"Pечь" приводит краткую справку об изобретателе подводной лодки Голланде, умершем в штате Нью-Иорк 12 авг. (н. ст.) на 72 году своей жизни.
Первый и вполне удачный опыт Голланд произвел в 1896 г., в Балтиморе, затратив при этом 150 тыс. долл, отпущенных ему казною. Балтиморский опыт оказался весьма удачным, и за Голландом появились уже другие изобретатели. Над идеей сооружения подводной лодки Голланд проработал около 30 лет.
Лодка, построенная Голландом, стала образцом для всех последующих типов. На ней была башенка, из которой, при помощи оптических приборов, можно было делать наблюдения в воде. В лодке было несколько кают. При наполнении водою одной из кают лодка в одну минуту погружалась настолько глубоко, что видимою оставалась только верхняя часть башенки. При наполнeнии водою других кают лoдка опускалась на значительную глубину. Лодка подымалась на поверхность при помощи выкаченной воды. Для дыхания служил сгущенный воздух, особые приспособления обезвреживали выдыхаемые газы.
Голланд был по профессии школьным учителем. В молодости oн интересовался морскими вопросами и увлекся идеей подводного плавания. Уже в 1871 г. Голланд представил в морское министерство Соед. Штатов ряд проектов, встретивших отрицательное oтнoшeние. Голланд не примирился с неудачей и продолжал свoи изыскания. 1896 год является этапом в истоpии морской войны, благодаря изобретению Голланда.
Современная война, пишет А. Оглин в "Русск. Ведамостях", поскольку дело имеет о действиях на море дала уже один очень важный урок. Она реабилитировала подводные лодки, показала, что они являются могущественным оpyжием не только защиты, но и нападения.
В эпоху русско-японской войны подводныя лодки уже имелись, но тогда oни были еще вновь, обладали очень крупными конструктивными недостатками; экипажей, обученных обращению с ними, еще не было. Правда, во время войны неоднократно поднимались разговоры на тему об участии в военных действиях подводных лодок, иногда намеки на это проскальзывали даже в официальных донесениях, но потом вполне бесспорно выяснилось, что дальше опытов дело с подводными лодками к тому времени не подвинулись и что ни одна из них не принимала участия в военных действиях.
Затo сейчас же пocле войны все государства стали уделять особое внимание подводному флоту, и каждый новый год могло было отмечать в этом деле новые крупные yспехи. Увеличивалось водоизмещение подводных лодок, улучшались их мореходные качества, oни становились все болеe самостоятельными, способными действовать при самых разнообразных условиях, обращение с ними становилось все болеe простым. Но все-таки этот несомненный и крупный прогресс еще нуждался в практической проверке, и в ожидании ее не умолкали гoлoсa скептиков, видевших в подводных лодках opyжиe, которое может быть употреблено лишь при особо благоприятных условиях и для достижения узко определенных целей. Теперь проверка произведена, и боевой опыт превзошел вcе ожидания. Подводная лодка оказалась еще болеe могущественным opyжиeм, чем можно было ожидать на ocнoвании опытов мирного времени.
В данный момент подводные лодки являются наиболее активным элементом флотов воюющих стран. Так как германский линейный флот упорно укрывается под защитой береговых укреплений, то до настоящего эскадренного боя делo ни разу не доходило, и, за исключением сражения у Гельголанда 15-го августа, военные действия в европейских водах сводятся преимущественно к установке минных заграждений и к атакам, производимым пoдводными лодками.
Крупных 6оев на моpе еще не было, но список погибших судов уже довольно велик. Германия потеряла крейсеры «Magdeвurg», «Mainz», «Кoin», «Ariadne», «Hela», Австрия—крейсер «Zеnta», Aнглия—крейсеры «Аmhion», «Pathfinder», «Pegasus», «Ahonkir «Hogue», «Gressy» и, наконец, Рocсия—кpeйcep Палладу.
Всего, таким образом, поги6ло уже 13 крейсеров, не считая истребителей, подводных лодок, вспомогательных крейсеров, канонерок и т. п. Из этих 13-ти крейсеров в артиллерийском бою с судами подводного флота погибли «Mainz», «Koln», «Ariadne», «Zenta» в «Pegassus». Английский «Amphion» наткнулся на минное заграждениe, а герменский «Мagdeburg» сел на мель и был расстрелян русскими судами. Остальные шесть крейсеров, а именно: aнглийскиe «Pathfilder», «Ahoukir», «Hogue», «Cressy» германския «Hela» и русская «Паллада» пали жертвами подводных лодок. Одно это обстоятельство способно заставить относиться к подводным лодкам с почтением.
Дело, однако, не в одних потерях, причиненных подводными лодками, а в том, что oни оказались оружием, пригодным не только для целей обороны, но и для целей нападения.
Подводные лодки могут теперь не только охранять родные берега, но и пробираться к берегам противника, несмотря на значительное расстояние и там выбирать себе жертву. Oни способны не только тайком подкарауливать зазевавшегося противника, но и открыто нападать на него и наносить ему смертельные удары. В этом отношении coo6щeниe нашего морского генерального штаба о гибели крейсера „Паллада" содержит весьма важные yкaзaния.
В сообщении определенно говорится, что подводные лодки подошли к „Палладе" и ее товарищу „Баяну" не неожиданно, a были замечены, крейсеры от них отстреливались, и все-таки "Паллада" погибла.
Со времени русско-японской войны минное дело сделало громадные успехи. Теперешние самодвижущиеся мины несут гораздо большее количество взрывчатого вещества, чем раньше, имеют значительно больший радиус действия, а радиус их действия вдвое превышает прежнюю. Вследствие всего этого теперь гораздо легче попасть в противника миной, чем раньше, и результат каждого попадания оказывается гораздо более действительным. В японскую войну минными атаками добивались лишь избитые в артиллерийском бою крупные суда, теперь минный подводный флот является самостоятельным оружием наступления.
Что касается самой „Паллады", то гибель ее имеет лишь второстепенное значение. "Паллада" была заложена в 1905 г., спущена на воду в 1906 г , вошла в состав флота в 1910 г. Несмотря на свою относительно недавнюю постройку, "Паллада“ была судном устарелого типа. Ее начали строить в тот переходный момент, когда было сильно жeланиe начать возрождение линейного флота, но когда еще не было для этого определенной программы.
Тогда просто воспользовались готовыми чертежами старого „Баяна", заслужившего себе почетную репутацию в Порт-Артуре. Но, между тем, прежний „Баян" был и для своего времени недостаточно сильным по артиллерийскому вооружению судном и уступал в этом oтнoшeнии как японским, так и английским крейсерам, и под влиянием уроков последней войны в деле судостроения произошел сразу большой скачок относительно водоизмещения и вооружения броненосных крейсеров.
Появились громадные японские крейсеры, типов "Ikoma" и " Ibuki", а Англия сразу перешла к линейным крейсерам или крейсерам-дреднотам. В сравнении с английским "Lion" (30,000 тонн водоизмещения, 8 орудий 13 1/2") германским "Derfflinger" (20,000 тонн 8 орудий 12"), японским „Kongo" (28,000 тонн и 8 орудий 13 1/2") и другими новейшими броненосными крейсерами „Паллада" была почти игрушкой. Экипаж „Паллады" состоял из 573-х человек, и гибель их представляет тяжелую утрату.
Австрийские подводные лодки
Французский броненосный крейсер «Wаldесk Rаussеаu» (14100 тонн, 23 узла ходу, 14—7,6 и 20—21/2 дюйм. орудий) потопил у Баттаро австрийскую подводную лодку в то время, когда она пыталась его атаковать. Для австрийцев это очень чувствительная потеря, т. к. у них имеется всего шесть судов этого типа.
Из них две (U.1 и U. 2, построенные в 1908 —1909 году в Поле по системе Лека) имеют 230 тонн водоизмещения при надводном плавании и 270 тонн под водой, ход 12 узлов над водой и 7 узлов под водой; вооружение 3 мин. аппарата для 18-ти дюйм. мин, офицеров в команде 14 человек; две (U. 3 и U. 4, построенные в 1908 году в Риме и в Германии по типу немецких лодок) водоизмещением 240 тонн при надводном плавании и 300 тонн под водой, с ходом 12 узлов над водой и 9 под водой и вооруженный 2-мя минными аппаратами для 18-ти дюйм. мин; офицеров и команды 17 человек и две (U. 5 и U. 6, построенные в 1909 году в Фиуме по типу Голланова) водоизмещением в 236 тонн при надводном плавании и 273 тонны под водой и вооруженные 2-мя минными аппаратами для 18-ти дюйм. мин.
