообщение итальянской главной квартиры от 29-го марта:

«На части фронта между долиною реки Адижа в долиною Сугана неприятель открыл огонь из новых батарей большой мощности, но наша артиллерия привела их к молчанию. Меткий огонь нашей артиллерии вызвал большие пожары в окрестностях Кальчераника (озера Кальдонаццо) и сильно повредил форт Лузерна в верхнем Астико.

На Изонцо вчера также артиллерия проявила напряженную деятельность вдоль всего фронта, в особенности на возвышенностях к северо-западу от Горицы. На Карсо неприятельские отряды, направлявшиеся на Опаккия-Селла и Худи-лог, были успешно обстреляны нашим огнем. В ночь на 28-е марта неприятельские гидропланы сбросили 11 бомб на Градо, никого не убившие и причинившие лишь незначительные повреждения».

Война на море

ЛОНДОН, 30-го марта (12-го апреля). По сведениям Ллойда из Пензэнса (Корнуол) с парохода «Uniоnе», потопленного вчера неприятельской подводной лодкой, спасены английским сторожевым судном второй механик и два матроса. Полагают, что остальной экипаж спасен французским контр-миноносцем.

ЛОНДОН, 29-го марта (11-го апреля). Ллойд сообщает о потоплении итальянского парохода «Uniоnе».

Война в колониях

ЛОНДОН, 30-го марта (12-го апреля). Из Лоренцо-Маркаса сообщают:

«Португальские экспедиционные войска 28-го марта заняли Кионгу в германской Восточной Африке».

 

 

Дневник военных действий

К. Шумского


Во время распутицы

Наступившая распутица совершенно прекратила крупные операции на нашем фронте, хотя войска обеих сторон продолжали еще некоторое время борьбу, имеющую местный характер.

Борьба эта сводилась главным образом к тому, чтобы занять более удобные для обороны и наступления и менее затопляемые места к началу распутицы.

Наше наступление, закончившееся распутицей, продолжалось в общем около недели. Результаты этого наступления подлежат оценке прежде всего с точки зрения стратегических итогов, т.-е. той роли, которую сыграло это наступление в общем ходе войны, а затем с точки зрения тактических итогов, т.-е. в отношении того, насколько обе стороны улучшили или ухудшили свое положение в том районе, в котором они занимали позиции в течение всей зимы и откуда они должны начать будущие крупные весенние и летние операции.

С точки зрения стратегической можно усмотреть, что это наступление оказало некоторое влияние на ход операций у Вердена, хотя влияние лишь временное. Действительно, в период нашего наступления немцы почти не производили атак у Вердена и ограничились одной ожесточенной бомбардировкой этой крепости. Это могло иметь значение в том отношении, что давало возможность нашим союзникам подкрепить свои средства борьбы в Верденском районе и вообще несколько улучшить свое положение. Вместе с тем необходимо отметить, что, по сведениям иностранной печати, переданным нашим телеграфным агентством, немцы увезли некоторые части войск из под Вердена в направлении на наш фронт, при чем эти увезенные части были заменены частями германского ландштурма, привезенными из Германии.

Таким образом, наше наступление безусловно несколько стеснило операции немцев у Вердена. Однако, так как вскоре должна была наступить распутица на нашем фронте, то следовало ожидать, что немцы возобновят к этому времени свои атаки под Верденом, что и случилось.

Далее следует иметь в виду, что наше последнее наступление, как это мы отмечали с самого начала, не имело характера крупной стратегической операции и не задавалось целью продвинуться на особенно большое расстояние вперед, а имело целью некоторое улучшение позиций на отдельных участках фронта. Поэтому наибольший интерес представляют результаты нашего наступления в смысле тактическом.

Рассматривая его в этом отношении, мы можем видеть, что наибольший успех был достигнут нашими войсками не там, где велась главная, атака, а на юго-западном фронте, у Усечко, т.-е. близ румынской границы на Днестре, Здесь нашими войсками было взято важное предмостное укрепление, вследствие чего австрийцы в этом районе должны были отойти на правый берег Днестра и не могли уже оборонять эту реку активно. Так как поблизости здесь находится румынская граница, в которую австрийцы упирают свой правый фланг, то ясно, что все австро-германское расположение почувствовало серьезный удар, ибо всякие удары, направленные в сторону флангов, вообще чувствительны.

