Страшные пушки
О знаменитых германских 42 -сантиметровых пушках "Русский Инвалид" пишет:
— „Об этих чудовищных пушках которые немцы выдвинули как один из главных козырей этой войны, написано очень много, но большинство сведений о них настолько абсурдны с точки зрения артиллерийской техники, что необходимо очень внимательно разобраться во всех данных о них, чтобы дать ясное представление об этих орудиях.
42-сантиметровое, или 16,54 дюймовое, орудие представляет собою гигантскую мортиру, т.-е. короткое орудие, приспособленное для навесной стрельбы.
Вот почему ее вес только 1200 пудов, или 20 тонн; если бы это была пушка, т.-е. орудие, стреляющее настильно, то его вес был бы не менее 80 тонн.
Снаряд, который бросает это орудие, весит 48 1/2 пудов и, считая, что вес разрывного заряда снаряда составляет от 10 до 12% его веса, получим около 5— 6 пудов сильно взрывчатого вещества, т.-е заряд, который имеют самодвижущиеся морские мины.
Весь заряд также определяется весом снаряда. Он должен быть для мортир около одной шестой части веса снаряда, т.-е. около 6 пудов пороха.
Вот отчего неверны сведения, что при весе снаряда в 800 килограммов, заряд весит 400. Это абсурд, так как при таком заряде две трети его во время выстрела будут из малой длины канала орудия выброшены несгоревшими т.-е. будут бесполезными.
Для установки такого орудия необходимы сложные технические приспособления, вес которых должен быть в три раза больше веса орудий, т.-е. около 60 тонн.
Всю эту громадную установку, разумеется, можно только перевозить разобранной по частям, отчего как перевозка всего этого громадного орудия, так и сборка должны занимать очень много времени.
Это орудие выдерживает только сто выстрелов, после чего превращается в лом металла.
Вот отчего вместе со стоимостью ста выстрелов (каждый—17,000 р.) это орудие стоит 2.200.000 р.
Стрельба из этого орудия очень медленная и в день можно сделать только 30 выстрелов. Так как меткость мортирного огня очень мала в виду малой начальной скорости снаряда, то это орудие может быть использовано для стрельбы с неподвижного основания по неподвижной цели, имеющей большую площадь, например форт.
Насколько известно, немцы имеют только шесть или восемь таких орудий.
На изготовление такого чудовища надо не менее года.
Немецкое осадное орудие
Довольно интересные сведения о немецких 42-сантиметровых пушках передает в «Роliтtikеn» один датчанин-техник, работавший в одном из немецких оружейных заводов.
При длине в 17 метр. орудия эти имеют в окружности около 3 метров. Если принять во внимание, что каждое орудие весит, не менее 20.000 килогр., то понятным становится, почему при осаде Антверпена с юга Франции, куда орудия эти были в свое время направлены, заняты были только два орудия. Громадный вес их отражается, конечно, на их перевозке, и более или менее успешное передвижение их возможно только на хорошем шоссе. Переправа через быстроходные реки почти невозможна, так как ни один понтонный мост не в состоянии выдержать такого груза.
На каждый заряд весом в 800 килогр. уходит около 400 килогр. пороху а каждый выстрел обходится в 38.000 немецких марок.
Наибольшее число выстрелов, на которое орудие способно в продолжении одного дня, выражается цифрою 30 и стоимость этих 30 зарядов достигает суммы в 1.140.000 марок. Если же к этому добавить стоимость перевозки, содержание обслуживающих орудие людей и амортизацию, то пушка эта обходится в 1 1/4 миллиона марок в день. Что погашение особенно велико, происходит от того, что орудие уже после первой сотни выстрелов годно только на слом.
Еще о 42-х сантиметровых пушках
Письмо с французского театра войны
Вернувшийся с позиции раненый французский артиллерийский офицер дает целый ряд интересных подробностей о нашумевшем жупеле—42 см. (17 дм.) пушке, на которую Германия возлагает все свои надежды.
Если 17-дюймовая пушка поставлена в надлежащие условия, ее снаряды действуют с неслыханной разрушительной силой. Но обращение с этим орудием и перевозка его настолько трудны, что надлежащие условия, в которых пушка может действовать успешно, достигаются крайне редко.
