![](/0000/ML1899_3/1901_17_6_1_razborka-zdanij-vsemirnoj-vystavki-v-p.jpg)
Разборка зданий Всемирной выставки в Париже. Спуск статуи "Парижанки", украшавшей главный вход на выставку
К закрытию парижской Всемирной выставки.
Ч. 2
(От нашего корреспондента)
А мы?
Из всей нашей выставки едва ли не самым жалким был отдел сельского хозяйства. Всякий русский, посетивший его, с чувством горькой обиды и стыда спешил поскорее с ним расстаться. Тогда как отделу художественной промышленности, в котором России нечего выставить, мы отвели громадное помещение и украсили его большим и изящным вестибюлем (см. рис. на этой стр.), производившим впечатление мощи, сельскохозяйственный отдел разместился где-то в уголку, в тесноте.
![](/0000/ML1899_3/n_1900_26_1_parizhskaja-vsemirnaja-vystavka.jpg)
Парижская всемирная выставка. Вестибюль русского художественно-промышленного отдела
Но это еще не беда, будь экспонаты интересны. Однако чье внимание могли привлечь взятые из музеев несколько сельскохозяйственных орудий, разрозненные коллекции возделываемых в России хлебов, льна, пеньки, табака и почв? Тут же несколько отрывочных диаграмм, картограмм, рельефных карт ирригации и дренажа, аппараты по метеорологии. У главного входа в отдел примостился ряд неуклюжих столбов из зерна, долженствующих иллюстрировать средний сбор главнейших хлебов в России и отношение к нему вывоза за границу.
Если к этому с подлинным верному описанию прибавить, что большая часть экспонатов расставлена была на древних столах - ветеранах, побывавших и в Чикаго, и в Антверпене, и в Стокгольме, и в Нижнем-Новгороде, то читателю будет понятно, почему наш сельскохозяйственный отдел производил впечатление чего-то безжизненного, затхлого, организованного без всякой основной идеи, без всякого сознания практической цели участия России.
Следует ли говорить, что северо-американцы, устраивая свой отдел, наоборот, преследовали исключительно только ясно и определенно поставленные практические задачи. Выставкой они задумали воспользоваться, чтоб, с одной стороны, рекламировать свои сельскохозяйственные машины, производство которых уже теперь достигает в Америке колосальных размеров, а с другой— развить спрос в Европе на кукурузу.
Кукуруза для американцев тоже, что рожь для русских; кукурузы в Америке и ржи в России собирается больше, чем какого-либо другого хлеба, и притом больше, чем во всех остальных странах, взятых вместе, так что по сбыту этих хлебов Северо-Американские Соединенные Штаты и Россия не имеют соперников.
Естественно, что янки обратили внимание на эту сторону дела и, в то время, как мы пальцем о палец не ударили, чтобы распространить за границей потребление ржи, у них развитие потребления кукурузы стало своего рода ideе fiхе. Они пользуются всяким для этого случаем, и еще в 1801 г., когда Россию постиг неурожай, и вывоз от нас хлебов был запрещен, они отправили в Европу специалистов, которые во всех больших городах пропагандировали кукурузу, вошли в сношение с итендантствами главнейших государств — и что же получилось в результате? Тогда как отпуск ржи из России остается на неизменном уровне, экспорт кукурузы из Соединенных Штатов повысился с 70 до 200 милл. бушелей, а в текущем году кукуруза ввозится даже в Россию!
На выставке для своего сельскохозяйственного отдела американцы построили целое здание, в три этажа, в которых размещены были торговые образцы зерна, представлена коммерческая организация сельского хозяйства и хлебной торговли и находился чрезвычайно полный подбор орудий и аппаратов, употребляемых в сельском хозяйстве; все расположено в систематическом порядке, ничего не упущено, все объяснено. На банкете, устроенном по случаю открытия этого отдела все блюда, в целях рекламы, были приготовлены из кукурузы.
Такая же реклама была продолжена в течение всей выставки и распространена на всех ее посетителей. Для этого американцы устроили специальную кухню, в которой готовились исключительно блюда из кукурузы. Кухня была поставлена замечательно солидно и практично; достаточно указать, что во главе ее стоял старший повар-хозяин хорошо известного всем, бывавшим в Чикаго, отеля Auditopium, безусловно лучшего отеля в городе.
Разнообразие кушаний и прекрасный их вкус невольно заинтересовывали посетителей, которым предоставлялось не только бесплатно пробовать их, но и знакомиться со способом приготовления и с рассчетом стоимости, а на прощанье каждый посетитель получал хорошенькую книжку рецептов и наставлений для приготовления кушаний из кукурузы. Мне думается, что не только молоденькая хозяйка, но и опытная удивится, когда узнает, что из кукурузы готовятся и обыкновенный хлеб, и каша, и роtаge а !а сremе, и bеignets, и пирожок с медом, фруктами, вареньем, и пудинги, и галеты, и blanс-mапger.
