Франц Жубер
Война в Южной Африке
(кончина главнокомандующего армией буров Жубера)
С занятием Бломфонтейна войсками лорда Робертса наступил снова период сравнительного затишья, в особенности в том, что касается главных операций; второстепенные действия мелких отрядов, сопровождаясь переменным успехом, продолжаются и по настоящее время.
Покорность жителей Оранжевой республики и добровольная выдача ими своего оружия англичанам подтверждаются лишь в самой незначительной степени. С открытыми объятиями завоеватели были встречены только собственными соотечественниками, которых в республике довольно много, особенно в окрестностях Бломфонтейна, а также немногими приверженцами английского режима, в роде Фрезера, предводителя англофильской партии. Последний в 1898 году выступал кандидатом на выборах в президенты и потерпел жестокое поражение от национальной партии, во главе которой стоял нынешний президент республики Штейн.
Что же касается выдачи оружия, то оно действительно было предъявлено английским властям и в довольно значительном количестве, но по странной случайности состояло почти исключительно из старых образцов; магазинки Маузера буры предпочли оставить на всякий случай у себя. В виду всех этих обстоятельств англичане стали теперь относиться гораздо осторожнее ко всяким изъявлениям покорности со стороны местных жителей.
Тыл английских войск таким образом далеко небезопасен. Лорд Робертс, вступая в Бломфонтейн, по-видимому предполагал, что этим самым он обеспечивает за собой всю южную часть Оранжевой республики. В действительности оказалось совсем иначе. Хотя большинство бурских отрядов, действовавших в северной части Капской колонии, и успело своевременно отойти к северу, однако некоторые из них, игравшие, вероятно, роль арьергардов, несколько позадержалось, вследствие чего очутились теперь между двух огней, в чрезвычайно опасном положении.
Наиболее значительным из них является отряд Оливье. Судьба этого отряда привлекает к себе всеобщий интерес в виду слухов, которые упорно циркулируют вот уже несколько дней о жестоком поражении, которое он будто бы нанес войскам генерала Гетакра, причем англичане потеряли массу пленных, считая в том числе начальника дивизии со штабом и 12 орудий. Известие о сражении в окрестностях Бетулии получено было чрез посредство агентства Лаффана, но до сих пор еще не получило официального подтверждения, так что англичане относятся к нему с некоторым недоверием.
Согласно другим известиям Оливье будто бы в свою очередь разбит английским генералом Брабантом, который, как известно переправился чрез Оранжевую реку восточнее Бетулии у Аливаль Норта. Наконец по третьим — Оливье успел благополучно ускользнуть от преследовавших его английских войск Гэтакра и Брабанта и, направляясь на Руксвиль и Ледибранд, находится теперь уже по северную сторону этого последнего пункта. Разобраться во всей этой путанице очень трудно. Одно обстоятельство наводит только на мысль о возможности неудачи англичан — это отсутствие официального опровержения со стороны военного министерства, которое наоборот увеличивает беспокойство своим заявлением, что о генерале Гэтакре не имеется никаких известий в течение последних шести дней.
Что же касается другого отряда республиканских войск действовавшего около Кольсберга, то он очутился в еще худшем положении, нежели отряд Оливье. Преследуемые Клементсом буры, в количестве около 500 человек, под начальством Вандерпорта, отступили к Форесмиту и здесь решились обороняться до последней крайности. Неизвестно, почему они поступили таким образом, а не попытались проложить себе дорогу далее на север в промежутке между Кимберлеем и Бломфонтейном среди мелких отрядов английских войск.
В прошлой статье мы уже говорили о высылке Френча с частью кавалерии из Бломфонтейна в направлении на Табанку (город этот находится в 60 верстах к востоку от столицы Оранжевой республики). Задача, поставленная Френчу, состояла в том, чтобы перехватить отряды противника, которые будут пытаться проскользнуть на север вдоль восточной границы республики и земли базутов. По последним известиям видно, что Френч уже возвратился обратно в Бломфонтейн, вследствие сильного падежа лошадей, так как рисковал совершенно обезлошадить весь свой отряд.
Благодаря этому обстоятельству, бурам Оливье по всей вероятности удастся пробраться на соединение с своими войсками, если только обоз не особенно задержит их движение, как это случилось с несчастным Кронье. Впрочем нужно надеяться, что подобного случая не повторится, так как на этот раз англичане находятся в более дальнем расстоянии от противника, кавалерия их очень утомлена, а местность не особенно благоприятствует наступательному образу действий.
Главные силы фельдмаршала Робертса продолжают оставаться в окрестностях Бломфонтейна. Причины такой продолжительной остановки объясняются с одной стороны намерением главнокомандующего обеспечить свои сообщении с базой, а с другой желанием дать отдых войскам. Санитарное состояние армии в Южной Африке весьма неудовлетворительное. По словам частных корреспондентов в госпиталях лежит в настоящее время до 20 тысяч больных.