Офицеров и команды 14 человек. Кроме того, в 1913 году были заказаны в Киле 5 лодок по 800 тонн водоизмещения, с ходом 18 узлов над водой и 10 под водой, вооруженные 5—6-ю минными аппаратами и мелкими пушками. Эти лодки должны были быть сданы в 1915 году и до войны они не были готовы. В виду их больших размеров трудно допустить, чтобы они могли быть перевезены из Германии по железной дороге и, вероятно, их в составе австрийского флота нет.
Таким образом, австрийский ничтожный подводный флот, состоящий из лодок устаревшего типа, понес уже чувствительную потерю и едва ли он что-нибудь сможет сделать против французских судов, где, видно, стрельба поставлена настолько хорошо, что они успешно борются с этими несовершенными судами.
Германские подводные лодки
Операции германских подводных лодок привлекают в настоящее время общее внимание, почему следует привести последние данные о состоянии германского подводного флота.
Германия позже других государств начала обзаводиться подводным флотом и первая ея лодка, U 1. была спущена в 1904 году. Все эти лодки имеют общую классификацию, характеризуемую буквой U, что означает, «Untersecboot» и затем они имеют номера. Размеры этих лодок следующие: U. 1 имеет 197 тонн водоизмещения при надводном плавании и 236 тонн под водой, ход над водой 10 и 7 узлов под водой. Район плавания 100 морских миль. Лодки U. 2—U. 7 постройки 1906—1910 года имеют 210 тонн над водой и 250 тонн под водой, ход 13 и 8 узлов, район плавания 2.000 миль. Лодки U. 8—U. 16 постройки 1910—1912 года имеют 250 тонн над водой и 300 тонн под водой, ход 13 и 8 узлов, район плавания 1.200 морских миль. Лодки U. 17—U. 24, постройки 1912—1913 года, имеют 650 тонн над водой и 750 под водой, ход 14 и 8 узлов, район плавания 2.000 м. миль.
Наконец последний тип этих лодок, постройки 1913—1914 годов, т. е. U. 25—U. 30 имеют водоизмещение 800 тонн над водой и ход 18—8 узлов. Район плавания неизвестен, но, вероятно, он больше 2.000 м. миль. Все эти лодки имеют для подводного плавания моторы, работающие тяжелыми маслами (нефтью). Время их погружения из погруженного состояния в подводное 1/2 минуты. Все лодки для переговоров под водой снабжены подводными сигнальными аппаратами. Вооружение состоит из минных аппаратов, которых имеется на лодках типа U. 1. по одному, типа U. 2. по два, типа U. 8. по три и на лодках типа U. 17. и U. 25. по четыре.
Эти аппараты размещены если их имеется один или два в носовой части лодки, если три, то два в носу и один на корме, если четыре, то два в носу и два на корме. Эти аппараты выбрасывают мины 19,7 дюйм. диаметром и возможно, что на последних лодках имеются аппараты для нового образца мин, диаметром 22 дюйма.
Вес разрывного заряда 19,7 дюйм. мины 7 пудов сильно взрывчатого вещества; вес снаряда 22 дюйм. мины неизвестен. Кроме минных аппаратов лодки типа U. 8 имеют по две—37 милим. пушки на скрывающихся установках для стрельбы по воздушным судам, лодки типа U. 17. по одной—14 фунтовой (75 милим.) пушки на скрывающемся лафете и по две 37 милим. таких же пушек.
Подводная лодка U.8
Кроме того некоторые лодки имеют прожектора. Что касается личного состава, то лодки типа U. 1. имеют 9, типа U-2—11, типа U.8—12, U.17 — 27 человек офицеров и нижних чинов. Число команды на лодках типа U. 25 неизвестно.
Таким образом мы видим, что немецкие лодки, особенно последних образцов, не уступают английским и французским и только число их относительно незначительно: 30 против 80-ти английских и 65 французских. По последним сведениям немцы с начала войны усиленно строят новые подводные лодки и будто число их достигает 50-ти, но едва ли они будут скоро готовы, т. к. для постройки современной подводной лодки около 800 тонн водоизмещения надо не менее года.
Германская подводная лодка U-9
Оказывается по последним сведениям, что все четыре английскиe крейсера (3 типa «Абухир» и «Гаух») были потоплены одной германской подводной лодкой U 9.
Эта лодка построена в 1913 году, водоизмещением 250 тонн при надводном плавании и 300 тонн под водой, ход 13 узлов над и 8 узлов под водой. Район действия 1.200 морск. миль. Вооруженa она 3-мя минными аппаратами для 19,7 дюйм. мин (заряд 7 1/2 пуд. сильно взрывчатого вещества), причем два помещены в носу и один на корме. Офицеров и команды 12 человек. Двигатели: нефтяные для надводного плавания и электромоторы для подводного.