Специальных тракторов для перевозки таких орудий у немцев слишком мало. По французским же дорогам, нарочито испорченным союзными войсками и размытыми дождем, такую пушку не могут везти даже 40—50 лошадей. Механизм ее, кроме того, настолько нежен, что толчки скоро приводят ее в чистую негодность. Поправлять же такую пушку могут только инженеры-специалисты от Круппа, добрая половина которых, благодаря меткости французских стрелков, уже выбыла из строя.
Но самая слабая сторона крупповских чудовищ в том, что предназначенные для дальней стрельбы и обладающие большой разрушительной силой на значительном расстоянии, они совершенно безопасны и не могут причинить никакого вреда вблизи.
Коль скоро французы в неудержимой атаке перешли зону обстрела, громадные снаряды разрывающиеся где-то за их спинами, уже бессильны причинить вред. Французы не спеша пускают в ход свои 75-ти мм. орудия и буквально выметают прислугу, обслуживающую германские пушки. Затем следует штыковая атака.
Таким образом, уже целый ряд крупповских пушек был взят французами.
Заводы Круппа
Давно уже заводы Круппа называются арсеналом народов. Эссен и заводы Круппа— это синонимы. Когда-то маленький вестфальский городок превратился мало-помалу в громадную фабрику, владельцами которой является одна семья. Три поколения этой семьи создали завод величайших пушек и самого усовершенствованного оружия.
Если смотреть на городок Эссен с одной из ближайших горных вершин, одетых лесом, на которых Крупп разбил колонию для ветеранов и инвалидов своих заводов, то увидишь целый лес высоких труб и бесчисленное множество громадных высоких фабричных зданий, окружающих жилые дома, словно форты. На первый взгляд кажется, будто эта гигантская организация заключает в себе до 60-ти отдельных фабрик. Железная дорога из 60 километров соединяет все эти заводы друг с другом, а также со всем светом. Кроме того, на территории завода имеется до 50-ти километров узкоколейной железной дороги.
В обычное время на заводе работает 40.000 рабочих и 4.000 служащих.
Легко себе представить, насколько увеличен этот персонал в настоящее военное время.
Помимо этой армии рабочих в Эссене, на Круппа работает еще 10.000 рудокопов, добывающих уголь для надобностей фирмы в немецких угольных копях. 15,000 рабочих работают на заводах Круппа в Анвеле, Грузоне, в Рейпхаузене, Дуйсбурге, Нейвиде и Энгерсе. 7,000 рабочих работают на крупповских доках в Киле и 5,000 рабочих—в железных рудниках в Испании.
В Эссене за счет фирмы Круппа содержится большая частная гостиница для иностранных гостей, и это как бы должно служить ясным доказательством международного характера крупповского предприятия. В мирное время в этой гостинице можно встретить представителей всех цивилизованных наций, которых правительства послали на интернациональный арсенал для закупки орудий или других продуктов, изготовляемых там. Дело в том, что в мирное время заводы Круппа изготовляют не только орудия, но также и рельсы, колеса, части машин, стальные оси и т. п. В настоящее время на заводе изготовляются также железные заступы и кирки, которыми работают германские войска при возведении окопов и рытье траншей.
Однако, при всем международном характере, заводы Круппа умеют хранить некоторые тайны, известные только германскому правительству. Какие бы рекомендации ни имел какой-нибудь знатный иностранец, он все-таки увидит на заводе Круппа только то, что фирма захочет показать ему, и не больше. Обыкновенно иностранные военные атташе бывают очарованы любезным приемом администрации заводов Круппа, тем не менее после осмотра заводов им становится ясным, что эта любезность чисто внешняя. Их быстро проводят из одного отделения в другое и, в конце концов, у них остается лишь смутное представление о чем-то грандиозном и методическом, о каком-то гигантском деле, в котором многое осталось для них тайной. Насколько хорошо фирме Круппа удавалось хранить свои тайны, видно уже по громадным мортирам в 42 сантиметра, о существовании которых мир узнал только после осады Льежа и Намюра.