С дальнейшим наступлением приходится поэтому обождать, а между тем буры успели уже немного оправиться после тех нравственных потрясений, которые были вызваны в них событиями середины прошлого месяца. Главная квартира союзных войск находится теперь в Кронштадте. Город этот лежит на железной дороге из Бломфонтейна в Преторию, в 200 верстах к северу от первого из этих пунктов. Здесь находятся оба президента: Крюгер и Штейн, а также до последнего времени находился и общий главнокомандующий Жубер. В окрестностях Кронштадта, по сведениям газет, возводятся укрепления и строится обширный укрепленный лагерь.
По последним известиям здесь также сосредоточиваются и главные массы союзных войск. По-видимому буры не чувствуют себя достаточно сильными, чтобы занять, как раньше предполагалось, весь треугольник Кронштадт— Винбург—Бетлеем, а предпочли укрепить лишь западный угол этого обширного пространства, так как остальная часть представляет уже достаточно природных препятствий вследствие гористого характера местности, да к тому же Винбург находится слишком близко от противника, так как от него до Бломфонтейна не более 100 верст, почему и не может служить пунктом сосредоточения войск.
Оба президента своими речами и прокламациями разжигают патриотизм среди населения Оранжевой республики, которое теперь впрочем и само уже вернулось снова к убеждению в необходимости продолжать борьбу с алчными завоевателями, которые по их словам обещают многое, но не исполняют того, что обещали.
Что касается численности войск буров, то на этот счет нет никаких сколько-нибудь точных сведений. Большинство считает, что у них в настоящее время имеется всего не более 40 тысяч человек. Цифра эта весьма незначительна, особенно если сравнить ее с теми 200 тысячами, которые англичане уже выставили или надеются выставить в самом непродолжительном времени.
Говоря о последних, нельзя не признаться, что они сильно преувеличивают общую числительность своих войск. Так, если сделать подсчет всех войск действующих частей, то в сумме получится около 130 тысяч. В № 490 «Разведчика» помещено было полное расписание английских войск в Южной Африке, из которого видно, что к концу февраля (старого стиля) на театре войны находилось всего 17 полков кавалерии, 55 полевых артиллерийских батарей (9 конных и 46 пеших), 15 рот осадной артиллерии и 2 горных батареи, 17 рот и 12 отдельных команд инженерных войск, 83 пехотных батальона, 1 отряд волонтеров и 44 отряда колониальных контингентов.
Переводя все это на цифры и делая необходимые поправки для потерь от огня и болезней, мы получаем в результате кавалерии— 6 т., артиллерии— 10 т., инженерных войск — 4 т., пехоты—50 т., волонтеров—3 т. и колониальных контингентов (наполовину конных и наполовину пеших) - 30 т., или всего 103 т., не считая гарнизонов Кимберлея, Мэфкинга и войск полковника Плумера (т. е. еще каких-нибудь 7 т.). В сумме таким образом получается около 110 тысяч. Если прибавить сюда 20 тысяч новых подкреплений, которые успели уже прибыть в Южную Африку, мы получим общую числительность всех вооруженных сил в 130 тысяч человек.
Подсчет этот сделан приблизительно, даже если предположить, что мы ошиблись на целые 10 тыс., то получим 140 тыс., а не 200, как это утверждают англичане. По всей вероятности они включают сюда также и небоевой элемент и не принимают в расчет больных, число которых, как мы уже говорили, доходит до 20 тысяч человек. С такими натяжками можно пожалуй догнать числительность и до 200 тысяч. Во всяком случае даже и при нашем расчете силы англичан превосходят силы буров почти в три раза.
Союзниками буров являются только огромные расстояния, которые заставляют противника уделять много войск для охраны сообщений, лучшее знание местности и характер страны, благоприятствующий действиям мелкими отрядами. К виду всех этих обстоятельств в первую линию англичане в настоящее время могуч выставить на обоих театрах не более 70—80 тысяч (т. е. 50—55 тыс. в Оранжевой республике и 20—25 тыс. в Натале).
Из числа трех городов, которые подверглись осаде с самого начала открытия военных действий, остается теперь только один Мэфкинг. Положение несчастного гарнизона, отсиживающегося вот уже 6-й месяц, критическое. Храбрый комендант полковник Баден-Поуэль прилагает все свои усилия, чтобы поддержать дух своих подчиненных и додержаться до прибытия выручки.
Что касается этой помощи, то она направляется с двух сторон с севера под начальством полковника Плумера и с юга войска лорда Матуэна. Плумер уже несколько месяцев подряд пытается пробраться к Мэфекингу, но до сих пор все его попытки не имели успеха, а последняя атака 2-го марта, на которую возлагались очень большие надежды, потерпела даже решительное поражение. Авангард Плумера под начальством полковника Бодля был в свою очередь атакован превосходными силами противника и принужден был отступить к Лобатси (в 80 верстах к северу от Мефекинга), а сам Плумер с остальными войсками к Крокодил-Пульзу и Габеронесу.
