nik191 Четверг, 23.09.2021, 20:30
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [945]
Как это было [663]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [9]
События [234]
Разное [21]
Политика и политики [243]
Старые фото [38]
Разные старости [71]
Мода [316]
Полезные советы от наших прапрабабушек [236]
Рецепты от наших прапрабабушек [179]
1-я мировая война [1579]
2-я мировая война [149]
Русско-японская война [5]
Техника первой мировой войны [302]
Революция. 1917 год [773]
Украинизация [564]
Гражданская война [1145]
Брестский мир с Германией [85]
Советско-финская (зимняя) война 1939-1940 годов [86]
Тихий Дон [142]
Англо-бурская война [258]
Восстание боксеров в Китае [82]
Франко-прусская война [119]

» Архив записей

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » 2021 » Июнь » 27 » Война в Южной Африке. Положение англичан осложняется
05:53
Война в Южной Африке. Положение англичан осложняется

 

 

Война в Южной Африке

 

В прошлой статье мы говорили про катастрофу, постигшую английские войска полковника Бродвуда во время его отступательного марша из Табанчу и Бломфонтейн; с тех пор англичане успели уже потерпеть новую и весьма серьезную неудачу в окрестностях Реддерсбурга. На этот раз отряд из трех рот полка королевских ирландских стрелков и двух рот 9-го полка ездящей пехоты, в общей сложности более 600 человек, принужден был положить оружие и сдаться на капитуляцию.

Подробности этого дела еще не выяснены, но, насколько можно судить из газетных известий, буры были гораздо сильнее своих противников, их было более 3 тысяч человек с 4 или 5 орудиями. Англичане держались с полудня 21-го марта до 9 часов утра следующего дня и выкинули белый флаг всего за 1 1/2 часа до прибытия генерала Гатэкра, который с подкреплениями подошел к полю сражения к 10 1/2 часов утра. Робертс узнал о критическом положении отряда еще днем 21-го марта и немедленно же телеграфировал Гатакру в Спрнигфонтейн отправиться лично к угрожаемому пункту, а сам со своей стороны послал в Бетани (ближайшая станция железной дороги от Реддерсбурга, всего 30 верст) полк Камеронских гайлендеров.

Все это было, однако, напрасно, помощь вышла совсем запоздалой и когда англичане подошли к Реддерсбургу, то не нашли там ни отряда, ни буров; последние, увидя превосходные силы противника, предпочли быстро удалиться и увести с собой своих пленных.

Судя по положению и величине английского отряда, нужно предполагать, что назначение его заключалось в прикрытии железной дороги из Бломфонтейна в Спрингфонтейн с востока. По всей вероятности отряд находился здесь уже несколько времени, так что имел полнейшую возможность укрепить свою позицию в инженерном отношении. Однако, газеты об этом пока ничего не говорят, вследствие чего приходится думать, что начальник отряда упустил из виду это важное обстоятельство, которое позволило бы ему оказать противнику более упорное сопротивление и удержаться на позиции вплоть до прибытия подкреплений.

Несмотря на 6-месячный опыт, английские начальники все еще никак не могут расстаться с теми рутинными взглядами на войну, с которыми они выступили в поход. Уроки Магерсфонтейна и Колензо усваиваются ими с большим трудом и они не решаются подражать своим противникам, которые с самого открытия военных действий придавали большое значение укреплению полевых позиций.

Теперь получены уж некоторые подробности относительно катастрофы с отрядом Бродвуда 18-го марта или, как англичане ее называют, «засады у Корн-Спруйта». Оказывается, что виновата во всем была главным образом английская беспечность. Находясь в столь близком расстоянии от своей главной армии, англичане вообразили, что они не должны принимать никаких мер предосторожности военного времени. Затем и в остальных отношениях они действовали далеко не безупречно.

Услыхав о приближении превосходных сил противника, Бродвуд решил покинуть Табанчу. Решение это он и привел в исполнение в течение 17-го числа. Против этого сказать что-нибудь трудно. Находясь в 57 верстах от Бломфонтейна, он действительно был как бы изолирован от прочих войск, которые могли оказать ему поддержку не ранее, как через два дня. Сделав 26-верстный переход в западном направлении, он к вечеру того же числа находился уже у местн. Саннас Пост, всего в расстоянии 32 верст от столицы Оранжевой республики, и здесь расположился на ночлег.

В течение ночи, пока англичане мирно отдыхали после усиленного перехода предшествовавшего дня, буры успели незаметно подойти к самому лагерю противника. Подошли они, собственно говоря, с двух сторон. Отряд, выделенный из состава войск Оливье, с юго-востока, а другой с севера. Последний находился под начальством Де-Вета. Сила первого отряда, по некоторым известиям, доходила до 7 тысяч человек, а второго до 6 тысяч.

Всего таким образом буры имели в этом пункте около 13 тысяч, хотя участие в бою принимали, собственно говоря, не все, но все-таки численный перевес находился на стороне буров, так как у англичан было всего 1 1/2—2 тысячи человек. Де-Вет, пользуясь беспечностью англичан, обошел их расположение с запада и устроил засаду в русле реки Моддер, около станции железной дороги на том пути, по которому противник должен был отступать к Бломфонтейну. На рассвете английский лагерь был внезапно разбужен громом выстрелов.

