Укрепления Босфора
Современная оборона Босфора состоит из фортов и батарей, расположенных главным образом по обоим берегам пролива и частью на самом материке для защиты от нападения десантных войск.
Длина пролива около 16 морских миль, ширина его 3—20 кабельтов, глубина доходит до 55 морских сажен. Берега скалисты и извилисты, азиатский командует над европейским; на важнейших пунктах батареи выстроены в 2 яруса.
Важнейшими укреплениями являются:
а) на азиатском берегу— Анатоли—Ковак (22 орудия), Маджар—Кале (24 ор.), Филь Буруну (3 ор.), Эльмас (4 ор.);
б) на европейском берегу—Сары—Таш (6 ор.), Киречь—Кени (4 ор.), Румели—Кавак (10 ор.), Телли—
Табия (4 ор.), Бугок—Лиман (8 ор.) и форт Килия (6 ор.).
Самыми сильными батареями являются Маджар-Кале и Анатоли-Кавак. Первая расположена по отношению к проливу исходящим углом, имея в центре две 11 дм пушки с обстрелом до 70°, а в исходящем до 120°. Вторая—тоже исходящим углом на сев. и юг; все пространство к северу обстреливается тяжелыми орудиями, а самый пролив тремя 6 дм. пушками.
В общем на вооружении укреплений Босфора состоят с добавленными за последнее время около 95 ор. калибрами от 15 см. (6 дм.) до 35,2 с. (12 дм.), из коих 18 орудий полевых. После Балканской войны 1912 г. выстроено несколько новых батарей второго яруса на высоте около 30—50 сажен над уровнем моря, но в общем большинство батарей земляных совершенно старого типа, наскоро приведенных в порядок; вооружены крупповскими орудиями, из коих только меньшинство имеют надлежащую длину и калибр, необходимый для пробития брони современного броненосца.
Почти все означенные укрепления не имеют никакого прикрытия от шрапнельного огня для людей и снарядов, а самые орудия стоят под открытым небом, при таких условиях они, конечно, скоро должны будут замолчать под непрерывным огнем бомбардирующего флота или тяжелых орудий десанта.
Большим недостатком батарей, защищающих Босфор, за исключением батарей 2-го яруса Филь-Буруну, Киречь, Кени и Телли-Ta6ия нужно считать:
а) весьма низкое их расположение— почти на уровне моря. Стрельба с судов по низким батареям неоспоримо действительнее, чем по высоким и, главным образом, суда при таких условиях не так подвержены губительному навесному огню, опасному даже для больших броненосцев. Батарей мало и расположение их местами крайне невыгодно, с весьма ограниченным обстрелом:
б) количество орудий тяжелого типа недостаточно, так из имеющихся 73 - х тяжелых орудий — калибра 28 см. (11 дм.) имеется всего 4, а 35,2 см.— только 6;
в) пороховые погреба и немногочисленные прикрытия для прислуги построены из материала, не выдерживающего действия больших разрывных снарядов даже 21 см. (8 дм.), мортир, имеющихся на вооружении современных флотов;
г) горизонтальные батареи не имеют торпедных орудий;
д) подводных батарей нет вовсе, равно как нет и автоматических подводных мин, с замыканием при помощи гальванического тока;
е) куполов и казематов из цемента и бетона также нет.
В общем все проекты инженера Бриальмона, приглашенного в 1892 г. султаном для составления обороны Босфора, главным образом южной части пролива, 950 метров шириною, между Румели— Каваком и Анатоли—Каваком, остались только предположениями; последние же работы по исправлению укреплений, благодаря своей кратковременности и отсутствия, как было выше указано, современного вооружения, не могут быть признаны достаточными как для обеспечения от нападения на Константинополь со стороны моря, так и для противодействия прорыва через Босфор, по надлежащей артиллерийской подготовке, сильного флота, поддержанного десантом, тем более, что большая скорость течения, достигающего в некоторых местах пролива до 6 узлов, господствующие NО ветры, дующие осенью и в мирное время с особенной силой, допускают, благодаря обилия мглы и облаков, вполне скрытый подход к любому из пунктов пролива.
Уже в 1806—12 г. впервые возник вопрос о возможности прорыва нашим флотом Дарданелл из Средиземного моря и Босфора из Черного, когда для взятия Константинополя был решен этот прорыв при одновременном наступлении на него нашей Дунайской армии. План этот не был осуществлен, только вследствие несогласованности командующих эскадрами английской Дукверта и Балтийской Сенявина, а также нерешительности командира Черноморского флота адмирала де-Траверсе.
В 1828 г. Турция поспешно заключила мир только потому, что Черноморский флот под командой адм. Грейга уже готов был прорваться через Босфор, для овладения Константинополем, при чем замечательно то, что для овладения европейскими батареями Босфора он просил у командующего армией генерала Дибича только одну бригаду. Однако, быстрое исполнение Портой русских требований избавило Турцию от опасности, грозившей ей столице. Эти исторические справки, хотя бы даже угрозы прорыва Босфора обусловливает все его важное значение в стратегическом отношении.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство
.......
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
..........
Первая мировая война. Армии стран-участниц. Австро-Венгрия
..........
Первая мировая война. Крепости. Германское крепостное дело
Первая мировая война. Крепости. Германия
Первая мировая война. Крепости. Австро-Венгрия
Первая мировая война. Крепости. Сербия
Первая мировая война. Крепости. Франция и Бельгия
Первая мировая война. Босфор
Первая мировая война. Дарданеллы
Первая мировая война. Укрепления Босфора
Первая мировая война. Крепости. Краков
Первая мировая война. Крепости. Перемышль
Первая мировая война. Крепости. Киль
Первая мировая война. Крепости. Торн
Первая мировая война. Немецкие опорные пункты
..........
Первая мировая война. Оружие
..........
Первая мировая война. Техника
..........
|