Австрийские крепости
Галиция
В виду отсутствия в Галиции естественных оборонительных линий Австрии пришлось возвести на этом фронте, преимущественно по северной границе, целый ряд укрепленных пунктов. Особенно важными в военном отношении и являются (считая слева направо):
Краков
Краков, сильная современная крепость-лагерь 1 класса, единственная крепость в Западной Галиции, расположена по обе стороны р. Вислы, важный узел дорог, в 9 1/2 вер. от русской границы, назначается для гарнизона тысяч в 30.
Она преграждает главные пути, ведущие в обход Карпат с запада, защищает переправу через Вислу и прикрывает левый фланг оборонительной линии Вислы.
Укрепления образуют три пояса и цитадель: форты наружного пояса, форты среднего пояса и сомкнутая ограда, также усиленная фортами. В наружном поясе, имеющем около 40 верст в обводе, расположено 48 фортов, из коих 15 современных: на левом берегу - 35 фортов, из коих 11 современных, на правом - 13 (4 современных).
Внутренний пояс—около 20 верст в обводе—образован 27 укреплениями (4 современных). Сомкнутая ограда—около 10 верст в обводе—имеет 11 укреплений, в том числе 5 фортов: 4—на левом берегу и 1—на правом. Цитадель—старинный Вавельский замок—на высоком левом берегу реки.
Большинство фортов наружного пояса построены из бетона и железа. Особенно сильны форты Маршовица и Тоние. Среди фортов имеются и броневые.
Долина Вислы весною и осенью затопляется естественным и искусственным разливом реки.
Краков господствует над путями из радомского района к Вене. Жителей 185 тыс. чел. Для действительной осады Кракова нужен отряд в 60—70 тыс. чел.
Перемышль
В 180 верстах к востоку от Кракова и в 80 верстах от люблинского района находится другая сильная крепость-лагерь—Перемышль, расположенная на обоих берегах р. Сана. Линия фортов (14 фортов), с обводом в 42 версты, вынесена на 7—8 верст от внутренней ограды, имеющей обвод около 14 вер.
Перемышль, узел путей, господствует над операционной линией из люблинского района к Будапешту. Жителей около 60 тыс. Численность гарнизона —30—40 тысяч. Чтобы осадить Перемышль, нужно до 70 тыс. чел. В 30 верстах ниже Перемышля (в 50 верстах от русской границы) для защиты переправ через р. Сан расположены довольно сильные укрепления Ярославского тет-де-пона (мостовое укрепление). Далее на восток, в 80 вер. от Перемышля и в 78 вер. от границы дубно-ровенского района, лежит довольно слабая крепость Львов (Лемберг)—столица края, административный и политический центр, узел 8 железных дорог и 8 шоссе. Жителей 220 тысяч. Укрепления состоят из старой цитадели с 6 башнями (постройки 1849 — 1852 г.г.) и нескольких фортов слабой профили. Львов не может выдержать долговременной осады.
Для защиты переправ через Днестр в 36 верстах к югу от Львова построен тет-де-пон Развадов,
а в 64 вер. на юго-восток от Развадова—тет-де-пон Галич, узел дорог, ведущих к Карпатам.
Австрийская крепость Перемышль
Как известно из телеграмм, русская армия, оперирующая в Галиции, подошла к первоклассной австрийской крепости Перемышль. В Нов. Вр.» помещены следующие данные об этой крепости:
Перемышль—переправа на р. Сане, важнейший узел дорог центральной Галиции, лежащий при этом, на удобнейшем направлении от русской границы к Пешту. Его население не превосходит 30 тысяч чел. По своему военному значению он подобен Кракову, но не имеет того политического и административного значения, как последний. Вследствие того, при всех фазисах постепенного развития укреплений Перемышля, а их с 1850 г. до настоящего времени можно насчитать не менее трех (1850 года, 1870 и 1880—1890), за центр принимался по-видимому не город, как это было в Кракове, а шоссейный мост на р. Сане, рядом с которым впоследствии вырос и железнодорожный.
Ранее всего появилась внутренняя оборонительная линия, неоднократно затем переделывавшаяся и усиливавшаяся. Теперь она состоит из 5 больших сомкнутых укреплений и до 20 малых, связанных между собою более слабыми промежуточными фронтами в одну непрерывную центральную ограду. Эта ограда имеет протяжение около 15 километров и на правом берегу р. Сана охватывает город, а на левом обширную свободную площадь, лишь отчасти занятую городскими предместьями. Вследствие командования левого берега р. Сана над правым, часть ограды на этом берегу является как бы военным центром всей крепости.
Внешняя линия обороны—позднейшего происхождения: она была начата в 1880-х годах и закончена лишь в 1900. Не придерживаясь какого-нибудь определенного удаления внешней линии от городской окраины, австрийские инженеры видимо старались прежде всего обеспечить войска, переправляющиеся через р. Сан в пределах внутренней линии обороны на северном фронте; они отодвинули здесь внешнюю линии обороны на 6 километров от мостов.
На северо-западном и западном фронтах им пришлось занять естественную позицию у дер. Лентовня (в 41/2 кил. от мостов), имеющую перед собой широкую долину, прикрытую на левом фланге излучинами реки Сан. К западу от этой позиции, в 6 верстах находится сильно командующая высота Карезмарова, занятие которой выдвинуло бы оборонительную линию слишком далеко вперед.
На юго-западном фронте внешняя линия обороны отодвинута на 5—6 километров от мостов. Южный, юго-восточный и восточный фронты ограничивающие пространство между р. Сан и ея притоком Виар, пересекаются единственной дорогой, ведущей через Львов и Броды в пределы России, что делает все эти фронты наиболее удобными для постепенной атаки. Имея в виду это обстоятельство, а также необходимость оборонять долину р. Поповце, австрийцы выдвинулись здесь на 12 километров от постов. Присутствие в 4 километрах к востоку командующей высоты Медика (138) и желание прикрыться излучиной р. Сан вызвали отнесение левого фланга рассматриваемых фронтов назад, которые здесь находятся в 8 1/2 килом. от переправы. Наконец, вследствие упомянутой выше необходимости обстрелять долину р. Поповице, при террасообразных склонах ее левого берега, а также важности данного участка оборонительной линии была возведена группа укреплений в 2 линии.
На всех рассмотренных фронтах внешней линии обороны устроено: 9 больших долговременных фортов и 10 малых; 16 больших временных или полу-долговременных батарей и укреплений и 6 малых, при общем протяжении линии их в 42 килом., среднем расстоянии между ними менее 1 килом., удалении переправы от 41/2 до 12 килом. и при диаметре круговой позиции от 2 до 16 килом. Все части крепости связаны между собой сетью крепостных шоссейных и рельсовых путей, имеющей около 100 килом. протяжения.
Полная стоимость устройства крепости в Перемышле (укрепления, орудия и боевые припасы) около 100 миллионов руб.
Крепость рассчитана на гарнизон около 45.000 чел.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство
.......
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
..........
Первая мировая война. Армии стран-участниц. Австро-Венгрия
..........
Первая мировая война. Крепости. Германское крепостное дело
Первая мировая война. Крепости. Германия
Первая мировая война. Крепости. Австро-Венгрия
Первая мировая война. Крепости. Сербия
Первая мировая война. Крепости. Франция и Бельгия
Первая мировая война. Босфор
Первая мировая война. Дарданеллы
Первая мировая война. Укрепления Босфора
Первая мировая война. Крепости. Краков
Первая мировая война. Крепости. Перемышль
Первая мировая война. Крепости. Киль
Первая мировая война. Крепости. Торн
Первая мировая война. Немецкие опорные пункты
..........
Первая мировая война. Оружие
..........
Первая мировая война. Техника
..........
|