ТОРН
(См. план.).
Торн расположен на обоих берегах Вислы, в верстах 15 от русской границы в равнине, покрытой лесом, который окружает город, подходя к нему верст на 6—7.
Ни в политическом, ни в торговом отношении Торн, имеющий всего 30.000 человек жителей, не представляет большого значения, и поэтому укрепление его является результатом стратегических требований, а не политических соображений.
Хотя Торн и представляет собою двойной тат-де-пон и узел железных дорог из Варшавы на Берлин и из Инстербурга на Познань, но главное значение крепости все-таки не в этом, ибо переправы через Вислу, на всем ея участке от Торна до устья (около 150 верст), имеются в других местах. Торн важен для германцев, как широко оборудованная и сильно укрепленная база, для наступления в пределы России.
Начало укрепления Торна относится к 1870 г., когда были построены 9 больших фортов, удаленных от города на дистанцию 3 1/2 верст, совершенно достаточную для того времени и недопустимую при современной дальности осадной артиллерии в 12 верст.
Форты типичного для немцев пятиугольного начертания в плане с высокими валами, вооруженными пушками. Они были перестроены в 1890 и усилены бетоном. Ныне они обращены в пехотные опорные пункты и носят названия: Фридрих Вел., Шарнгорст, Иорк, Бюлов, Вильгельм II, Генрих ф.-Зальма, Виврих ф.-Книпроде, Вел. Курфюрст и Герцог Альберт.
Позднее между ними построено 7 малых долговременных фортов, более современной конструкции; они носят названия: Дона, Гексен Берг, Рудак, Герман Балк, Ульрих ф.-Юнинген, Грюнталь и ф.-Плауек.
При наружном обводе около 23 верст, диаметр фортового пояса равняется всего 7 1/2 верстам. Следовательно, крепость может по всем направлениям простреливаться насквозь из осадных батарей, удаленных от фортов на 4—4 1/2 версты. Отсюда понятно, что маневрирование полезных войск в пределах обвода крепости очень затруднительно.
Желание поставить крепость в уровень с современными требованиями, не прибегая в то же время к капитальной ее перестройке, заставило немцев сильно развить промежутки между фортами, где ими построена масса бронебашенных батарей, опорных пунктов и траншей с бетонными убежищами. Кроме того, к северо-востоку от форта Гексен—Берг и к югу от фортов ф.-Юнинген и ф-.Книпроде, в 2—2 1/2 верстах от главной оборонительной линии, устроены передовые позиции, состоящие тоже из бронебашенных батарей, опорных пунктов и траншей с казематами—убежищами.
Шестнадцать промежуточных бетонных казарм на 1 роту каждая, 28 пороховых бетонных погребов с площадью нагрузки в кв. саж. каждый, 40 с лишним верст крепостного шоссе, крепостная узкоколейная железная дорога и центральная ограда с цитаделью Св. Якова, дополняют, в главных чертах, инженерное оборудование крепости.
Фортовой пояс следует признать очень сильным; оставшиеся на фортах пушки, для обстреливания впереди лежащей местности, скрыты под бетонные куполы, промежутки между фортами около 1 1/3—1 1/2 верст, следовательно, форты могут взаимно фланкировать подступы к соседу пулеметным и ружейным огнем. Поэтому, если Торн и следует признать крепостью «тесного" расположения, формулируя этим определением непригодность ее для роли маневренной крепости, то в тоже время нельзя не согласиться, что против современных осадных средств она имеет солидную защиту.
Артиллерийское вооружение крепости, проф. Н. Буйницкий, определяет всего в 1.014 орудий, из которых 302 находятся в артиллерийском резерве. По назначению же из всего числа орудий 622 принадлежат к крупным калибрам для дальнего боя. Вероятно, это будут 15 сант. длинные и 10 сант. пушки и 15 сант. гаубицы. Остальные 392 пушки противоштурмовые и фланкирующие рвы 75 миллиметрового калибра и ниже.
Гарнизон Торна тем же автором определяется: в 24 бат. пехоты, 8 бат. артиллерии и 1 бат. инженерных войск, что составит около 33.000 человек.
Желая облегчить себе около Торна маневрирование на обоих берегах Вислы, немцы создали тут, пользуясь излучиной реки, укрепленный район, в котором Торн является одной из опорных точек, остальными же служат Фордон, Кульм и Грауденц. Об нем мы скажем в другой раз.
В Торне имеются богатые склады; в них, между прочим, хранятся звенья переносной узкоколейной железной дороги, с соответствующим подвижным составом, на 100 верст пути.
В. Кайсаров.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство
.......
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
..........
Первая мировая война. Армии стран-участниц. Австро-Венгрия
..........
Первая мировая война. Крепости. Германское крепостное дело
Первая мировая война. Крепости. Германия
Первая мировая война. Крепости. Австро-Венгрия
Первая мировая война. Крепости. Сербия
Первая мировая война. Крепости. Франция и Бельгия
Первая мировая война. Босфор
Первая мировая война. Дарданеллы
Первая мировая война. Укрепления Босфора
Первая мировая война. Крепости. Краков
Первая мировая война. Крепости. Перемышль
Первая мировая война. Крепости. Киль
Первая мировая война. Крепости. Торн
Первая мировая война. Немецкие опорные пункты
..........
Первая мировая война. Оружие
..........
Первая мировая война. Техника
..........
|