Война в Южной Африке
Редкая кампания представляла нам столько разительных примеров быстрого перехода от успехов к неудачам и от побед к поражениям, как нынешняя война англичан с южно-африканскими республиками.
29-го февраля текущего года лорд Робертс вступил в Бломфонтейн во главе победоносной английской армии. Освобождение Кимберлея и Ледисмита, пленение отряда Кронье, захват столицы Оранжевой республики, все эти события следовали почти непосредственно одно за другим. Сопротивление буров казалось было наконец сломлено и можно было рассчитывать на скорое окончание войны. Положение союзников было действительно трудное, и будь Робертс в состоянии немедленно воспользоваться своими успехами, он мог бы достигнуть решительных результатов.
На деле же вышло совершенно другое. Утомленные лишениями и трудами длинного перехода, английские войска едва-едва добрались только до Блумфонтейна, но дальнейшее движение было для них уже совершенно невозможно. С начала марта и до настоящего времени главные силы англичан находятся в состоянии вынужденного бездействия.
Между тем буры понемногу оправились, перешли в наступление и успели уже нанести противнику два значительных поражения под Корнспруйтом и Реддерсбургом. Не входя в разбор этих столкновений, о которых мы говорили уже в предыдущей статье, скажем лишь то, что главной причиной этих английских неудач была поразительность их высших начальников. Под влиянием успехов Оливье и де-Вета жители южной части Оранжевой республики снова взялись за оружие и примкнули к отрядам союзных войск. Вся местность к востоку от железной дороги из Бломфонтейна в Спрингфонтейн очутилась снова в открытом восстании против английских властей. Железная дорога в тылу армии находилась под постоянной угрозой нападения противника.
Буры распространились до берегов Оранжевой реки и заставили генерала Брабанта отступить к Аливаль-Порту. Часть колониальной дивизии под начальством полковника Дальгети была отрезана и окружена противником в окрестностях города Вепенера. Дальгети укрепился и до сих пор еще держится против непрерывных атак со стороны буров.
Положение Робертса сделалось чрезвычайно затруднительным. Ему предстоял выбор между двумя решениями: не обращать большого внимания на действия противника в тылу и на правом фланге, но продолжать свои приготовления для дальнейшего наступления на север к Кронштадту и Претории, или на некоторое время отложить это наступление, а с большею частью сил двинуться в юго-восточном направлении и попытаться отрезать те из отрядов противника, которые оперируют в этой части Оранжевой республики.
Оба решения имели за собой различные выгоды и недостатки, нравственного и материального характера. Двигаясь против отрядов Оливье и де-Вета, главнокомандующий получал возможность покончить одним ударом с значительной частью неприятельских сил, но движение в этом направлении могло бы быть истолковано в смысле отступления англичан из Бломфонтейна и этим самым пагубно отозваться на престиже английского оружия (кстати сказать уже достаточно поколебленного прежними неудачами, от которых англичане едва теперь успели немного оправиться).
Второе решение — отвечало принципу преследовать главную цель в ущерб второстепенным, но зато требовало большого расхода людей и средств для обеспечения длинной коммуникационной линии и промежуточной базы в Бломфонтейне. Большой наряд войск для охраны железной дороги от этого города до переправ через Оранжевую реку у Норвальспонта и Бетули, для какой цели назначены целые две дивизии—3-я Поль-Карью и 8-я Ранделя, да еще вдобавок войска колониальной дивизии Брабанта, и укрепления возводимые вокруг столицы Оранжевой республики, все это как бы указывает на то, что Робертс порешил не откладывать на долгий срок продолжение своего наступательного движения на север.
Однако последние события у Вепенера, где небольшой английский отряд из состава колониальной дивизии генерала Брабанта, находившийся под начальством полковника Дальгети, был окружен бурами, заставили, по-видимому, главнокомандующего несколько задержать свое наступление и послать отряд для выручки гарнизона этого пункта.
Трудно понять, почему это бурам вдруг понадобилось овладеть Вепенером. За всю свою шестимесячную военную практику они могли бы вынести убеждение, что предприятия такого рода им редко или даже почти никогда не удаются, а только приносят вред для общего дела, приковывая их силы к различным пунктам, где они таким образом лишаются своего главного преимущества—большой подвижности.
Смелое движение буров в обход правого фланга лорда Робертса могло бы иметь несравненно большие последствия, если бы они не увлекались такими частными успехами (хотя бы даже пленением целых английских отрядов силой в несколько сот человек), а сделали нападение на самую чувствительную точку противника—его железную дорогу. Взрыв или основательная порча какого-нибудь моста или станции причинили бы англичанам вред гораздо более значительный нежели потеря нескольких сот человек пленными.
Близость Вепенера к границе Базутолэнда и крайнее упорство обоих противников наводит на мысль, что атака этого пункта была предпринята с целью повлиять на настроение туземцев и побудить их отказаться от союза с Англией. Англичане в свою очередь стараются во что бы то ни стало отстоять свое, чтобы сохранить за собой доверие базутосов.
