По материалам периодической печати за сентябрь 1917 год.
Все даты по старому стилю.
ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ СОВЕЩАНИЕ
(20 сентября)
В Смольном институте
В течение целого дня в Смольном институте происходили одновременно заседания фракции и президиума демократического совещания, расширенного представителями групп и Ц. К. партий.
Все искали выход из создавшегося после провала коалиционного правительства положения. Центр внимания — заседание президиума.
Заседание происходит под председательством Н. С. Чхеидзе.
Федор Ильич Дан
Первым выступает Дан, который указывает, что, хотя демократическое совещание никакого решения, на первом заседании не приняло, нельзя допустить, чтобы оно разъехалось, не выявив своей доли по вопросу о власти, тем более, что во многих положениях у большинства демократии нет расхождений. Необходимость ответственности власти, принятия программы 14 августа, создание предпарламента для тесной связи между Вр. Правительством и демократией, всеми одинаково признается.
Лев Борисович Каменев
— Прошлое заседание, — говорит большевик Каменев, — имело определенный результат, это провал коалиции, не только с партией к. д., но и вообще с цензовыми элементами. И всякая попытка организации власти с ними, это провоцирование гражданской войны.
Выход один: создание однородного министерства, которое мы не будем свергать, но которое мы будем поддерживать, постольку, поскольку оно будет выполнять волю пролетариата. Мы стояли и стоим на своей прежней позиции:
"Вся власть советам".
От имени центрального комитета партии с.-р. выступает Гоц.
Гоц Абрам Рафаилович
— Противоречивые результаты вчерашнего заседания,—говорит Гоц от имени ц. к. партии с.-р.,—есть неоспоримый факт раскола демократии на два лагеря. Единый революционный фронт распадается. А следовательно, вопрос об организации нами власти, мы тем самым бессильны разрешить. Предлагаю выдвинуть общую программу, которую власть должна осуществить, необходима ответственность власти перед тем органом, который будет организован.
На заседании президиума становится известным о приезде на заседание министра-председателя.
Приехавший А. Ф. Керенский произносит перед президиумом речь, в которой подробно останавливается на внутреннем положении страны, на безвыходном положении финансовом, продовольственном и экономическом положении.
По вопросу об организации власти, А. Ф. Керенский заявляет себя сторонником коалиционного правительства, которое одно в настоящий момент способно вывести страну из того тяжелого положения, в котором она находится. Министр-председатель подчеркнул также прямо и определенно, что если будут приняты какие-либо другие решения, по вопросу об организация власти, он считает для себя невозможным оставаться более во главе правительства.
Министр-председатель остановился также на вопросе об организации предпарламента. Он высказал пожелание, чтобы этот предпарламент был организован не настоящем совещанием, а Временным Правительством, по признакам национальным и государственным.
Если совещанием будет принято решение об организации однородной власти, А. Ф. Керенский этому решению подчинится, но участия в организации такой власти принять не может, т. к. полагает, что это будет поворотным моментом к ликвидации революции и гибели страны.
Речь А. Ф. Керенского была выслушана с глубоким вниманием и произвела, по своей искренности, сильное впечатление и безусловно имела некоторое влияние на происшедшее потом голосование тех положений, которые были выдвинуты в заключительном слове Церетели.
Немедленно, по окончании речи министр-председатель А. Ф. Керенский, покинул заседание президиума.
После целого ряда других выступлений вносится до 15 резолюций. После формулировки этих резолюций президиум приступает к голосованию и принимает следующее положение.
1) Власть должна быть организована на основе программы Московского совещания от 14-августа, оглашенной Н. С. Чхеидзе на Московском совещании.
2) Активное введение внешней политики, в целях скорейшего заключения всеобщего демократического мира.
3) Ответственность власти перед представительным учреждением, которое будет организовано совещанием.
4) Создание особого органа, в функции которого входят переговоры с партиями и группами о создании власти.
5) Возможность пополнения созданного совещанием органа представителями цензовых элементов (принято большинством 56 против 48 при 10 воздержавшихся).
