Политрук В. Маслацов читает курсантам оперативную сводку Генштаба РККА
(N часть Ленинградского военного округа)
РАДОСТЬ ВСТРЕЧИ
БЕЛОРУССКИЙ ФРОНТ, 19 сентября. (По телеграфу от нашего спец. корр.). Когда рота лейтенанта Трубочника овладела первой польской стражницей, захватив в плен 11 солдат и сержанта, крестьяне окрестных хуторов вышли ей навстречу с хлебом и солью.
Отовсюду неслись возгласы:
— Няхай жывуць нашы вызвалiцелi!
— Няхай жыве Сталiн!
Многие со слезами радости на глазах обнимали красноармейцев, жалуясь на свою бесправную, голодную, нищенскую жизнь. Двадцатилетний панский гнет сказался на всем. Здесь давно стали роскошью такие предметы первой необходимости, как соль, спички, керосин. Крестьяне ходят в дерюге, в лаптях. Лица их изнеможденны. Их жилища являют страшную картину запустения и нищеты.
Исключительной теплотой и сердечностью отличалась встреча советских войск в приграничном городке Клецк. На улицы вышли все жители от мала до велика с красными лентами, бантами и красными флагами. Колонна танкистов и шеренги пехоты были осыпаны букетами живых цветов.
Политрук М. ЗОТОВ.
***
По городам и селам Западной Белоруссии. Старший политрук Г. Гильманов беседует с крестьянами села Дубовицы
МИНСК, 19 сентября. (ТАСС). Большую радость пережил машинист станции Минск Иван Данилович Малашко, проведший первый советский ремонтно-путевой поезд на станцию Алехновичи.
Тов. Малашко рассказал корреспонденту ТАСС:
— Когда мы переехали бывшую границу— сразу попали в старый мир. На узких, запущенных полосках земли кое-где работали крестьяне. Завидев наш поезд, украшенный красным знаменем, они восторженно приветствовали нас, бросили работу, бежали нам навстречу.
На остановке нас окружила большая толпа трудящихся белорусов, украинцев, евреев, поляков. Велико было удивление всех, когда я знакомил их с моим помощником комсомолкой 20-летней Олей Шпаковской. Эта была первая женщина, которую они видели на паровозе. Оля сразу подружилась с крестьянами, рассказала, что женщина в Советской стране работает на ответственных постах, управляет государством. Три девушки поднялись на паровоз, спрашивали, можно ли будет им также работать на локомотиве.. Положительный ответ Оли очень обрадовал девушек.
— Мы неграмотные, — с горечью говорили они.
— У нас нет русских и белорусских школ. Есть только польские.
Когда мы собирались уезжать, каждый из присутствующих крепко пожимал руку. Просили поскорее приехать снова.
По освобожденным городам и селам
ДУБНО (Западная Украина), 19 сентября. (По телеграфу от наш. спец. корр.).
Наши части проходили через город Острог. По обе стороны улицы стояли ликующие жителя города.
«Да здравствует Красная армия!»,
«Да здравствует Сталин!»,
—приветствовали они бойцов, забрасывая их цветами.
К машине, в которой мы ехали, подошла женщина. Она сказала:
— Моего сына не приняли в гимназию, потому что я бедная и мне нечем платить. А теперь он будет, наконец, учиться. Ведь все советские дети учатся бесплатно...
Мы подъезжали к местечку Мизочь. Из ближней избы выбежал крестьянин и попросил нас остановиться. Он сообщил, что мост через ручей, который находится впереди, ненадежен, нужно поставить новую доску.
— Подождите минут десять, — сказал он, — я живо его починю.
У мельницы перед спуском к реке нас остановил парень лет пятнадцати. Он сказал нам, что мост через реку попорчен, но его сейчас починят. Мы узнали, что этот парень и его товарищи, которые ремонтируют мост, работают на мельнице по найму. Они решили, несмотря на запрещение хозяина, исправить мост, чтобы Красная армия могла продолжать свой путь без задержек.