Будет ли после этого удивительно, если через год, получив отчет о внешней торговле Соединенных Штатов, нам придется с горестью убедиться в новом отвоевании американской кукурузой рынков, искони служивших местами сбыта для нашей ржи.
Мы еще не были в павильоне Финляндии, приютившемся среди павильонов иностранных государств на набережной Сены. Туда легче всего было попасть по электрической железной дороге. Огибаешь всю выставку, молчаливо прощаясь со всеми ее великолепными зданиями.
![](/0000/ML1899_3/n_1900_25_1_parizhskaja-vsemirnaja-vystavka.jpg)
Парижская всемирная выставка. Фасад художественно-промышленного отдела на площади Инвалидов
Вот фасад художественно-промышленного отдела, выходящий на площадь Инвалидов (рис. на стр. 1014); как жаль что и он через несколько месяцев будет разрушен, несмотря на то, что и по солидности постройки, и по красоте архитектуры заслуживал бы, казалось, лучшей участи.
![](/0000/ML1899_3/n_1900_27_1_parizhskaja-vsemirnaja-vystavka.jpg)
Парижская всемирная выставка. Павильон Финляндии
Павильон Финляндии очень скромен по наружности, но очень поучителен и интересен по выставленным в нем экспонатам. По архитектуре он напоминает деревенскую старинную церковь, с высокой круглой башенкой-колокольней (рис. на этой стр.). Украшающие павильон орнамент и фигуры воспроизводят главные естественные богатства страны, ее фауну и флору; тут и медведи, и лягушки, и большие сосновые шишки. Очень красив и оригинален орнамент над входными дверями, представляющий ряд голов медведей; над другими дверями орнамент скомпанован из цепляющихся друг за дружку белок.
Первое впечатление при входе в павильон, это—изящная скромность, как бы семейственность, и ясно выраженная сознательная любовь финляндцев к их угрюмой и бедной родине. И это впечатление растет по мере ознакомления с экспонатами. На стенах большие картины и фрески, представляющие сцены из Калевалы и рисующие главные мотивы финляндской природы и важнейшие моменты жизни народа. Многия из этих картин написаны лучшими художниками Финляндии.
Прямо у главного входа помещена большая, сделанная из разноцветного гранита, витрина; в ней находится наибольший из известных аэролитов, упавший в 1899 году у деревни Бьюрболе, на берегу Финского залива. Этот аэролит представляет интерес еще и в том отношении, что удалось изучить подробно его путь; его падение было видно на огромном пространстве между Улеаборгом и Вильной, во всей центральной Швеции и до берегов Ладожского озера. Аэролит выставляется геологическим управлением Финляндии, которое экспонирует также богатую коллекцию образцов гранита.
Очень интересна затем выставка управления маяков и лоций; здесь всеобщее внимание возбуждают модели ледоколов «Самно» и «Муртайа», приносящих пользу торговле, делая незамерзающим порт. Еще за много лет до эффектного появления «Ермака», мало оправдавшего, однако, надежды, возлагавшиеся на него торговлей, они делали тихо и скромно свое большое дело. Весьма подробно и красиво выставлены рыбные промыслы, сельское хозяйство, кустарное мастерство. Но главное богатство финляндского отдела состоит из экспонатов, показывающих постановку учебного дела и изучения родины. Кажется, что все силы финляндцев направлены к умственному и культурному развитию своей страны, и по представленным образцам мы наглядно знакомимся, как благодаря этому повышается и качество, и производительность их труда.
Нива, № 51, 16 декабря 1900 г.
ИТОГИ ПАРИЖСКОЙ ВЫСТАВКИ
Согласно опубликованному отчету об устройстве всемирной выставки в Париже, расходы равнялись 116.500,000 франков (около 39 милл. рублей), а доходы 114.456,000 франков (немного более 38 мил. рублей).
Таким образом, дефицит определяется в 2.044,000 франков. Эти итоги, сверх ожидания, оказались сравнительно благоприятными. Лучше оказались денежные дела на парижской выставке 1889 г., когда получилось превышение доходов на миллион рублей. Чикагская выставка оказалась с дефицитом в 4 милл. рублей.
Огонек, №48, 14 (27) декабря 1900 г.
![](/0000/ML1899_3/n_1900_31_1_rek.jpg)
Еще по теме
Современное состояние работ на Всемирной выставке в Париже
Парижская всемирная выставка 1900 г. Часть 1
Парижская всемирная выставка 1900 г. Часть 2
Россия на всемирной выставке в Париже. Часть 1
..............................................
К закрытию парижской Всемирной выставки. Ч. 1
К закрытию парижской Всемирной выставки. Ч. 2
Париж на Неглинном проезде
|