Затем был поставлен на голосование вопрос, должна ли быть власть коалиционной, или однородной. Большинством 60 против коалиции была отклонена.
Заседание президиума заканчивается около 9 час. вечера.
После чего все члены президиума направляются в Александринский театр, где в 11 час. вечера открывается заседание демократического совещания.
Голос Демократического Совещания
ПЕТРОГРАД, 20 сентября (2 окт.).
Демократическое Совещание большинством 766 голосов против 688 высказалось за коалицию с цензовыми элементами. Большинство в 78 голосов, при почти полутора тысячах голосовавших ,—большинство, несомненно, ничтожное. И можно было бы потому сказать, что демократия разбилась по коренному вопросу о построении революционной власти, вопросу, терзавшему и терзающему страну и революцию вот уже более полугода, на две равные части.
К решению, к единому властному решению демократия, по-видимому, прийти не может.
Однако, более близкий анализ голосования по отдельным группам вскрывает крайне важный факт, бросающий свет на эту раздвоенность демократии. Здесь имело место де столкновение двух мнений в одном лагере революционной демократии, как то бывало неоднократно в ее руководящих органах—Советах. Нет, здесь происходила борьба двух лагерей демократии, революционного пролетариата и всей остальной широкой, демократической массы населения, начиная с революционного крестьянства и кончая кооператорами.
Лишь две группы—советские и профессиональные союзы (не говоря о национальных организациях)—высказались значительным, вернее, подавляющим количеством голосов против коалиции. Все остальные группировки— советы крестьянских депутатов, городские и земские самоуправления, кооперативы и военные организации—голосовали за коалицию.
И если бы городские думы и земства, избранные на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права, были представлены не 346 голосами, принимавшими участие в голосовании, а всеми 500 голосов, которые были им предназначены Центральным Исполнительным Комитетом,—большинство за коалицию было бы гораздо более внушительным.
Передовой авангард революционной демократии, пролетариат, должен, обязан учесть смысл происшедшего голосования. Не будем здесь спорить о том, прав ли он или, наоборот, роковым образом заблуждается, отвергая коалицию с буржуазией.
Но ясно одно: пролетариат не может победить, выступая против демократического голоса страны. Его сила всегда была в том, что он шел впереди всего трудового народа, не отрываясь от его толщи и неустанно работая над развитием классового самосознания трудящихся масс. И лишь тогда, когда это самосознание достаточно углублено и широко развито в стране, лишь тогда революционный пролетариат может и должен переходить к действию, ибо лишь тогда его выступление будет серьезной, имеющей все шансы на успех политической битвой, а не заговорщической авантюрой революционных рабочих кружков.
Пусть же рабочие, решительно протестовавшие против коалиции через свои организации, советы и профессиональные союзы, не преувеличивают значения голосования 19 сентября. Широкая демократия городов и деревень высказалась за коалиционное построение революционной власти, за политический союз с прогрессивной буржуазией, стоящей на демократической национальной платформе.
И если пролетариат не хочет углублять противоречия между городом и деревней, между рабочими и крестьянами,—того рокового противоречия, которое не один уже раз приводило революции к гибели и поражению, он обязан—во имя спасения великой русской революции — поддержать и защитить, по крайней мере, для данного момента, идею коалиции.
Дело народа 1917, № 159 (20 сент.)
Заседание Демократического Совещания 19 сентября, как известно, в конце концов закончилось провалом формулы образования коалиционного правительства, после чего был объявлен перерыв заседания.
Этот результат поразил не только сторонников коалиции, но и тех большевиков, которые стоят за передачу власти в руки Советов.
В зале заседаний почувствовалась некоторая растерянность. Не было слышно торжествующих аплодисментов со стороны большевиков так они воочию убедились, что только незначительное большинство Совещания стоит за образование однородной власти.
Правда, они еще не теряют надежды на возможность образования правительства из тех партий, которые входят в состав Совета, но категорически отказываются взять власть в свои руки.
