По материалам периодической печати за сентябрь 1917 год.
Все даты по старому стилю.
ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ СОВЕЩАНИЕ
Заседание 21 сентября
После перерыва в 9 час. вечера возобновляя заседание председатель, Авксентьев заявляет, что в президиум явилась делегация от группы советов Рабочих и Солдатских Депутатов с категорическим требованием отложить начало заседания еще на три часа, так как советы желают серьезно обсудить поставленный вопрос и им для этого нужно продолжительное время.
Так как, говорит Авксентьев, — требование это было постановлено в категорической форме, то президиум не счел возможным отказать и объявляет, что заседание откроется в 11 час.
В 11 1/2 час. заседание возобновляется.
От имени президиума выступает Войтинский и сообщает, что от различных групп совещания, по поводу предложенной системы выборов в предпарламент, сделаны противоположные указания и заключения. Президиум предлагает следующую систему выборов. Все группы, которые желают сохранить групповое представительство пусть выбирают по группам. Те, которые предпочитают представительство партийно - фракционное, пусть выбирают партийно-фракционно. Таким образом предоставляется полная свобода определения того или иного способа для различных групп.
Голосование вопроса о конструкции власти
Петроград, 21 сентября 1917 г.
Три дня ждала Россия веского слова революционной демократии о составе и форме власти.
Три дня тянулись бесконечные прения за и против коалиции, за коалицию с кадетами и против кадет в коалиции.
Как примитивный организм, демократическая мысль размножалась делением. И в этом бесконечном процессе деления и дробления мнений и сил все безнадежнее и бесповоротнее погибал авторитет Демократического совещания, для всей России и для Временного Правительства.
Какое бы постановление не вынесло Демократическое Совещание — вынесенное подавляющим большинством голосов, вынесенное в здоровой атмосфере творческого единения всех демократических сил страны—оно обязало бы и Временное Правительство и всю страну принять свое решение, как повелительный императив в вопросе о создании власти.
С величайшим прискорбием приходится констатировать, что даже намека на наличность такого призвания к созданию, и творчеству не обнаружилось в трехдневных прениях Демократического Совещания.
Московское Совещание оставило впечатление, что в „стыке" буржуазных и демократических сил России возможен прорыв нашего революционного фронта.
Демократическое Совещание показало горшее: оно наметило возможность такого же прорыва революционного фронта в той части его, которая защищается силами революционной демократии.
Голосование Совещания по вопросу о конструкции власти с трагической наглядностью запечатлело собой тот печальный разброд всех демократических сил, о котором мы только, что говорили. Сначала незначительное большинство за коалицию, потом большинство за поправку против участия в коалиции партии народной свободы, уничтожающую для всех сознательных сторонников коалиции смысл принятия коалиционной формулы; в результате чего, отклонение значительным большинством всей формулы в целом, и необходимость новых формул, новых прений и нового голосования.
Что даст это новое голосование пока неизвестно, но чтобы оно не дало, оно будет во всяком случае в значительной степени обессилено тем, что оно возникает на обломках первого голосования.
Той мощной поддержки, которую Временное Правительство могло бы и желало бы получить от демократического совещания оно во всяком случае уже частично лишено, лишено потому, что раздвоенное в себе Демократическое Совещание очевидно не является приспособленным для создания единой и твердой революционной власти.
Как ни обязательно для Временного Правительства считаться с мнением организованной демократии,—считаться с мнением, выраженном в первом голосовании формулы о конструкции власти фактически затруднено, ибо это мнение в себе самом погашено своими противоречиями.
После голосования Демократического Совещания, Временное Правительство не может не ощущать, что великая тяжесть проблемы власти с новою силою опускается на его плечи.
Победа большевиков в Моск. Совете
Состоялись выборы в Исполнительный Комитет Моск. Совета Рабочих и Солдатских Депутатов. Выборы происходили в связи с изменившимся составом Совета.
Избранными оказались — 32 большевика, 16 меньшевиков, 9 с.-р. и три объединения.
В президиум избраны большевики: Игнатьев, Аванесов, Ногин, Смидович и Рыков, меньшевики: Хинчук, Кибрик, с.-р. Зито и объедин. Гальперин.
Председателем избран товарищ Ногин — большевик.
Состоялись перевыборы в исполнительный комитет солдатских депутатов. Избраны —26 с.-р., 16 большевиков и 9 меньш.
НОЧНЫЕ ИЗВЕСТИЯ
Вчера в утреннем заседании Директории обсуждался вопрос о так назыв. реконструкции власти. На заседании высказывались мнения, что ввиду того, что Дем. Совещание оказалось несостоятельным в вопросе об организации власти, то инициативу надо взять в руки Совета пяти. Тут же было решено вызвать из Москвы варягов торгово-промышленного класса, чтобы совместно с ними обсудить вопрос об условиях их вхождения в состав Вр. Правительства.
Когда в полдень было получено известие, что на совещании в Смольном восторжествовал принцип однородного министерства, то в Зим. Дворце определенно начали передавать слухи об отставке Керенского. Поздно вечером Керенского посетили некоторые министры, в том числе Ефремов, Бернацкий и Никитин.
Было решено занять по отношению к Совещанию выжидательную позицию.
В Петроградском совете Р. и С. Депутатов
21 сентября поздно вечером состоялось заседание Петроградского совета Р. и С. Депутатов. На этом собрании были утверждены выборы членов Исполнительного комитета от солдатской секции.