Несмотря на то, что заводы Круппа составляют собственность акционерного общества, акции которого почти исключительно принадлежат единственной дочери покойного Альфреда Круппа, госпоже фон-Болен и ее мужу, являющимися в настоящее время директорами предприятия, каждый германский патриот смотрит на заводы Круппа, как на национальную собственность. Каждый немец глубоко убежден, что пока существуют заводы Круппа, до тех пор будет существовать и Германия.
Доходы Круппа
"Русск. Сл." сообщает, что фирма Круппа за истекший отчетный год дала 40.000,000 марок прибыли.
В дивидент акционерам выдано 12% против 14% в прошлом году.
Фирма предполагает увеличить свой акционерный капитал со 180 до 250 миллионов марок.
Основной капитал предприятия правление решило увеличить на 70.000.000 марок с целью как можно скорее расширить некоторые мастерские. Весь этот капитал дает семья Круппа.
Изо6ретатель 42-сант. ор.
До сих пор немцы почему-то умалчивают об изобретателe 42-сантим. opyдий. Только в последних номерах одной гамбургской газеты находится указание, что конструктором их является инженер Разенберг.
Напоминая о том, какую решающую роль сыграли эти пушки в деле разрушения Бельгии, газета прибавляет, что Разенберг делит с Гинденбургом честь пoлучения от германских университетов диплома доктора honoris causa.
Очевидно поэтому, что увенчание Гинденбурга не случайность. Гepмaнcкиe университеты твердо ступили на новый путь.
Взрыв 42 сантиметроваго орудия
ЛОНДОН, 9 ноября. Английская „Impartial“ сообщает о взрыве 42 сантиметрового орудия на германском правом флангe. От взрыва погибло 250 человек, осколки орудия отлетели на много километров, убивая людей. О случившемся было запрещено говорить.
Новое чудовищное орудие
По сообщению голландских газет, в германской артиллерии появилось новое орудие в 52 сантиметра, действие которого настолько же превышает действие „прилежной Берты“, как прозывается по имени баронессы Крупп фон-Бюлен 42— сантиметровое орудие, насколько оно разрушительнее австрийской 30 сантим. гаубицы.
Это новое чудовище спроектировано швейцарским артиллеристом капитаном Корроди. Снаряд его летит на 50 верст по траектории, высшая точка которой выше Монблана. Гром выстрела и давление воздушной волны при разряде так велики, что разряд можно производить только электрическим проводом на расстоянии 250 сажен, иначе вся прислуга была бы убита.
Передвигать это орудие можно только по железной дороге, причем требуется 12 платформ для его установки.
Русские газеты, поместившие это сообщение, не скрывают, что слух о 52 сантим. орудии,—есть немецкая утка.
Еще по теме:
Первая мировая война. Оружие. Немецкие пушки 42 см
Первая мировая война. Оружие. Германские тяжелые орудия
Первая мировая война. Оружие. Ружья воюющих
Первая мировая война. Оружие. Пули "дум-дум"
Первая мировая война. Оружие. Ручные гранаты и бомбометы
Первая мировая война. Оружие. Пулеметы
Первая мировая война. Оружие. Современные артиллерийские орудия
Первая мировая война. Оружие. Движение сапой
Первая мировая война. Оружие. Новые взрывчатые вещества
Первая мировая война. Оружие. Отравляющие газы
Первая мировая война. Оружие. Воин, уничтожай врага!
Первая мировая война. Оружие. Авиация на войне
Первая мировая война. Оружие. Гидроплан "Альбатрос"
Первая мировая война. Оружие. Роль авиации
Первая мировая война. Оружие. Авиация во Франции
Первая мировая война. Оружие. Авиация. Атака сверху
Первая мировая война. Оружие. Цеппелины на войне
Первая мировая война. Оружие. Подводные лодки
Первая мировая война. Оружие. Бронированные автомобили
Первая мировая война. Оружие. О роли подводных лодок в войну 1914 г.
Первая мировая война. Оружие. Самодвижущаяся мина (торпеда)
Первая мировая война. Оружие. Организация стрельбы в английском флоте
Дирижабли на войне
Первая мировая война. Армии стран-участниц. Подводные лодки
|