Всемирная выставка в Париже: витрина т-ва Брокар и К°.
Всемирная выставка в Париже: витрина т-ва Брокар и К°
(К рисунку)
В русском парфюмерном отделе Парижской выставки всеобщее внимание привлекает витрина товарищества парфюмерного производства Брокар и К°.
Фабрика этой фирмы, основанная в 1864 году в очень скромных размерах, разрослась в настоящее время до размеров крупнейшего в России предприятия по производству разнообразных парфюмерных и косметических изделий; в прошлом году оборот ее достиг громадной суммы—2 1/2 миллионов руб. Изделия товарищества, отличаясь высокими качествами, пользуются широчайшей популярностью и, находя огромный сбыт повсеместно в России, служат также предметом довольно значительного вывоза за границу.
Заслуги товарищества перед русской промышленностью отмечены множеством наград, полученных им на русских и заграничных выставках, и, между прочим, Государственным гербом, присужденным ему на всероссийской выставке 1896 года, в Нижнем-Новгороде.
На Парижской выставке, экспозиты товарищества размещены в витрине, могущей считаться образцовым воспроизведением древнерусского стиля, в его наиболее красивых и интересных по оригинальности мотивах. Витрина эта исполнена по проекту, для составления которого товариществом был объявлен в свое время конкурс; в жюри его вошли известные московские архитекторы и художники, а также директора правления товарищества, и в том числе Г. А. Брокар, пользующийся, как известно, репутацией большого знатока искусств.
Главным, непременным условием конкурса был поставлен русский стиль. На конкурсе, привлекшем более 40 проектов, первая премия была присуждена молодому московскому художнику-зодчему В. В. Иордану, по проекту и под непосредственным наблюдением которого витрина и была сооружена.
Она занимает площадь в 3X4 метра. Капитальную часть ее, как видно на прилагаемом рисунке, составляет грациозный киоск, устоями которого служат колонки, связанные легкими арками; на кровле высится низенькая башня, накрытая четырехугольным, остроконечным шатром, завенчивающимся государственным гербом кремлевского типа; на двух углах кровли укреплены золоченые пинакли с птицами: сирином и алконостом — сказочными птицами радости и печали.
Со стороны главного фасада, выступающего урезанным углом, киоск украшен золоченой сенью, под которой изображен живописный герб Москвы. В двух крайних арочных пролетах помещены два больших vitraux, изображающие русских боярина и боярыню в их богатых и живописно-оригинальных нарядах: обе фигуры исполнены из разноцветного прозрачного мыла, причем швы между отдельными пластинками залиты также мылом, так что в общем vitraux легко принять за живописную работу.
Эти оригинальные украшения, как по исключительности материала, так и по художественности исполнении, возбуждают живейший интерес среди выставочной публики и перед ними постоянно стоит толпа. Прозрачное разноцветное мыло применено еще и для исполнения узорчатого покрытия шатра над башней на кровле.
Внутри киоска устроен прилавок для размещения экспонатов, перекрытый сводом, расписанным во вкусе древнерусской теремной орнаментовки. На фризе заднего фасада укреплены три щита; на среднем, красном щите наложен Государственный герб, а на боковых развернуты порфиры с гербами дворов, поставщиками которых состоит товарищество. Остальное пространство, занятое витриной, составляет площадку, затянутую сукном и обнесенную типичной балюстрадой, с тумбами но углам. На двух из них, при входе на площадку, стоят ярко расцвеченные эмалью металлические павлины, а на двух других — русские майоликовые ковши, прикованные к тумбам бронзовыми цепями.
Вдоль балюстрады, по ее верхнему краю, тянутся металлические витринки для разных мелких экспонатов. На площадке расставлена древнерусская дубовая мебель, с резьбой, пестрой раскраской и медными украшениями; частью обтянутая оригинальными материями. В общем витрина, замеченная, между прочим, и парижской прессой, производит очень приятное впечатление на международную публику выставки. Все в ней нравится иностранцам: оригинальность архитектурного стиля, ажурные рисунки резьбы, своеобразная орнаментовка, пестрота яркой раскраски, перемежающейся с блеском позолоты, и все остальные детали отделки, делающие витрину, действительно, красивым, изящным, интересным образцом сооружения в древнерусском стиле.
Московский листок, Иллюстрированное приложение № 26, 2 июля 1900 г.
Еще по теме
Современное состояние работ на Всемирной выставке в Париже
Парижская всемирная выставка 1900 г. Часть 1
Парижская всемирная выставка 1900 г. Часть 2
Россия на всемирной выставке в Париже. Часть 1
..............................................
На всемирной выставке (Письма из Парижа) -4
Всемирная выставка в Париже: витрина т-ва Брокар и К°
Награды по русскому отделу на всемирной выставке
|