Если наше наступление имело успех в районе правого фланга всего австро-германскаго фронта, т.-е. у румынской границы, то оно имело также некоторый успех и в районе левого фланга всего австро-германского фронта, а именно в Прибалтике. Здесь наши войска произвели прорыв в Якобштадтском районе—у Августингофа. Прорыв этот, правда, имел тактическое, т.-е. местное значение и не был особенно глубок, но, так как все наше наступление велось для улучшения фронта, то, следовательно, в этом смысле цель на Двине была достигнута.

Главным районом боя, как мы уже отмечали, был раион озер между Двинском и Вильной. Здесь наш успех выразился в том, что нашими войсками было занято Великое Село, представляющее собою небольшой дорожный угол, а затем рядом была занята озерно-лесистая позиция у озера Секлы, представляющая некоторые выгоды для обороны.

В других районах боя, а именно у Постав и у озера Нароч, наши войска также продвинулись на более выгодные позиции и взяли около 1.500 пленных солдат и 20 офицеров германских войск, а также значительное количество различного снаряжения и боевых припасов.

Таким образом в общем итоге следует считать, что наше короткое наступление достигло тех задач по улучшению фронта и по занятию более выгодных позиций, которые это наступление и преследовало. На большее, конечно, рассчитывать нельзя было, вследствие короткого времени, оставшегося до распутицы. Сверх того вообще следует иметь в виду, что непосредственного влияния на будущие весенние и летние операции это наступление иметь не могло, так как шансы обеих сторон в будущей решительной борьбе во время весны и лета зависит от многих сложных причин, который мы более или менее выясняли в наших предыдущих статьях.

Как мы уже упоминали выше, в связи с распутицей должны были оживиться несколько заглохшие операции немцев у Вердена. Нам, к сожалению, неоднократно приходилось подчеркивать весьма неправильное представление о Верденской операции, распространенное в широких кругах публики и отчасти поддерживаемое некоторыми дилетантскими рассуждениями, а именно мнение о том, что против Вердена ведется весьма серьезная операция, чуть ли не „осада", и что якобы медленное течение этой операции нисколько не гарантирует Верден от того, что он должен непременно пасть. Доказывалось и доказывается, что, так как операции против всякой крепости вообще имеют медленный характер, то они имеют медленный характер и против Вердена, но что Верден все равно, как всякая, осаженная крепость, должен неминуемо пасть.

 

 

Ошибочность этого мнения заключается в том, что Верден нельзя сравнить ни с какой осажденной крепостью, почему выводы, делаемые на основании того, что Верден якобы осажден, неверны. Верден имеет совершенно свободное сообщение, а именно крепость сообщается с Парижем при помощи трех железнодорожных линий. Всего от Вердена отходят четыре железные дороги, но одна из них идущая через Сен-Миель, отрезана германцами, как то и указывают французские газеты. Однако надо иметь в виду, что железнодорожная линия, идущая от Вердена через Сен-Миель, отрезана германцами вовсе не с началом их операции у Вердена, а отрезана 1 1/2 года тому назад, в самом начале войны, и французы этой линией и не пользовались. Это видно из того, что Сен-Миель уже с самого начала войны является районом соприкосновения обеих сторон.

Из остальных железнодорожных линий, отходящих от Вердена, железная дорога, идущая на Шалонь, находится под обстрелом германской артиллерии. Эта железнодорожная линия идет в Верденском районе через участок левого берега Мааса, и здесь немцы у Аргоннского леса имеют свои батареи, расположенные, по-видимому, верстах в 10—11 от этой железной дороги. На таком расстоянии вполне возможен обстрел, почему и пользование этой дорогой небезопасно. Это вынудило французов организовать здесь автомобильное сообщение. Автомобилей у французов весьма много, и они даже в свое время, накануне сражения на Марне, перевезли на своих автомобилях, реквизированных в Париже, несколько корпусов, которые и бросили на правое крыло армии Клука, вынудив этим немцев начать отход обратно. При таком обилии автомобилей французы, конечно, могут поддерживать сообщение на том 35-верстном участке железной дороги Верден—Шалон, который обстреливается, а на остальной части этой дороги железнодорожное сообщение протекает уже в условиях полной безопасности.

