14 (01) декабря 1914 года
Подробнее
От штаба Верховного Главнокомандующего
30-го ноября.
З0-го ноября на Млавском направлении наше наступление окончилось с успехом на всем фронте.
29 ноября мы овладели неприятельской позицией в районе Прасныш-Цеханов и преследовали отходившего к границе противника, причем наша конница у Жураминска произвела успешную конную атаку и нанесла большие потери противнику.
На фронте Лович-Илов ожесточенные атаки германцев продолжались. Нанеся противнику крупный урон, наши войска заняли в этом районе новую позицию к северу от Бзуры.
В других районах левого берега Вислы происходили лишь небольшие боевые столкновения. К югу от Кракова без перемен, бои не закончены.
В Карпатах продолжается маневрирование наших и неприятельских войск.
ОТ ШТАБА КАВКАЗСКОЙ АРМИИ
30-го ноября.
28 ноября. В течение целого дня шел бой на фронте селений Пируск-Эсмер-Дутах. Противник по всему фронту отброшен за реку Ефрат, понеся весьма значительные потери. Нашим отрядом захвачен гурт скота в 1400 голов.
У селения Асурли-Баикала идет бой.
С театров военных действий
Германский театр военных действий
30-го ноября. На всех фронтах крупных боевых столкновений не происходило.
На Млавском направлении мы продолжали теснить отступавшие германские войска.
На левом берегу Вислы без перемен.
Австрийский театр военных действий
30-го ноября. В районе Дуклинских проходов австрийские колонны начали переваливать на северные склоны Карпат.
Турецкий театр военных действий.
30-го ноября. На фронте армии происходили незначительные столкновения.
Во второй половине ноября турки, значительно усилившись частями багдадского корпуса и новыми формированиями, перешли в долине Евфрата и в Ванском районе в наступление, вылившееся в целом ряде небольших боев у Суверди и Дутах на Клычгядукском перевале у Сарая, Асурли и Деера. Однако, эти бои неизменно заканчиваются поражениями турок и отступлением их отрядов. Большой урон турок в этих боях убитыми, ранеными и пленными и захват нами орудий и боевых припасов привели к серьезному расстройству турецких отрядов, оперирующих на этих направлениях, и многие турецкие части, согласно проверенным данным, насчитывают лишь половину своего первоначального состава.
На остальных фронтах без перемен.
Франко-Бельгийский театр военных действий
30-го ноября. За истекшие сутки заслуживают внимания лишь две произведенные германцами атаки на обоих крайних пунктах линии фронта, а именно одна на северо-восток от Ипра, другая, направленная против станции Аспаш. Обе атаки потерпели неудачу.
Турция и Россия
В сегодняшнем номере газет напечатаны телеграммы, в одной из коих приводится содержание беседы Энвер-бея с сотрудником газеты «Сабах», а в другой — воззвание духовного главы хойской магометанской общины и председателя всеиндийского мусульманского союза Ага-хана.
Как сообщается, Энвер-бей заявил, что Турция уже давно искала поводов для сведения счетов с Россией. Глава же хайских мусульман горячо призывает мусульман не следовать Турции и остаться лояльным в отношении России и Англии, настаивая при этом на отсутствии у Турции мотивов к войне с Россией и Англией.
Недавно турецкий официоз «Танин»,— орган партии «Единение и Прогресс» писал буквально следующее:
«Нынешний английский король в своей ненависти к мусульманскому миру превзошел даже своего отца: он напал на Оттоманскую империю вместе с Россией, исконным врагом ислама. Нынешнюю войну не мы начали, а начали Англия, Франция и Россия. Мы взялись за оружие и расстались с нейтралитетом только тогда, когда эти державы без объявления войны совершили нападение на нас».
Вся статья, из которой мы сделали эту выписку, является попыткой убедить мусульман, что Турция только защищает свою национальную жизнь и ислам, чтобы мусульмане всех стран выступили вооруженной силой на поддержку Турции.
