На всемирной парижской выставке
Путь-самоход
Путь-самоход — едва ли не самая удивительная диковинка нынешней всемирной выставки. В 1889 году приезжие первым делом спешили подняться на третью площадку Эйфелевой башни; в 1900 г. свежие посетители, прежде всего, устремляются на виадук движущейся платформы. Впечатление получается новое и поразительное. Двигаться вперед, стоя неподвижно на полу, на одном месте, — этого никому еще не приходилось раньше испытать — никому, кроме тех, кто не был на выставках в Чикаго, в 1893 г., и в Берлине. в 1890 г. Впрочем, там платформы были слишком примитивные и слишком короткие и мало интересовали публику, тогда как в Париже, действительно, устроен настоящий путь-самоход. Его длина — целых 3 1/2 километра, и его система едва ли не самая усовершоиствованная, какую только можно придумать.
Изобретатель движущейся электрической платформы, которая также называется катящимся тротуаром — французский инженер Вlоt. Вместе с другим инженером Энаром он собирался уже построить нечто подобное для прошлой выставки 1889 года, но тогдашняя администрация отвергла его проект. Однако, положенная в основу последнего идея имела большой успех у инженеров, которым она показалась более оригинальной и плодотворной, чем идея их коллеги Эйфеля — соорудить гигантскую железную башню.
Проект стали теоретически разрабатывать, и скоро американские инженеры, Шмидт и Сильсби, в виду готовившейся выставки в Чикого добились разрешения построить для опыта небольшую электрическую пробную платформу в Джексоновском парке этого города. По мысли Блота и Энара, путь-самоход должен был являться чем-то вроде бесконечного поезда: все полотно круговой электрической дороги, занятое платформами, плотно пристающими одна к другой, представляло бы беспрерывную цепь открытых вагонов. Эта цепь двигалась бы со скоростью 5 километров в час, с остановками в 15 секунд каждую минуту, что низводило бы скорость до 4 километров в час. Сильсби и Шмидт, с своей стороны, признали, что платформы должны двигаться безостановочно, так как слишком частые остановки способны были портить подвижной состав, а также нервы пассажирам, которым подобно устроенная новинка могла бы скоро надоесть.
Они рассудили, что двигающемуся тротуару решительно не зачем останавливаться, чтобы забирать и отпускать прохожих: человек пешком совершенно легко проходит 5 килом. в час, а, следовательно, ему не трудно переступать на ходу с неподвижного тротуара на тротуар, двигающийся с такой же скоростью 5 килом.; и, развивая это соображение, они признали возможным устроить безостановочные платформы, двигающиеся с двойной и тройной скоростью.
Действительно, пассажир, шагая со скоростью 5 килом. по платформе, которая движется сама с той же скоросиыо, что дает ему быстроту движения в 10 килом., может свободно переступать на ходу с такой платформы на соседний путь-самоход, двигающийся с этой именно скоростью 10 килом. И на этом же основании можно было бы, путем переходных платформ, со скоростью в 5, 10 и 15 килом., доходить до скорости в 20 килом. и больше, не останавливая путь - самоход для удобства пассажиров. Для пробы Сильсби и Шмидт, однако, удовлетворились двумя платформами, из коих одна двигалась со скоростью 5, а другая—10 килом. в час Проба вполне удалась, и после Чикаго она была повторена на выставке в Берлине.
И в настоящее время эти американские инженеры ведут переговоры с городским управлением Чикаго об устройстве тройных и четверных платформ для нужд уличного движения — с целью постепенной замены ими трамваев.
В Чикаго оба тротуара с различной скоростью состояли из платформ в 3 1/2 метра длины, которые соединялись досками на шарнирах и были снабжены скамейками; между обоими тротуарами тянулась крепкая каучуковая лента, которая защищает ноги пассажиров от несчастных случайностей. В Берлине дорога имела вид большой круговой карусели; круг был длиною в 500 метр. и состоял из 122 платформ.
В Париже движущийся тротуар мало чем напоминает платформу американской системы. Инженер Блог сумел пребороть все затруднения, которые представляют повороты, и, вместо отдельных платформ с соединительными досками на шарнирах, тротуар представляет ровный пол, на котором едва заметны прорезы, необходимые для обхода закруглений. Путь состоит из трех параллельных платформ, плотно пристающих одна к другой и не разделенных каучуковой лентой. Первая платформа — неподвижна; она является чем-то вроде беспрерывного дебаркадера. Вторая, шириной в 90 сант., движется со скоростью 4 1/2 кил., третья, в 2 метра,— со скоростью 9 кил. Скамеек на движущихся платформах нет, но зато довольно на „дебаркадере". Невысокие круглые столбы разделяют платформы и помогают пассажирам переходить с одной на другую.
Техническое устройство пути-самохода, в сущности, не сложно. Этот путь представляет нечто вроде опрокинутого поезда, колеса которого приводят в безостановочное движение полотно и всю дорогу. Платформы имеют рельсы, которые ходят по блокам; на одной и той же оси имеются пары блоков различных диаметров, и каждая пара приводит в движение отдельную платформу. Очевидно, что при движении оси та платформа будет двигаться скорее, рельсы которой касаются блоков более широкого диаметра, хотя вращение общей оси одно и тоже.
Двигающаяся платформа устроена на виадуке, вышиной в 7 метров. Виадук проходит по левому краю эспланады Инвалидов, по улице Наций и всей Орсейской набережной, затем по правой стороне Марсова поля выходит из пределов выставки и, по авеню Ламош-Пике, возвращается на эспланаду.
Первый тротуар совершает весь маршрут в 50 минут, второй, более быстрый, — в 25 минут. Посетители, раз заплатив 50 сантимов за вход, могут оставаться сколько угодно и покружиться бессчетное число раз по виадуку. Пока путь-самоход представляется еще новинкой, парижане широко пользуются этим правом, забавляясь, как малые дети. Они кричат и скачут по платформам, бегают взапуски и, упражняясь в ходьбе в обратную сторону, учатся ходить, оставаясь на одном и том же месте: для этого стоит только регулировать обратное шагание со скоростью уходящей под ногами платформы.
Платформа движется неизменно в одном направлении; для объезда выставки в обратном направлении имеется электрическая железная дорога, которая ходит по тому же маршруту со скоростью 17 кил. в час. Электрическая сила для дороги точно также, как и для двигающейся платформы, вырабатывается тут же на выставке и доставляется на виадук по одиннадцати кабелям, и 172 электрических мотора приводят в движение бесконечную деревянную ленту платформы.
Устройство этого предприятия обошлось сравнительно недорого —5 миллионов, и цены акций компании уже теперь удвоились. Так велик успех пути-самохода.
Париж.
Огонек, №20, 25 мая (13 июня) 1900 г.
Еще по теме
Современное состояние работ на Всемирной выставке в Париже
Парижская всемирная выставка 1900 г. Часть 1
Парижская всемирная выставка 1900 г. Часть 2
Россия на всемирной выставке в Париже. Часть 1
..............................................
На всемирной парижской выставке. Кустарная выставка
На всемирной парижской выставке. Путь-самоход
На всемирной парижской выставке. Русский отдел социальной экономии
|