Избраны: от фракции меньшевиков— Скалов, Венгеров и Бинасик, от с.-р.- Диесперов, Болдырев, Балашов, Огурцовский, Вербо, Семикин, Ватенин, Шираков и Заварин, от большевиков— Садовский, Митрофанов, Ефремов, Копыткович, Нахимсон, Жилин и др.
При утверждении кандидатуры Жилина возникли прения. Представитель первого пулеметного полка заявил, что Жилин отозван из совета полковым комитетом и потому не может быть представителем полка в совете.
Председатель мандатной комиссии Садовский заявляет, что он впервые узнает о том, что Жилин отозван. Кроме того значительная часть полка, который представлял в совете Жилин расформирована, потому трудно установить связь с этими расформированными частями полка для того, чтобы узнать действительно ли они не желают иметь своим представителем Жилина. Помимо всего в И. К. могут быт избраны и не члены совета.
После заявления председателя мандатной комиссии выступает солдат пулеметного полка и предупреждает, что если совет утвердит Жилина в должности члена И. К., то не исключена возможность, что в И. К. могут явиться вооруженные роты 1-го пулеметного полка и отозвать Жилина. Заявление это было встречено шумными протестами большинства собрания.
С докладом по вопросу об отношении Петроградского Совета Р. и С. депутатов к Демократическому Совещанию от имени Временного президиума выступил делегат Демократического Совещания, член Московского Совета Р. и С. депутатов Бухарин.
Сильное впечатление произвело выступление офицера Дубасова. Дубасов приехал с фронта и сообщил следующее.
„Солдаты сейчас не хотят ни свободы, ни земли. Они хотят одного—конца войны. Что бы вы здесь ни говорили, солдаты больше воевать не будут".
Это заявление произвело на заседание непередаваемое впечатление. Среди тишины раздался возглас:
„Этого никогда не говорили даже большевики".
Дубасов возразил:
— „Мы не знаем и нам не интересно, что говорят большевики. Я выполнил лишь свой долг, передав вам то, о чем меня просили передать солдаты".
После продолжительных прений принимается резкая резолюция следующего содержания:
„Петроградский Совет Р. и С. Депутатов в экстренном заседании, обсудив создавшееся критическое положение вещей, считает:
1) Страна находится перед угрозой новой опасности со стороны контрреволюции.
Международный империализм в тесном союзе с русской буржуазией, подготовляет совместные шаги для задушения революционных работ солдат и крестьян.
Контрреволюционные организации капиталистов все еще существуют и даже сейчас заседают в Москве, так называемое совещание общественных деятелей, которое являлось центром корниловского выступления. Вр. Правительство рядом своих распоряжений явно стремится к
дезорганизации революции. Все это создает крайнюю напряженность положения и ставит перед пролетариатом, крестьянами и солдатами вопрос об отпоре, могущим произойти в ближайшем будущем к контрреволюционным выступлениям.
2) Запутанного положения искусственно сколоченное Демократическое Совещание нисколько не улучшает, наоборот, неспособное именно благодаря этому искусственному подбору разрешить вопрос о революционной власти, оно создает видимость бессилия революционной демократии. В то же время оно сплачивает внутри себя по существу антидемократическое правое крыло, ставящее ультиматум революционной демократии, во всякий момент готовое перейти в лагерь явной контрреволюции.
Так называемый предпарламент на деле сводится в организацию, где наиболее консервативным частям демократии отводится решающее место в ущерб революционным организациям рабочих, солдат и крестьян. Такой предпарламент грозит превратиться в прикрытие для новых сделок с буржуазией, для новых оттяжек Учредительного Собрания, для дальнейшей затяжки империалистической политики, а, стало быть, для дальнейшего углубления разрухи в стране.
3) Поэтому отпор контрреволюции может быть дан лишь организованными центрами революционной демократии—Советами Рабочих, Солдат и Крестьян и им подобными органами.
4) Советы должны сейчас мобилизовать все свои силы, чтобы оказаться подготовленными к новой волне контрреволюции и не дать ей захватить себя врасплох. Везде, где в их руках находится полнота власти, они ни в коем случае не должны ее упускать. Революционные комитеты, созданные ими в корниловские дни, должны иметь наготове весь свой аппарат. Там, где советы полнотой этой власти не обладают, они должны всемерно укреплять свои позиции, держать свои организации в полной готовности, создавать по мере надобности специальные органы по борьбе с контрреволюцией и зорко следить за организацией сил врага.
Закрытие Демократического Совещания
В 9 часов вечера Демократическое Совещание, поручив президиуму Совещания выработать текст манифеста в демократиям всего мира о борьбе за мир без аннексий и контрибуций, было объявлено закрытым. Закрывая собрание, председатель воскликнул:
„Да здравствует международный мир! Да здравствует революция!"
В зале поют интернационал и марсельезу.
Еще по теме:
Всероссийское Демократическое совещание (Первый день—14 сентября 1917 г.)
Всероссийское Демократическое совещание (Первый день—14 сентября 1917 г.) - продолжение
Всероссийское Демократическое совещание - отклики печати
Всероссийское Демократическое совещание (Второй день—16 сентября)
Всероссийское Демократическое совещание (Третий день—17 сентября)
Всероссийское Демократическое совещание (Четвертый день—18 сентября)
Всероссийское Демократическое совещание (20 сентября)
Всероссийское Демократическое совещание и армия
Всероссийское Демократическое совещание. Закрытие (21 сентября 1917 г.)
Всероссийское Демократическое совещание. Итоги
Всероссийское Демократическое совещание. Взгляд Антонова-Овсеенко
|