nik191 Пятница, 22.11.2024, 04:42
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [945]
Как это было [663]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [9]
События [234]
Разное [21]
Политика и политики [243]
Старые фото [38]
Разные старости [71]
Мода [316]
Полезные советы от наших прапрабабушек [236]
Рецепты от наших прапрабабушек [179]
1-я мировая война [1579]
2-я мировая война [149]
Русско-японская война [5]
Техника первой мировой войны [302]
Революция. 1917 год [773]
Украинизация [564]
Гражданская война [1145]
Брестский мир с Германией [85]
Советско-финская (зимняя) война 1939-1940 годов [86]
Тихий Дон [142]
Англо-бурская война [258]
Восстание боксеров в Китае [82]
Франко-прусская война [119]

» Архив записей

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » 2021 » Июнь » 19 » Война в Южной Африке. Счастье стало переходить на сторону буров
05:31
Война в Южной Африке. Счастье стало переходить на сторону буров

Чемберлен

 

 

Война в Южной Африке

 

Продолжительная остановка английского главнокомандующего в Бломфонтейне указала бурам на полную неподготовленность противника к продолжению дальнейших операций. Они поняли, что теперь им нечего бояться активных действий со стороны англичан, которые окончательно израсходовали весь запас своей энергии во время форсированных маршей к столице Оранжевой республики.

Действительно, с этого момента счастье, хотя и понемногу, но все-таки стало переходить на сторону буров, 6-го марта колонна генерала Гэтакра потерпела жестокое поражение в окрестностях Бетулии. Известие это, хотя и не получило официального подтверждения, но до сих пор официально же и не опровергнуто и хотя и телеграммах и попадаются иногда случайные известия о различных отдельных частях, входивших в состав этого отряда, но о самом отряде и его храбром начальнике вот уже более двух недель как нет никаких сведений.

Попал ли он в плен, как это говорилось, или лишен своего командования, до сих пор ничего неизвестно. По слухам, разбитые войска Гэтакра рассеялись в разные стороны и партии беглецов начинают понемногу собираться в окрестностях Бломфонтейна. Может быть размеры поражения на самом деле и не были столь велики, как их представляют иностранные газеты, но факт, что англичане имели серьезную неудачу, уже прямо виден из того, что Оливье удалось благополучно соединиться с Гроблером и совершить опасный флангово-отступательный марш вдоль самой границы Базутоланда. При правильном взаимодействии отрядов Гэтакра и Брабанта (с юга) и Френча (с запада), бурам, по всей вероятности, не удалось бы избегнуть печальной участи Кронье.

Однако, этого не случилось: первым двум так и не удалось далеко отойти к северу от Оранжевой реки, а Френч с своей кавалерией добрался всего до Табанчу (пункта, в 60 верстах к востоку от Бломфонтейна), но затем вскоре должен был вернуть большую часть своего отряда обратно, в виду недостатка в продовольствии и сильного конского падежа. На пути отступления буров находился всего только один английский отряд полковника Пильчера, которому на короткое время действительно удалось захватить город Ледибранд.

Однако, буры не дали противнику утвердиться и боковой авангард быстро их выгнал за городскую черту. Благодаря искусному образу действий со стороны своего начальника и грубым ошибкам англичан, бурам в конце концов удалось завершить наиболее опасную часть своего движения и увезти с собой все пушки и весь обоз. Теперь Оливье, по словам газет, уже соединился с остальными войсками, усилив их таким образом на целые 6 тысяч человек.

В то время, как все это происходило на юге и на востоке от Бломфонтейна, главные силы буров сосредоточивались в окрестностях Кронштадта, имея свой авангард чуть ли не в 150 верстах впереди у станции Кари (станция эта находится в расстоянии всего каких-нибудь 40 верст от Бломфонтейна). Располагаясь столь близко от главной квартиры противника, авангард буров не мог не парализовать всех попыток Робертса к умиротворению населения ближайших окрестностей столицы Оранжевой республики. Поэтому главнокомандующий решился отогнать буров. С этой целью к станции Кари были направлены 7-я пехотная дивизия и кавалерия Френча в составе двух бригад и части ездящей пехоты.

Войска эти утром 16-го марта атаковали позиции противника и после жаркого боя оттеснили его далее на север вплоть до берега реки Доорн-Спруйт. Здесь буры остановились и заняли другую позицию у станции Брандфорт. Силы англичан доходили до 10 тысяч, а у буров, но слухам, было около шести тысяч, из коих в бою участвовало, впрочем, не более 2—3 тысяч. Подкрепления свои буры, по-видимому, получили по железной дороге из Кронштадта. Подробности сражения до нас еще не дошли, однако, известно, что потери англичан были довольно значительны и доходили до 200 человек.