Наконец, самое главное, имеются еще две железнодорожные линии, отходящий от Вердена, которые идут далеко от германского расположения, почему сообщение по ним производится совершенно свободно. Одна из этих линий идет через Бар-де-Люк к Парижу, а другая туда же через Ровини.

Уже из одного этого можно видеть, что ни о какой „осаде" Вердена не может быть и речи, раз он имеет в своем распоряжении вполне безопасный, обеспеченный подвоз, не говоря уже о том, что рядом с Верденом расположены вправо и влево французские полевые армии. Если бы Верден действительно был обложен со всех сторон и не имел сообщения с тылом, то можно было бы говорить, что медленность германских операций нисколько не гарантирует от того, что Верден в конце концов падет. Однако, так как Верден совершенно не обложен, то его, разумеется, нельзя сравнивать ни с Порт-Артуром, ни с Льежем, ни с Новогеоргиевском, ни с Перемышлем, ибо такое сравнение есть серьезнейшая ошибка.

Нет ничего удивительного, если обложенная со всех сторон крепость падет, ибо сегодня она выпускает, допустим, 1.000 снарядов, через неделю уже только 100, через месяц уже только 10, а затем перестает стрелять и умирает естественной смертью осажденной крепости. Совершенно иное дело крепость не осажденная, как в данном случае Верден, так как такая крепость выпустит нужное количество выстрелов и сегодня, и завтра, и так вплоть до того дня, пока будет вестись операция.

Если уже с чем можно сравнить Верден, так это с маленьким Осовцом, который так же, как Верден, не был обложен, и около которого так же вправо и влево была расположена полевая армия. Мы знаем, как долго сопротивлялась эта маленькая крепость, что, конечно, всецело зависело от того, что она не была обложена, и тем паче еще больше оснований рассчитывать на прочность во много раз более сильного и могущественного Вердена.

Поэтому нет ничего удивительного, что ход событий вполне определенно подчеркивает неудачу немцев у Вердена, и что 7 недель операций не приблизили врага к цели.

Как мы уже упоминали, главным районом атаки является правый берег Мааса, где немцы ближе всего к Вердену и где они занимают один из Верденских фортов—форт Дуомон. Однако именно здесь немцы почти не ведут атак, что объясняется исключительно трудностью добиться здесь успеха и взять следующий форт Во. Отказ же немцев от атак в главном районе операций почти равносилен тайному отказу их от задачи взять Верден.

Вместо этого немцы ведут атаки на второстепенном участке, — на левом берегу Мааса, — и хотя им здесь иногда удается занять какой-либо пункт, но главная линия высот, занимаемых французами на левом берегу Мааса, линия Бетанкур-Кюмьер, нисколько не затронута немецкой атакой.

Из этого можно видеть, что вообще операция немцев против Вердена уже потерпела неудачу, и что, как мы отмечали, противник атаками на второстепенном участке лишь поддерживает в Германии иллюзию, что якобы операция еще производится, ибо откровенный отказ от операции произвел бы слишком неблагоприятное впечатление на немецкое население.

 

 

Еще по теме:

 

Первая мировая. Сараевское убийство.

Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии

.............

Первая мировая война. 11 апреля (29 марта) 1916 года

Первая мировая война. 12 апреля (30 марта) 1916 года

Первая мировая война. 13 апреля (31 марта) 1916 года

Первая мировая война. 14 (01) апреля 1916 года

Первая мировая война. 15 (02) апреля 1916 года

Первая мировая война. 16 (03) апреля 1916 года

 

 

Категория: 1-я мировая война | Просмотров: 839 | Добавил: nik191 | Теги: 1916 г, апрель, война, Газеты | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь

» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz