ВАНДА ВАСИЛЕВСКАЯ
Народная любовь
.. Есть только одна единственная страна в мире, где нет эксплуататоров и эксплуатируемых, обидчиков и обижаемых, богачей и обездоленных нищих. Одна единственная страна, где не вырастает сорная трава ненависти между людьми разных национальностей. Это — страна социализма, Советский Союз, страна Ленина и Сталина.
В этой стране живет, работает и борется боец Красной армии. Недалеко по ту сторону границы, которую ты охраняешь с оружием в руках, есть города и деревни, в которых живет порабощенный человек.
На чужой земле работает крестьянин; он сеет хлеб, но урожай, который он собирает, даже в малой доле не принадлежит ему. По болотистым деревенским дорогам пробираются промерзшие от холода бледные крестьянские дети, которые не знают, какой вкус имеет сахар, и для которых не нашлось места на школьной скамье.
В душных фабричных помещениях городов работает забитый человек для того, чтобы достать жалкую пищу. Через оконца подвалов протекает с улицы вода, сыплется пыль на тюфяки, сделанные из прогнившей соломы и нищих лохмотьев. Бродят безработные, долгие годы безуспешно ищущие работу. Бездомных детей воспитывает панель. Без помощи врача умирает нищий. Он выплевывает из себя пожираемые чахоткой легкие; напрасно стучит в двери госпиталя, где нет для него места.
Бунтует порабощенный человек. Для бунтующих приготовлены решетки в тюремном окне, ружейные залпы, которые алой кровью заливают постовые городов, полицейская дубинка, проволочные заграждения концентрационных лагерей.
В фабричных цехах, сырых избах, в осевших хижинах порабощенный человек думает о тебе, боец Красной армии, мечтает о тебе.
В темную ночь своей судьбы он устремляет в дальнее пространство усталый взор — не блеснет ли красным цветом звезда на твоей фуражке. В глухую ночь своей судьбы он напрягает слух, не раздастся ли издалека равномерный гул твоих марширующих сапог. В мертвые часы проклятого молчания он прислушивается, не долетит ли эхо твоей песни.
Ждет измученный человек; бесшумно шепчут губы песню о тебе, боец Красной армии, тихонько, чтобы не расслышало эхо; тихо, чтобы не подслушал вездесущий, как тень, наблюдатель, записывающий все в своем блокноте.
Стелется в серый, сумрачный день легенда о тебе, боец Красной армии. Легенда, раскрашенная золотым и красным цветом. Ждет усталый человек.
В определенный день ты получаешь приказ вождя и партии. По приказу вождя и партии идешь вперед. Гулко гремят твои шаги на дорогах и трактах, скрежещут гусеницы танков и взвиваются в сентябрьское небо самолеты с красной звездой на крыльях.
Маленькая речка; небольшой лесок; поле, заросшее кустами можжевельника; и вот уже другой мир.
Земля украинская, земля белорусская, долгие годы стонавшие под гнетом. Отделенные маленькой речкой, небольшим леском, кусочком поля — и все же отгороженные непроходимой стеной.
Ты переходишь границу в сентябрьский день, вступаешь на братскую землю, где живут твои братья. Ты приносишь порабощенным радостную весть о стране свободы. Приносишь добрую весть о родине пролетариата. Ты приносишь свободу на украинскую и белорусскую земли, освобождая от кошмаров жестокой войны миллионы, освобождая миллионы от гнета. Тебя встречают по пути твоего марша братским приветом.
На серый танк падает букет цветов. Наклонись с седла и возьми букет цветов из рук девушки. В букете красных цветов — сердце украинской и белорусской земли.
Красное знамя реет над городов и селом, горит ясным пламенем, расцветает; хлопает, как крылья птиц, красное знамя над городом и селом.
Приходит боец Красной армии для великих дел.
Отдает землю в трудовые крестьянские руки — ту землю, которая раньше служила богачам, передает большие дремучие леса, служившие раньше одному человеку; реки и озера, служившие раньше богатству одного человека.
Это ты, боец Красной армии, отдаешь крестьянину, который раньше умирал от нищеты и голода, реки, землю и леса.
Это ты отдаешь в руки трудящихся фабрики и мастерские, бывшие раньше орудием эксплуатации и обиды.