Буры окружили его со всех сторон и грозили немедленной атакой. Бродвуд сейчас же послал к Робертсу просьбу о высылке подкреплений, а затем решился продолжать свое прерванное отступательное движение для соединения с главными силами. Трудно себе объяснить, почему он так торопился отступать. Оставаясь на месте, можно было бы гораздо легче сдерживать натиск противника, а тем временем подкрепления успели бы подойти и буры принуждены были бы в свою очередь отступить.

Но раз эта ошибка была уже сделана, нечего было прибавлять к ней другой, гораздо более крупной. Надо было тщательно разведать местность, по которой приходилось отступать, и, пуская вперед обоз и артиллерию, дать им прикрытие и притом такое, которое могло бы фактически защитить их от противника.

Вместо этого, мы видим следующую картину. Слабый разъезд из двух всадников всего в нескольких шагах впереди головы колонны обозов, а затем уже прикрытие и артиллерия и ни одного разъезда подальше вперед или в сторону. Двигаясь таким порядком, англичане беспечно спустились в болотистую долину р. Корн-Спруйта; голова колонны едва успела кое как выбраться на другой берег, как буры открыли огонь и бросились в атаку.

Произошло сильное замешательство, погонщики и прикрытие к обозу сдались, тоже, по-видимому, сделали и люди одной из батарей, которая, по некоторым сведениям, была также застигнута врасплох. Что же касается до 5 орудии другой батареи, то они успели сняться и открыть огонь и затем, пользуясь произведенным впечатлением, взять в передки и ускакать вместе с конными частями, следовавшими позади.

В этом несчастном деле англичане потеряли 83 человек убитыми и ранеными и 352 пленных и кроме того 7 орудий и весь обоз, состоявший приблизительно из 200 повозок. Разгромив противника, буры преследовали его на некоторое расстояние, но затем принуждены были остановиться и даже отойти несколько назад, так как в это время прибыла, наконец, 9-я дивизия Кольвиля, которую Робертс выслал на помощь полковнику Бродвуду.

Отойдя несколько назад, буры заняли все-таки водопровод, который снабжает водой Бломфонтейн, и отвели из него воду, благодаря чему запас воды в столице значительно сократился. Несмотря на те неудобства, которые этот поступок причинил англичанам, последние тем не менее не рискнули атаковать буров и генерал Кальвиль предпочел отступить через несколько дней обратио к Бломфонтейну. Буры таким образом сохранили в своих руках водопровод, а также и господство над местностью к востоку от столицы. По последним известиям, силы их в этих краях достигают до 20 тысяч, Цифра эта, однако, нам кажется несколько преувеличенной.

Положение главных сил английской армии, расположенных в самом Бломфонтейне и его ближайших окрестностях, не может быть особенно удовлетворительным, так как иначе главнокомандующий вряд ли бы потерпел присутствие противника в столь близком расстоянии от своей главной квартиры. Причиной бездеятельности Робертса называют отсутствие достаточного количества обоза и упряжных животных, а также сильную болезненность и смертность между людьми и лошадьми.

Особенно пострадала за последнее время кавалерийская дивизия Френча. Насчитывая в своих рядах в конце января месяца до 8,000 коней, она, по словам иностранных газет, потеряла около 3,000 при движении к Кимберлею, а затем еще 4,000 во время форсированных маршей от этого города до Бломфонтена. Понятно, что в это время она получила некоторое количество ремонтных лошадей, но количество это не может быть особенно значительным, так как до сих ор не удалось еще устроить правильный подвоз животных железной дороге, так как провозоспособность последней все еще очень слаба. Кроме того вместе с обозом, захваченным на реке Рит в начале февраля месяца, по слухам, находилась партия ремонтных лошадей, предназначавшихся для этой дивизии. Такая потеря должна была отразиться весьма чувствительным образом.

Железная дорога от Бломфонтейна на юг охраняется по-видимому, войсками Гэтакра, однако, охрана эта посте несчастного случая под Реддерсбургом, не может считаться особенно действительной. Главная квартира Гэтакра находится в Спрингфонтейне, узловой станции, откуда железная дорога разветвляется на Норвильспонт и Бетули. Клементс со своим отрядом присоединился к войскам лорда Робертса в Бломфонтейне. Что же касается Бробанта, то иррегулярная его дивизия находится в Вепенере и окружена бурами которые пытаются овладеть этим городом. По слухам, здесь произошло сражение, но исход его пока неизвестен.

Положение англичан в южной части Оранжевой республики представляется таким образом совсем неблагоприятным, особенно если сравнить его с тем что там было еще сравнительно недавно. Фермеры, сдавшие было свое оружие, снова поступают в ряды республиканских войск и прокламация Штейна, обещающая прощение всем тем, которые волей обстоятельств принуждены были временно покориться врагам, имеет большой успех среди населения. Последний день из Бломфонтейна не было даже телеграмм, что как бы косвенно подтверждает слухи о перерыве телеграфного сообщения этого города с остальным миром.