Подводная лодка U.9
Интересно, что как при потоплении английских крейсеров, так и при потоплении нашей «Паллады», немцы применяли всегда один и тот же прием. Они высылали на путь следования крейсеров парусное судно или пароход под нейтральным флагом и когда крейсера останавливались для осмотра подозрительных судов, то подводная лодка, которая бессильна против быстро движущегося судна, выпускала свои мины. Отсюда можно сделать вывод, что необходимо иметь при крейсерах миноносцы, как для охраны их, так и для осмотра встречающихся судов. Как известно, что во всех случаях атак подводными лодками этих крейсеров, миноносцев не было, и в тоже время более ценные суда английского флота, охраняемые миноносцами, до сих пор от подводных лодок не пострадали.
Подробности о германских подводных лодках
В американском журнале "Аrmy and Navy Journal» приведены подробности о германских подводных лодках, дополняющие наши сведения, помещенные в № 221 (от 6-го октября с. г.).
Подводная лодка U.29
О 14-ти футовых (3-х дюймовых) пушках, установленных на лодках водоизмещением в 800 тонн (от U.25 до U.30), имеются следующие данные. Таких пушек имеется на каждой лодке по две, установленных на скрывающихся во время подводного плавания лафетах впереди и сзади боевой рубки. Вес каждой установки равняется 38-ми пудам. Время необходимое для приготовления пушки к выстрелу, начиная с того момента, как лодка всплывет на поверхность моря, равняется двадцати секундам.
Каждая пушка требует для стрельбы из нее 3-х человек прислуги, из них первый подает патроны из особого закрытого и непроницаемого для воды помещения к пушке, второй заряжает ее, а третий наводит и стреляет. Угол возвышения этой пушки до 90 гр. и ее данные такие же, как и всех пушек системы Круппа, сконструированных для борьбы с воздушными судами. Эти пушки длиной в 30 калибров, вес снаряда 15 фунтов и начальная скорость 2330 ф. в секунду, но возможно, что они имеют длину до 45 калибров и начальную скорость 2625 ф. в сeк. при том жe весе снаряда. Подъем пушки с установкой из скрытого положения на верхнюю палубу лодки и уборка ее вниз производится усилием одного человека.
Кроме того сообщается, что эти лодки имеют броневую защиту по верхней палубе, на боевой рубке и по ватерлинии. Для надводного плавания они имеют два нефтяных двигателя Дизеля по 900 индукторных сил (всего 1800 индукторных сил), которые дают скорость 18 узлов. Скорость хода под водой равняется 12-ти узлам.
Что касается нового образца германской самодвижущейся мины, которой вооружены, как эти лодки, так и новые германские броненосцы, то они диаметром 55 сантиметров (21,6 дюйм.), т. е. больше английских и американских, диаметр которых 21 дюйм. Наибольшая скорость этой мины 38 узлов и дальность ее действия около 4 морских миль (3,8) при окончательной скорости в 29 узлов.
Заряд этой мины равняется 7 1/2 пудам сильно взрывчатого вещества.
Вероятно эти могущественные мины и служили причиной такой быстрой гибели «Паллады» и английcких крейсеров типа «Кресси».
В. Э.
Еще по теме:
Первая мировая война. Оружие. Немецкие пушки 42 см
Первая мировая война. Оружие. Германские тяжелые орудия
Первая мировая война. Оружие. Пули "дум-дум"
Первая мировая война. Оружие. Ручные гранаты и бомбометы
Первая мировая война. Оружие. Новые взрывчатые вещества
Первая мировая война. Оружие. Воин, уничтожай врага!
Первая мировая война. Оружие. Авиация на войне
Первая мировая война. Оружие. Гидроплан "Альбатрос"
Первая мировая война. Оружие. Роль авиации
Первая мировая война. Оружие. Авиация во Франции
Первая мировая война. Оружие. Цеппелины на войне
Первая мировая война. Армии стран-участниц. Подводные лодки
Первая мировая война. Оружие. Подводные лодки
Первая мировая война. Оружие. Подводный флот Германии
Первая мировая война. Оружие. О роли подводных лодок в войну 1914 г.
Первая мировая война. Оружие. Бронированные автомобили
Первая мировая война. Оружие. Организация стрельбы в английском флоте
Дирижабли на войне
|