Когда писалась эта статья, турки, во главе с Энвер-беем, верили, что им удастся, вызвав брожение в мусульманском мире, поднять их против Англии и России. Поэтому, было издано воззвание к мусульманам и была объявлена священная война. Но, как мы знаем, мусульмане не восстали против своих метрополий, и не получилось страшного переполоха в среде государственных людей держав тройственного согласия, на что рассчитывали имп. Вильгельм и младотурки.
Больше того, выдающиеся мусульманские вожди, как вождь Сенусси и Ага-хан решительно высказались против турецкой авантюры. Если до сих пор мусульмане сохраняют спокойствие в Индии, Египте, Судане, Морокко и в России, то это является достаточным основанием, чтобы заключить, что впредь мусульманский мир не изменит положения.
И напрасно Энвер-бей в бессильной злобе угрожает уничтожить Россию, не имея к тому возможности. Из его беседы видно, что турки не ждут уже восстания мусульман и откровенно сознаются, что сами начали войну.
Бои у Лодзи
До сих пор не настало еще время подводить итоги великой битвы на Висле. Начавшись в середине октября общим наступлением германских войск на путях к Варшаве и Ивангороду, она осложнилась многочисленными и упорными боями на флангах восточного фронта и выросла, таким образом, в операцию первостепенного стратегического значения. За широту и значительность целей, преследуемых противниками, говорят массы сил, введенных в дело с обеих сторон, обширность фронта и та страстность и напряженность, с какою ведутся бои.
Согласно предположениям русского Верховного командования битва на Висле должна была представлять логическое продолжение и завершение нашей Галицийской операции.
Боевые столкновения развернулись однако в обстановке неблагоприятной для русских. Намеченное и рассчитанное ими наступление было внезапно предупреждено неожиданной атакой германцев, форсированными маршами подошедших от Гнезно, Калиша, Ченстохова и Кракова.
Тактическим смыслом предпринятой немцами атаки, было предупреждение нашего развертывания на левом берегу Вислы. Успехами, достигнутыми в этом направлении они спутывали бы расчеты русского командования и без труда укреплялись бы на Висле, важнейшей оборонительной линии русского передового театра.
Их расчетам, однако, не суждено было сбыться. Рядом героических усилий, русские авангарды отстояли узкую полосу левого берега Вислы и расширив ее до пределов необходимых маневренных плацдармов у Казениц и Варшавы—позволили развернуться всем своим правобережным силам. Германское наступление превратилось в отступление.
Громадные массы германских и австрийских войск отхлынули на запад, задерживая наше движение вперед жаркими арьергардными боями. Противник наш не был разбит.
До сих пор не совсем ясно, что побудило германскую армию к ее поспешному отступлению от Вислы. Неудачи ее не были так велики, силы ее, хотя и потрепанные были целы и боеспособны, доказательством чему служат: разрушение немцами всех, даже незначительных путей сообщения в пределах русской Польши и их решительное и настойчивое наступление, начавшееся от Торна, непосредственно вслед за отходом германцев к своим границам.
Сосредоточенные в районе Торн—Гнезно их свежие силы первыми начали наступление по левому берегу Вислы в направлении на Варшаву.
Нам уже приходилось отмечать, что движение это не обозначало собою начала новой операции, что оно преследовало и преследует цели лишь побудить нас отказаться от наступательных задач на фронте Ченстохов—Краков.
Однако те, чисто германские методичность и упорство, с какими они ведут свое наступление, заставляют признать, что результаты, достигнутые ими весьма значительны.
Прежде всего, под давлением быстро идущих сильных германских авангардов—русские слабые передовые отряды между Вислой и Вартой принуждены были к длительному отходу, вплоть до реки Бзуры; силою сложившейся обстановки их подтянувшиеся затем корпуса принуждены были принять бой в мало выгодных условиях, в местности открытой и неприспособленной к обороне. Все это давало в руки германцев могучее средство, с помощью которого они рассчитывали парализовать результаты военных действий русских.