Во время перерыва в кулуарах Александринского театра этот вопрос усиленным образом дебатировался. Большевики выдвигали Церетелли, как кандидата на пост министра-председателя, а когда им говорили, что Церетелли не пойдет, то они на это заявили, что Церетели должен будет подчиниться решению всей демократии.
Еще курьезнее, что большевики все время, выступающие против политики министра-председателя А. Ф. Керенскаго, считают возможным, а некоторые даже необходимым, чтобы он присутствовал в составе нового кабинета.
Сторонника обороны страны считают совершенно неприемлемым образование однородного кабинета, так как это может неблагоприятно отразиться на судьбах страны в смысле развития внешней политики.
Во время перерыва президиум совещания долго обсуждал создавшееся положение и только в 1 ч. 10 м. раздался звонок председателя, приглашавший участников Совещания выслушать решение президиума.
От имени президиума выступил Церетели. Речь его была выслушана с удивительным вниманием и спокойствием всего собрания. Как будто собрание без различия фракций и групп почувствовало наконец, всю трагическую серьезность переживаемого момента.
Президиум пришел к заключению, говорил Церетели, что бывшее здесь голосование показало, что внутри нас, в организованной демократии, нет того единства воли, которое силами всей демократии или огромного ее большинства могло быть претворено в жизнь.
Президиум считает поэтому необходимым рассматривать бывшее голосование, как показатель настроения, настоящего собрания с тем, чтобы учитывая это настроение отдельные группы и фракции сделали бы шаги для взаимного соглашения, взаимных уступок и образования единой воли демократии.
После речи Церетелли совещание единогласно принимает следующее постановление:
„Всероссийское Демократическое Совещание постановляет, что оно не разъедется, пока им не будут установлены условия организации и функционирования власти в приемлемой для демократии форме".
На этом заканчивается ночное заседание.
20-го сентября центр политической жизни и центр Демократического Совещания переносится в Смольный институт.
С раннего утра в Смольном институте кипит политическая жизнь. Происходят Совещания групп и фракций. С утра заседает президиум Демократического Совещания вместе с представителями Центральных комитетов партий и различных групп Совещания. Обсуждается создавшееся положение и намечаются пути выхода из него.
Становится известным, что министр-председатель намерен на предстоящем заседании Демократического Совещания выступить с оглашением списка нового коалиционного Правительства. Известие это поражает всех своею неожиданностью, так как в этом одни видят вызов Совещанию, а другие давление на демократию в смысле благоприятного разрешения вопроса о коалиции.
Упорно говорили о намерении А. Ф. Керенского, если в президиуме не будет достигнуто соглашение, выступить на предстоящем общем собрании в Демократическом Совещании с изложением точки зрения министра-председателя на кризис власти. Намерен также по этому вопросу выступить и военный министр генерал А. И. Верховский.
Как выход из положении намечается организация предпарламента и образование последним кабинета ответственного предпарламентом. В виду того, что заседание президиума затягивается назначенное общее собрание Совещания в 6 часом вечера переносится на 10 часов.
Президиум большинством 57 против 33 принял резолюции о создании однородной власти и образовании предпарламента из настоящего Демократического Совещания.
Около 6 часов вечера стало известно о том, что А. Ф. Керенский приедет в Смольный институт и выступит перед президиумом.
Еще по теме:
Всероссийское Демократическое совещание (Первый день—14 сентября 1917 г.)
Всероссийское Демократическое совещание (Первый день—14 сентября 1917 г.) - продолжение
Всероссийское Демократическое совещание - отклики печати
Всероссийское Демократическое совещание (Второй день—16 сентября)
Всероссийское Демократическое совещание (Третий день—17 сентября)
Всероссийское Демократическое совещание (Четвертый день—18 сентября)
Всероссийское Демократическое совещание (20 сентября)
Всероссийское Демократическое совещание и армия
Всероссийское Демократическое совещание. Закрытие (21 сентября 1917 г.)
Всероссийское Демократическое совещание. Итоги
Всероссийское Демократическое совещание. Взгляд Антонова-Овсеенко
|