Наконец, венцом всех этих столкновений является дело 18-го числа к востоку от Бломфонтейна, на полдороге от этого пункта до местечка Табанчу. Обстоятельства этого дела выяснены еще менее, нежели предыдущего. В Табанчу, оказывается, находился отряд полковника Бродвуда из одной кавалерийской бригады, двух конных батарей и пехоты полковника Пильчера (отступившего сюда от Ледибранда). Отряд этот был оставлен здесь Френчем, после того, как последний вернулся обратно к поискам лорда Робертса.

Первое время Бродвуда никто не трогал и он спокойно оставался в Табанчу вплоть до 17-го марта, когда, наконец, было получено известие о том, что с севера и востока двигаются значительные силы противника. Боясь за свой путь отступления, Бродвуд решил приблизиться к главным силам. С этой целью в ночь на 18-е число он покидает Табанче и двигается к пункту, лежащему на 26 верст ближе от Бломфонтейна. Пункт этот, по-видимому, находился невдалеке от того места, где дорога пересекает реку Моддер. Река течет в крутых берегах; течение ее чрезвычайно извилистое и поэтому нет ничего удивительного, что бурам удалось устроить засаду. Нападение на английский лагерь произведено было на рассвете 18-го марта.

С началом атаки Бродвуд услал вперед все свои орудия и повозки, а сам с остальными войсками остался в тылу для прикрытия отступления. Здесь-то и произошла катастрофа. Артиллерия и обозы, спустившись в сухое русло реки Моддер, были немедленно же окружены бурскими войсками, которые до этого времени лежали скрытыми в извилинах река. Произошло всеобщее смятение, которое кончилось захватом 6 орудии, 200 повозок и около 200 человек пленных. Потери от огня со стороны англичан были сравнительно незначительны, так как войска их не делали попыток оказывать сопротивление, а предпочитали сдаваться живьем.

Какая противоположность в понятиях! Не более месяца перед этим 4-тысячный отряд буров держался в течение 10 дней против вдесятеро сильнейшего противника, предпочитая скорее умереть, чем положить свое оружие. Он сдался лишь тогда, когда истощил все свои силы и запасы и потерял всякую надежду на помощь извне.

Очутившись в подобных условиях, англичане, наоборот, теряют голову и не находят ничего лучшего, как отдаться в плен, не сделав ни одного выстрела. В обоих случаях та же река Моддер, те же крутые извилистые берега, но люди другие. С одной стороны храбрые борцы за свою независимость, воодушевленные идеей прогнать врага, осмелившегося ворваться в пределы отечества, с другой — наемники, хотя и не лишенные отваги, но зато борющиеся за чуждые им интересы, вдали от своей родины, которой, собственно говоря, большой опасности и не угрожает, разве только в фантазии разных последователей Чемберлена.

Рассуждения по поводу постыдной сдачи английского отряда несколько отвлекли нас в сторону.

Получив известие об опасном положении Бродвуда, Робертс послал к нему на помощь 9-ю дивизию ген. Кольвиля и приказал Френчу спешить туда же с двумя остальными своими бригадами. Английских войск собралось таким образом около 10 тысяч; что произошло далее, в подробностях неизвестно. По полученным сведениям, однако, видно, что буры отошли обратно к Ледибранду и увезли с собой все свои трофеи, исключая английских раненых, уход за которыми они предоставили самим англичанам.

Из других источников можно, впрочем, вывести заключение, что часть буров осталась на поле сражения, так как они до сих пор продолжают держать в своих руках городской водопровод Бломфонтейна и даже будто бы успели отвести воду. Вследствие чего Робертс принужден искать нового сражения, чтобы таким образом выйти из своего затруднительного положения.

К западу от Бломфонтейна, на дороге от Кимберлея, буры согласно последним известиям, находятся в окрестностях Паардсберга, они по всей вероятности теперь уже окончательно прервали непосредственную связь между войсками Робертса и Мэтуена. Что это именно за войска, неизвестно, пришли ли они с запада или с юга в направлении от Форесмита, где еще совершенно недавно находился отряд Вандерпорта.