Сражение до сих пор не закончилось. Последние сообщения штаба Верх. Главнокомандующего все еще говорят о том, что упорные бои между Вартой и Вислой продолжаются, что усилия германцев добиться успеха на этих участках фронта, все еще не сломлено.
Насколько можно уяснить се6е из этих отрывочных сведений, которыми мы располагаем, дело в этом отношении обстоят так:
В первых числах ноября наши слабые авангарды стали отступать на всем пространстве между Вартой и Вислою.
Разрушение германцами шоссейных и шоссейных дорог, не позволило нам тотчас же собрать в этом районе нужные силы, и противник беспрепятственно достиг линии Плоцк-Унсиов. Его дальнейшее движение было в значительной мере остановлено нашим сопротивлением, но несмотря на это его войска вскоре же приблизились к Иллову и Повичу на востоке и Лодзи на западе. Упорные бои, завязавшиеся вокруг Лодзи, осложнились для нас прорывом германцев в район Стрыкова, Брезины, Колюшки, Тушин, Рзгов.
Нет прямых указаний на то, что прорыв, этот произошел к северу от Лодзи. Официальные сообщения говорят лишь о том, что германские колонны, зашедшие в наш тыл принуждены были пробиваться в северном направлении. Обратный путь был им закрыт русскими, тотчас же вслед за прорывом, предпринявшими решительное наступление с фронта Глазно-Белява.
Насколько благополучно удалось вырваться из „мертвой петли"- немецким обходным колоннам— нам неизвестно, однако, по-видимому, решительные атаки германцев, веденные ими от Згержа и Здунской Воли в направлении на Лодзь, с целью отвлечь наши силы и внимание от застрявшего обхода—достигли цели и не только выручили свои охваченные со всех сторон дивизии, но и понудили нас отступать от Лодзи.
Вслед за германским прорывом Лодзь оказалась далеко выдвинутым вперед пунктом, защита которого представлялась трудной и вовсе несоответствующей значению ее, как позиции, с точки зрения чисто военной.
Уступка Лодзи для дальнейшего маневрирования и боя значит не более, чем проигрыш нескольких квадратных миль территории. Та изломанность фронта, которая создавалась желанием во что бы ни стало удержать за собой этот важный политический и хозяйственный центр была серьезным злом, устранениe которого даже ценою потери Лодзи, надо только приветствовать. Неудача эта, взятая отдельно, ничего не меняет на нашем фронте и должна считаться весьма незначительной, если не поведет за собою нашaгo дальнейшего отступления—данных к чему пока нет никаких.
Достаточно выяснилось теперь, что основной своей цели-приостановить наше наступление в районе Кракова—немецкое движение между Вартой и Вислой не достигло.
Каковы, однако, его истинные результаты—судить еще преждевременно.
Было бы неосторожным легкомыслием делать ныне прогноз ближайшего будущего, когда само настоящее недостаточно ясно.
Можно с уверенностью констатировать лишь полную спутанность частных операций, своими незначительными результатами затемняющих общий смысл всей развернувшейся битвы.
Нет сомнения, что ближайшее будущее разъяснит многое и позволит с большею определенностью говорить о нашем общем успехе и частичных неудачах.
Артиллерист.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 11 декабря (28 ноября) 1914 года
Первая мировая война. 12 декабря (29 ноября) 1914 года
Первая мировая война. 13 декабря (30 ноября) 1914 года
Первая мировая война. 14 (01) декабря 1914 года
Первая мировая война. 15 (02) декабря 1914 года
..........
Первая мировая война. Армии стран-участниц. Австро-Венгрия
..............
Первая мировая война. Крепости. Германия
..............
Первая мировая война. Оружие.
.........
Первая мировая война. Техника
.........
|