Обращаясь к западному театру военных действий приходится отметить небольшой успех лорда Метуэна, который оказывается успел из Кимберлея перебраться далее на северо-восток к Босгофу (60 верст от Кимберлея) и вблизи этого пункта захватить в плен рекогносцировочный отряд противника. Отряд этот, численностью около 80 человек, состоял из иностранных волонтеров и находился под начальством бывшего французского офицера, полковника Дю-Вильбуа-Марейль.

Последний был убит в бою, после чего отряд, продержавшись в течение 3 1/2 часов против противника, превосходившего его в 30—40 раз, принужден был, наконец, сдаться. Успех англичан, собственно говоря, совсем не важный, но что важно для буров, так это потеря Дю-Вильбуа-Марейля, который успел уже приобрести громкую известность в течение этой кампании, состоя вначале начальником штаба Жубера во время его операции в Натале, а затем начальником иностранного легиона.

Последнее назначение он получил уже после смерти Жубера и вместе с этим был произведен в генералы бурской армии. Покойный отличался обширными военными познаниями и считался убежденным поклонником энергического способа ведения войны, того самого, который теперь-то и начал применяться бурами в делах против англичан.

Страсть к личным рекогносцировкам погубила, его; он удалялся слишком далеко от своих главных сил и предпочел лучше умереть на поле брани, чем отдать свою шпагу в руки врагов своего отечества; так по крайней мере говорят французские газеты. Во всяком случае смерть Дю-Вильбуа-Марейля является большой потерей для буров, которые как-то особенно несчастливы в отношении своих начальников. Они успели уже потерять Кронье, Жубера и много других иенее значительных.

После удачного нападения на буров в окрестностях Босгофа, Метуэн, по последним известиям, получил приказание продолжать дальнейшее движение на северо-восток и будто бы уже теперь находится в пути в направлении на Гоопштад. Трудно сказать, насколько справедливо это известие, но во всяком случае оно имеет за собой некоторую вероятность, так как подобным движением достигается с одной стороны возможность обхода позиции буров у Кронштадта с правого, наиболее слабого ее фланга, а другой стороны, облегчается оказание помощи гарнизону Мэфкинга, так как с пути можно выслать летучий отряд в обход сильных позиций буров на р. Вааль у Фортин-Стримза и Христиании.

По слухам, авангард такого отряда будто бы уже появился в Фрейбурге, который находится около 110 верст к северу от Фортинг-Стримза на р. Валль, на железной дороге из этого пункта к Мэфекингу.

В телеграммах нет указаний относительно того, откуда взялся этот авангард, так что легко может быть, что он подошел к Фрейбургу и с запада со стороны Гриквалэнда.

Что касается Мэфекинга, то он все еще держится, полковник Баден-Поуэлль произвел недавно вылазку, в то время как с севера полковник Плумер сделал новую попытку деблокировать город. Англичане, однако, потерпели неудачу в обоих случаях и были отброшены с большими потерями. Одно время распространился было слух о том, что буры сняли осаду, но затем известие это было опровергнуто.

По последним сведениям, буры усердно бомбардируют город. Трудно себе представить действительное положение гарнизона. Как это он держится столько времени? По всей вероятности осада не очень тесная, так что есть хотя некоторая связь с внешним миром. Во всяком случае известия оттуда получаются через посредство гонцов из кафров довольно аккуратно. Относительно съестных припасов и патронов дело должно обстоять иначе, так как провезти их через линию обложения невозможно и поэтому нужно думать, что городу все-таки не миновать капитуляции.

Относительно Наталя сведения продолжают быть весьма скудными, но и здесь, по-видимому, затишье приходит к концу, так как англичане уже успели отдохнуть, хотя недостаток в перевозочных средствах и животных дает себя чувствовать также и на этом театре.

Что же касается плана вторжения в Трансвааль с севера, то Каррингтон уже приехал в Капштадт и должен на днях выехать в Бенру. Однако, железная дорога от этого пункта к Салюсбюри, по слухам, сильно повреждена наводнениями, так что потребуется некоторое время на ее исправление. А от Салюсбюри до Булувайо войскам оказывается придется идти пешком, так как, согласно последним известиям, железная дорога там существует лишь в виде проекта, а на самом деле приходится передвигаться по обыкновенным путям.


Б. А. Б.


Разведчик, № 494, 4 апреля 1900 г.

 

 

Еще по теме

 

Англия и Трансвааль (1-15 августа 1899 г.)

.............................

Война в Южной Африке (начало марта 1900 г.)

Война в Южной Африке (кончина главнокомандующего армией буров Жубера)

Война в Южной Африке. Счастье стало переходить на сторону буров

Война в Южной Африке. Положение англичан осложняется

Война в Южной Африке. Известия с театра войны практически отсутствую

 

 

Категория: Англо-бурская война | Просмотров: 45 | Добавил: nik191 | Теги: трансвааль, война, 1900 г., Англия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь

» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2021
Бесплатный хостинг uCoz