Через несколько минут мы проезжали по отремонтированному и посыпанному песком мосту. Справа стояли с лопатами несколько парней. Они встретили нас возгласами «Да здравствует Красная армия!».
Утром 17 сентября, когда наши части вошли в Ровно, к командованию на взмыленных лошадях подъехали три крестьянина из деревни, еше не занятой Красной армией. Они сообщили, что на их деревню напала польская кавалерийская часть и грабит их, отбирая хлеб и скот. Немедленно на помощь крестьянам было послано несколько быстроходных танков. Грабители были захвачены в плен.
Три молодых парня с малокалиберными винтовками и красными повязками на рукавах сообщили командованию, что они обнаружили на кладбище большой склад оружия и боеприпасов.
— Неподалеку в роще скрывается польская воинская часть,
—сообщили жители города.
В рощу были посланы десять бойцов. Через чам они привели около трехсот польских солдат и офицеров. Были доставлены в город также оружие и боеприпасы, найденные на кладбище.
Мы спросили у парней, передавших эти сведения,—кто они?
— Мы милиция, нас много,—ответили они. — Хотим помогать Красной армии.
Большинство польских солдат очень довольны, что попали в плен к Красной армии. Они благодарят наших бойцов за то, что их избавили от гнета, произвола и голода.
— В польской армии нет махорки, сахару, спичек, хлеба,—рассказывают они.
Когда наши командиры и бойцы сели вместе обедать, польские солдаты с удивлением смотрели на них, говорили друг другу:
— Смотрите, у них командиры и красноармейцы вместе кушают!
А когда подали чай и красноармеец Демин положил в стакан сразу три куска сахару, пленный солдат воскликнул:
— Поглядите-ка, три куска в один стакан!
Около местечка Верхова к нам подошла группа крестьян. Попросили закурить. Завязалась беседа. Крестьяне сообщили, что за день до прихода Красной армии все паны и жандармы убежали.
Старший политрук Г. СМОРЫГО.
По городам и селам Западной Белоруссии. Крестьяне восторженно встречают части Красной армии в районе Гродецка
Население Западной Украины и Западной Белоруссии радостно встречает Красную армию
Народ ликует
КРЕВО (Западная Белоруссия), 19 сентября. (По телеграфу от наш. спец. корр.). Жители пограничных селений Западной Белоруссии, увидя, как поспешно удирают польские войска, жандармерия, помещики и другие угнетатели, догадались, что происходит что-то такое, что должно внести в их жизнь какие-то серьезные изменения.
Жители местечка Радошковичи, расположенного в 6—7 километрах от границы, рассказывают:
— Заметив, что движется войско, мы сначала с опасением выглядывали из окон и из-за углов. Но вот, видим, от крайнего дома к военным подбегают наши соседи, жмут им руки. Всякие сомнения моментально рассеялись. Наверняка, это долгожданные красные, большевики, товарищи! Улица ожила. На телеграфном столбе был водружен красный флаг. Кто-то из нас воскликнул:
«Да здравствует товарищ Сталин!
Громкое «ура разнеслось по местечку. За долгое годы этот день был первым, когда мы веселились от души и открыто высказывали свои мнения и настроения.
Вскоре после отряда красноармейцев в местечко с красными знаменами и портретами руководителей большевистской партии и Советского правительства прибыло около ста рабочих нашего пограничного завода и колхозников. Каждого из них засыпали множеством вопросов о жизни в стране большевиков.
Парторг завода тов. Недведь рассказывает об этом:
— Все с удивлением слушали, что у нас уже давно нет безработицы, нищеты, голода и произвола, что наши трудящиеся сами управляют страной, что они имеют право на труд, отдых и образование.
В другом местечке о переходе границы нашими войсками жители узнали по радио. Они слышали речь товарища Молотова. Здесь уже были вывешены красные флаги, народ большими толпами шел навстречу советским войскам и радостно приветствовал красноармейцев. Как трогательны и дружественны были беседы бойцов с белорусами!
Нас окружила группа пожилых граждан, ребят, девушек. Перебивая друг друга, они говорят о своей любви к стране социализма, к ее руководителям и народу, выражают благодарность освободителям.