Ты открываешь двери тюрем, где умирал медленной смертью борющийся человек. Ты вернул ему небо над головой, вольное дыхание его легким; далекие перспективы городов и деревень ты вернул его глазам.
Из-за угла, в роще, у дороги, при входе в город враг тебя может встретить иногда выстрелами. Ты ответишь выстрелами. Пойдешь вперед.
А если придется тебе погибнуть — ты погибнешь — за мир, свободу для миллионов людей; за знамя Ленина—Сталина; за советскую родину, родину трудящихся всего мира; за святое дело пролетариата.
Собственной смертью, собственной кровью ты покажешь величие своей правды, покажешь славу и величие своей родины. Во имя этого не страшно погибнуть. Поэтому могилы погибших во время освобождения украинской и белорусской земель не погружают нас в траур и скорбь...
От сентябрьских дней прошел год. Год от того дня, когда ты перешел границу. Год от того дня, когда ты вступил в город и деревню, которые тебя дожидались.
В день годовщины мы подводим итоги проделанной работы. Мы рассчитываемся с минувшим годом.
Присмотрись и ты, боец Красной армии. Стучат каблуками на улицах и дорогах веселые детские шаги. Гурьбой идут дети в школы. Тысячи тех, кто раньше не мог, не имел места для учебы. Выросли сотни новых школ в местах, где раньше их никогда не было. Дети учатся в собственных школах, на родном языке, на котором им запрещалось раньше говорить.
Посмотри на больницы, поликлиники, амбулатории, где теперь может лечиться каждый, кто болен, где получает помощь каждый. кто нуждается.
Посмотри, как дымят фабричные трубы и кипит работа там, где безработные смотрели безнадежным взором.
Посмотри, как в братской дружбе сидят друг возле друга на университетской скамье украинец, поляк и еврей, как они работают вместе, идут плечом к плечу — украинец, поляк и еврей в едином походе.
Иди в деревню. Посмотри, как пашет трактор колхозные земли, как крестьяне работают на своей собственной земле, как крестьянин собирает хлеб, который раньше шел в панские амбары, как он обрабатывает землю, на которой раньше тяжело работал для чужой наживы.
Мы не забудем, никогда не забудем того дня, когда впервые блеснули перед нашими глазами красные звезды, красный цвет твоего знамени.
И ты не забудь о нашей любви, о нашем глубоком доверии, которые мы к тебе питаем. Не забывай никогда, что с тобой связаны надежды миллионов.
Гордись! Ты расширил пределы своей родины. Ты принес свободу миллионам. Гордись тем, что ты завоевал, так же, как мы гордимся тобой.
В день годовщины освобождения, когда красными знаменами расцветают города и села, когда голос песней гремит в городах и селах, мы думаем о тебе, солдат Красной армии, думаем любовно, с братской, глубокой, искренней благодарностью.
Красная звезда 1940 № 218, 17 сентября
Еще по теме:
Освободительная миссия Красной Армии 17 сентября 1939 года
Передовые колонны Красной Армии приближаются к гор. ЛЬВОВУ и ВИЛЬНО
Иностранная печать о мероприятиях Советского правительства
Население Западной Украины и Западной Белоруссии радостно встречает Красную армию
Распад польского государства
Освободительная миссия Красной Армии (20 сентября 1939 года)
Освободительная миссия Красной Армии (21 сентября 1939 года)
Освободительная миссия Красной Армии (22 сентября 1939 года)
Ликуют трудящиеся Западной Украины и Западной Белоруссии
Освободительная миссия Красной Армии (23 сентября 1939 года)
Освободительная миссия Красной Армии (24 сентября 1939 года)
Освободительная миссия Красной Армии (25 сентября 1939 года)
Освободительная миссия Красной Армии (27 сентября 1939 года)
Освободительная миссия Красной Армии (28 сентября 1939 года)
Посещение Западной Украины тов. Н. С. Хрущевым
Из недавнего прошлого Западной Украины и Западной Белоруссии
Знаменательная годовщина (17 сентября 1940 г.)
Исторический поход (17 сентября 1940 г.). Часть 1
Исторический поход (17 сентября 1940 г.). Часть 2
Советская власть принесла счастье украинцам и белорусам
Народная любовь. Ванда Василевская
Под счастливой звездой. Ярослав Галан
|