Известия с театра войны за последнее время были вообще чрезвычайно скудны и крайне противоречивы. Официальных сообщений главнокомандующего почти не публиковалось, а все, что доходило до публики, принадлежало перу частных корреспондентов английских газет. От них мы узнали о поражении англичан при Меркатсфонтейне, в котором они потеряли в общей сложности около 1,500 человек.
Военное министерство объявило, что оно до сих пор ничего не слыхало про это дело, но официального опровержения еще не было. Поэтому английские газеты продолжают выражать беспокойство по этому поводу. До сих пор не удалось выяснить даже хотя бы и приблизительно, где может находиться этот пункт. Селений под этим названием существует несколько, но все они по своему положению не могут подойти под настоящий случай. Так что, собственно говоря, известие это сильно нуждается в подтверждении.
Отсутствие известий с театра войны явление не новое в течение этой кампании, оно повторялось почти регулярно каждый раз, когда англичане терпели какие-либо неудачи или когда подготовлялась какая-нибудь важная операции. В настоящий момент положение вещей в Южной Африке до того запутано, что можно ожидать поражения англичан или возобновления с их стороны наступательных операции или того и другого вместе.
В течение своей продолжительной остановки в Бломфонтейне Робертс, по видимому, обращал особенное внимание на восстановление сил и здоровья солдат и на приведение в исправность их обмундирования, обуви и снаряжения. Кроме того принимались меры для исправления материальной части артиллерии и обозов. Сделано было все, что было возможно для пополнения убыли в лошадях, однако результаты, достигнутые в этом последнем отношении, не могут считаться особенно благоприятными, так как многие лошади не соответствуют требуемым условиям и оказываются совершенно негодными для кавалерии и даже ездящей пехоты.
Читая описание военных действий, прежде всего поражало отсутствие правильной организации высших командных инстанций. Все было совершенно перепутано, даже батальоны одной бригады и те дробились, так как одни из них отправлялись в Капскую колонию, а другие в Наталь. В последних английских газетах объявлено новое распределение войск в Южной Африке, из которого видно, что кавалерия состоит из 7 бригад, из коих 4 находятся в Капской колонии и 3 в Натале, ездящей пехоты всего 1 дивизия из двух бригад, дивизия эта находится в Капской колонии. Пехоты—11 дивизий (по 2 бригады каждая), из коих в Капской колонии—7, а в Натале—4.
Что касается действий на остальных театрах, то Метуэн перешел из Кимберлея на северо-восток к Босгофу и здесь одержал небольшую победу над бурами. В этом деле убит был полковник французской службы де-Вильбуа-Марейль. После этого успеха войска Метуэна продвинулись еще несколько к востоку и здесь у Цварткопфонтейна имели опять незначительную стычку с бурами.
Население западных округов Капской колонии, по словам англичан, вернулось опять к своим мирным занятиям, вследствие чего явилась возможность отозвать войска. Однако этим известиям доверять очень трудно, восстание обыкновенно вспыхивало тогда, когда уходили войска, поэтому и теперь также следует ожидать нового движения в пользу буров.
Мафекинг все еще держится, хотя положение его должно быть критическим; на это впрочем указывают постоянные, но неудачные попытки Плумера освободить город от осады. Идет ли какая помощь с юга, сказать трудно, но английские газеты надеются, что гарнизон будет освобожден в скором времени. По словам корреспондентов, уже несколько времени тому назад был послан на север кавалерийский летучий отряд из Баркли-Уэста в обход правого фланга буров у Фортин-Стримза и что этот отряд теперь уже скоро должен подойти к Мэфкингу.
В Натале буры атаковали позицию Буллера впереди Ледисмита, и при этом пытались обойти его фланги. Англичане признаются, что были застигнуты врасплох, но говорят, что буры вели атаку не особенно энергично. По всей вероятности это была только демонстрация, предпринятая с целью удержать Буллера от посылки подкреплений в Капскую колонию.
Неизвестно, достигли ли буры желаемых результатов, так как дивизия Уоррена по последним известиям перевезена уже в Дурбан, для отправки морем в порта Капской колонии. По слухам, Робертс желает притянуть к себе большую часть Натальского корпуса, так как совсем отчаялся в возможности успешных действий для англичан в этой гористой стране.
Английские газеты продолжают радоваться согласию Португалии на пропуск английских войск через ее территорию в Родезию. Предприятие это однако вряд ли обещает успех, так как железная дорога Бенра-Салюсбюри (около 550 верст длиной) узкоколейная и обладает весьма незначительной провозоспособностью. Затем от Салюсбюри до границы Трансвааля придется идти по обыкновенным дорогам (весьма плохим) также около 500 верст. На это потребуется по всей вероятности месяц, а может быть и два. При чем главное затруднение будет заключаться в перевозке запасов и сборе необходимого количества лошадей и других животных.
Б. А. Б.
Разведчик, № 495, 9 апреля 1900 г.
Еще по теме
Англия и Трансвааль (1-15 августа 1899 г.)
.............................
Война в Южной Африке (кончина главнокомандующего армией буров Жубера)
Война в Южной Африке. Счастье стало переходить на сторону буров
Война в Южной Африке. Положение англичан осложняется
Война в Южной Африке. Известия с театра войны практически отсутствую
Война в Южной Африке. Первая половина апреля 1900 г.
|