Поражение, нанесенное англичанам, настолько серьезно, что с этой стороны, нужно предполагать, бурам уже нечего более опасаться возобновления решительных действий до тех пор, пока к Плумеру не подойдут подкрепления, что в настоящее время мало вероятно. Родезию нельзя совсем очистить от гарнизонов, эта страна еще недавно покоренная, население которой не очень довольно хозяйничанием Чартерд-Компани, доказательством чего служит недавнее восстание племени Матабеле 1896— 1897 годов, а больше взять войск неоткуда.
Надежда на помощь с юга также невелика, так как пока англичане находятся еще на р. Ваале у Уоррентона в расстоянии 260 верст от осажденного гарнизона. Все мосты через реку Ваал уничтожены, паромы также, так что, по словам корреспондентов, переправиться можно лишь вплавь. Буры расположены напротив Уоррентона у станции Фортин-Стримз и внимательно наблюдают за всем течением реки выше и ниже этого пункта. Войска Мэтуена до сих пор были заняты исправлением железной дороги от Кимберлея до р. Ваал.
Теперь этот участок, длиной около 65 верст, приведен в исправность, но работы потребовалось очень много, так как буры разрушили его основательным образом. Местность около самого Кимберлея и к западу от него объята восстанием; мятежники поддерживают связь с одной стороны с Трансваалем, а с другой с населением Грикуаленда и округов Герберт и Приска. Таким образом левый фланг лорда Мэтуена подвергается опасности. Этим обстоятельством объясняется отчасти та медленность, с которой ведутся его операции.
Что касается планов дальнейших действий, то Робертсу приписывают намерение оставаться в Бломфонтейне до тех пор, пока туда не удастся подвести достаточного количестна запасов, а затем, устроивши новую базу и получив значительные подкрепления, двинуться с 60 тысячами на север по направлению на Преторию. В то же время Буллеру с 20 тысячами будет поручено обойти позицию противника на Биггарсберге, по всей вероятности с востока со стороны земли зулусов.
Если действия последнего, благодаря неблагоприятному для наступления характеру местности, и не увенчаются полным успехом, англичане все-таки надеются на то, что как только Робертс переправится через р. Ваал, буры сами собой немедленно же очистят весь северный Наталь и проход Лэнгс-Нек, так как иначе защитники его будут взяты с тыла и отрезаны от Претории. Кроме этих двух масс войск, с запада предполагается действовать еще третьим отрядом генерала Китченера, силой также около 20 тысяч, который сперва двинется на север для освобождения Мэфекинга, а затем повернет на восток прямо на Преторию, следуя по пути, пройденному доктором Джемсоном во время его знаменитого рейда в декабре 1895 года.
Наконец, с севера думают направить отряд генерала Каррингтона, силой около 56 тыс. Назначение этого отряда, составленного главным образом из колониальных контингентов, будет состоять в обороне Родезии от нападения со стороны буров, которые в случае неудачи под Преторией может быть попытаются уйти от английского плена и поселиться где-нибудь за пределами Трансвааля.
Грандиозный план окружения республик со всех сторон с целью окончательно задушить всякое сопротивление с их стороны, напоминает план «Анаконда», с помощью которого северные штаты одержали победу над южными. Однако, действия по столь сложным операционным линиям требуют большого умения и хороших исполнителей и во всяком случае значительного промежутка времени, в течение которого буры могут очутиться в такой крайности, что принуждены будут исполнить свою угрозу взорвать Иоганнесбургские золотые рудники. Англичане, по-видимому, этого сильно побаиваются, хотя и громят противника возможными репрессалиями.
Телеграф принес нам известие о кончине главнокомандующего армией буров Жубера. Он умер вечером 14-го марта от болезни желудка. Смерть доблестного вождя является большим несчастьем для войск союзных республик, так как покойный генерал обладал всеми качествами необходимыми для своего высокого поста: большой опытностью в военном деле и полным доверием своих подчиненных. Заменить его будет теперь не легко.
Злая судьба, по-видимому, преследует буров. Сперва они лишились Кронье, а затем и Жубера, Деларей болен, так что командование, как слышно, перешло к руки Смутса. Умерший главнокомандующий отличался не только на военном, но также и на политическом поприще и везде пользовался репутацией честного и благородного человека и достойного гражданина Трансваальской республики, в которой он долгое время занимал должность вице-президента. До войны он являлся сторонником мирного образа действий и с этой целью летом 1899 года написал свое известное письмо к королеве Виктории.
Б. А. Б.
Разведчик, № 492, 21 марта 1900 г.
Еще по теме
Англия и Трансвааль (1-15 августа 1899 г.)
.............................
Война в Южной Африке Что случилось с Кронье?
Война в Южной Африке (февраль 1900 г.)
Война в Южной Африке (начало марта 1900 г.)
Война в Южной Африке (кончина главнокомандующего армией буров Жубера)
Война в Южной Африке. Счастье стало переходить на сторону буров
|