20-летний парень вынимает из кармана и показывает нам повестку о явке завтра на призыв.
— Спасибо вам, товарищи, выручили меня, — сказал он. — Мне так не хотелось служить панам. С такой же неохотой шли и все мои товарищи. Жалко, что они не дождались вашего прихода.
Другой юноша достает аккуратно сложенный портрет товарища Молотова, который он давно вырезал из газеты и свято хранил.
— Я знаю не только товарища Молотова, — говорит юноша и перечисляет имена, отчества, фамилия всех членов и кандидатов Политбюро ЦК ВКП(б).
В одном местечке нам показывают малый флакончик йода. Достать его стоит больших трудов. За него уплачено столько, во сколько в среднем оценивается целый рабочий день. Так же дороги и все другие медикаменты. Врачи принимают только за большую плату. Грабит церковь. Чтобы окрестить младенца, ксендзу надо уплатить столько, сколько не заработаешь за три-четыре дня. Если же кто-нибудь хочет обойтись без церкви, значит он коммунист, его сажают в тюрьму.
— Во всех государственных учреждениях и даже просто в присутствии государственных чиновников, — говорит крестьянин Мичько, — мы обязаны разговаривать только по-польски. Если заговоришь на родном языке, или вообще употребишь в разговоре хотя бы одно белорусское слово, — значит ты не уважаешь поляков, польское государство. Тебя за это наказывают. Теперь же, — заканчивает свой рассказ Мичько, — Красная армия положила конец этим издевательствам.
На его глаза навертываются слезы счастья.
— Не знаем, как и благодарить вас, дорогие товарищи, — обращается он к красноармейцам и тепло пожимает их руки.
В. Королев
В эти дни
На шлях, затерянный в туманах,
На луг, заглохший у реки,
Встречать родимых, долгожданных
Выходят дети, старики...
Вдруг услыхав слова живые
В краю могильной нищеты,
Девчата вспомнили впервые
О том, что в мире есть цветы!
То запевая, то сбиваясь,
Стыдясь за бедный свой наряд,
Родною речью упиваясь,
По-белорусски говорят;
И чей-то голос тонок, тонок
Летит в разжатые сердца!
Ласкаясь, тянется ребенок
К винтовке красного бойца.
И за любовь друзей несметных,
За этот день, за этот миг,
За исполненье дум заветных,
Которыми я жить привык,
За дело счастья, дело чести,
В пыли дорог, в дыму боев —
Я жить хочу сто лет и двести,
И умереть сто раз готов!
А. АЛАЛИС.
Красная звезда 1939 № 215, 20 сен.
Еще по теме:
Освободительная миссия Красной Армии 17 сентября 1939 года
Передовые колонны Красной Армии приближаются к гор. ЛЬВОВУ и ВИЛЬНО
Иностранная печать о мероприятиях Советского правительства
Население Западной Украины и Западной Белоруссии радостно встречает Красную армию
Распад польского государства
Освободительная миссия Красной Армии (20 сентября 1939 года)
Освободительная миссия Красной Армии (21 сентября 1939 года)
Освободительная миссия Красной Армии (22 сентября 1939 года)
Ликуют трудящиеся Западной Украины и Западной Белоруссии
Освободительная миссия Красной Армии (23 сентября 1939 года)
Освободительная миссия Красной Армии (24 сентября 1939 года)
Освободительная миссия Красной Армии (25 сентября 1939 года)
Освободительная миссия Красной Армии (27 сентября 1939 года)
Освободительная миссия Красной Армии (28 сентября 1939 года)
Посещение Западной Украины тов. Н. С. Хрущевым
Из недавнего прошлого Западной Украины и Западной Белоруссии
Знаменательная годовщина (17 сентября 1940 г.)
Исторический поход (17 сентября 1940 г.). Часть 1
Исторический поход (17 сентября 1940 г.). Часть 2
Советская власть принесла счастье украинцам и белорусам
Народная любовь. Ванда Василевская
Под счастливой звездой. Ярослав Галан
|