Положение главной английской армии, расположенной в Бломфонтейне и его ближайших окрестностях, является далеко не особенно благоприятным. Положим, что она занимает центральное положение относительно бурских отрядов и может вследствие этого действовать по внутренним операционным линиям. Но с другой стороны сообщения ее обеспечены весьма не надежно как на западе, так и на юге, в последнем направлении мосты через Оранжевую реку все еще не восстановлены, да и сама железная дорога по всей вероятности нуждается в исправлении.

В виду всего этого Робертсу вряд ли возможно думать о скором и быстром наступлении. Едва только он двинется, как все эти отряды противника облепят его со всех сторон и сделают все возможное, чтобы подольше задержать его наступательное движение и ослабить его силы, так чтобы к реке Ваалу ему удалось привести не более половины наличных его сил.

Местность между Бломфонтейном и Кронштадтом весьма благоприятствует продолжительному сопротивлению. Железная дорога пересекается массой ручьев, текущих в направлении с востока на запад перпендикулярно рельсовому пути. Речки эти подобно Моддеру текут в глубоких руслах с крутыми берегами и представляют прекрасные арьергардные позиция, отлично приспособленные для бурского способа ведения войны. Поэтому Робертсу придется немало труда преодолевать эти препятствия и в то же время охранять свой тыл и фланги от покушений мелких партий противника.

На западном театре у Кимбсрлея дела продолжают оставаться все в том же положении. Мэтуен, по-видимому, от Уаррентона отошел даже несколько назад, так как буры, соединившись с мятежниками, заняли слишком угрожающее положение на его левом фланге в округе Баркли-Уэст. Кроме того, сильные республиканские отряды обороняют также и линию р. Ваал от Фортин-Стримза до Христины. К югу от Бломфонтейна буры очистили Форесмит, который был затем занят войсками Клементса. Генерал этот продолжает движение на север для соединения с главными силами.

Восстание африкандеров западных округов, подавленное Китченером, снова разгорелось, как только войска его отошли из занятых им областей. Рассеянные повсюду отряды мятежников соединились и снова завладели теми пунктами, которые они покинули при приближении англичан.

Положение Мефекинга, по-видимому, безнадежно и сами англичане увидели, наконец, всю невозможность его спасти. Плумер, по слухам, произвел еще новую попытку к его освобождению, но опять неудачную. Поэтому положение его отряда нужно также считать довольно опасным в виду его малочисленности и отсутствия поддержек.

В Натале господствует полнейшее затишье. Буры занимают позицию на горном хребте Битгорсберг от прохода Кондилейф в Драконовых горах до местечка Бейт (в 50 верстах к северо-востоку от Ледисмита). Часть их отрядов обороняет Ванресненский и другие южные проходы Драконовых гор. Такое растянутое положение требует значительных сил и поэтому буры имеют на восточном театре по меньшей мере 10—12 тыс. человек, чего при гористом характере местности, по-видимому, вполне достаточно для удержания англичан.

Последнее время в газетах постоянно упоминается о намерении англичан воспользоваться португальским портом Бенрою для провоза войск, боевых и других припасов в Родезию, чтобы оттуда начать наступление против северной границы Трансвааля. От Бенры идет железная дорога через Умтали на Салюсбюри, главный город Родезии, который находится на великой английской магистрали Капштадт-Каир. Участок ее Салюсбюри — Булувайо строится, но, насколько известно, еще не совсем открыт для правильного движения.

В Бенру, по слухам, будет направлено несколько тысяч полицейских войск под начальством генерала Каррингтона. Генерал этот известен своей боевой репутацией и отлично знаком с местностью, так как всего несколько лет тому назад начальствовал над войсками, посланными в Родезию для усмирения восставшего племени Матабеле. Провоз военной контрабанды через нейтральный порт англичане основывают на каком-то из прежних договоров с Португалией, которая предоставила им эти права, когда они вели экспедиции против чернокожих туземцев. Что касается до нынешней войны, то это, казалось, не могло бы служить прецедентом, так как буры не дикари, ведь сама же Англия их признала воюющей стороной.

 

Б. А. Б.

 

Разведчик, № 493, 28 марта 1900 г. 

 

 

Еще по теме

 

Англия и Трансвааль (1-15 августа 1899 г.)

.............................

Война в Южной Африке (начало марта 1900 г.)

Война в Южной Африке (кончина главнокомандующего армией буров Жубера)

Война в Южной Африке. Счастье стало переходить на сторону буров

Война в Южной Африке. Положение англичан осложняется

 

 

Категория: Англо-бурская война | Просмотров: 265 | Добавил: nik191 | Теги: трансвааль, 1900 г., война, Англия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь

» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz