nik191 Пятница, 22.11.2024, 03:37
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [945]
Как это было [663]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [9]
События [234]
Разное [21]
Политика и политики [243]
Старые фото [38]
Разные старости [71]
Мода [316]
Полезные советы от наших прапрабабушек [236]
Рецепты от наших прапрабабушек [179]
1-я мировая война [1579]
2-я мировая война [149]
Русско-японская война [5]
Техника первой мировой войны [302]
Революция. 1917 год [773]
Украинизация [564]
Гражданская война [1145]
Брестский мир с Германией [85]
Советско-финская (зимняя) война 1939-1940 годов [86]
Тихий Дон [142]
Англо-бурская война [258]
Восстание боксеров в Китае [82]
Франко-прусская война [119]

» Архив записей

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » 2021 » Июнь » 3 » Война в Южной Африке (начало марта 1900 г.)
05:04
Война в Южной Африке (начало марта 1900 г.)


Английский сторож, охраняющий железнодорожный путь на театре войны

 

 

 

Война в Южной Африке

(начало марта 1900 г.)

 


28 февраля генералу Фенчу удалось овладеть железнодорожной станцией Бломфонтейн, а на следующий день в город вступил и сам главнокомандующий фельдмаршал лорд Робертс. Столица Оранжевой республики была взята почти без выстрела, так как окружающая местность не представляла удобных позиций, на которых можно было бы оказать сколько-нибудь значительное сопротивление.

Войска буров отошли в северном направлении, но где именно они находятся и какова их настоящая числительность неизвестно. Есть сведения, что небольшой отряд под начальством самого Жубера пытался было атаковать передовые войска англичан с целью увоза или уничтожения подвижного состава железной дороги, но принужден был отступить после того, как противник взорвал один их небольших железнодорожных мостов к северу от города.

Взятие Бломфонтейна само по себе не может оказать особенного влияния на ход операций, так как хотя этот город и есть столица Оранжевой республики, но он не составляет политического центра страны, население которой группируется главным образом по деревням: города — это те же деревни, но несколько более значительные. В самом Бломфонтейне не более 6—8 тысяч жителей.

Гораздо большее значение имеет то обстоятельство, что Робертсу удалось наконец выйти на железную дорогу. Бломфонтейн, как известно, находится в непрерывном железнодорожном сообщении с одной стороны с Преторией, а с другой с портами Капской колонии: Порт-Елизабет и Ист-Лондоном.

От столицы Оранжевой республики дорога идет к югу до Спригфонтейна и здесь разветвляется на две стороны. Восточная ветвь направляется чрез Бетули (мост чрез Оранжевую реку), Бюргерсдорп, Стормберг и Куинстаун к Ист-Лондону; расстояние Бломфонтейн—Ист-Лондов всего 510 верст; западная же ветвь пересекает Оранжевую реку у Норвальспонта и на своем дальнейшем пути проходит чрез Нааупорт, Миддльбург и Крэдок и оканчивается у Порта-Елисаветы; расстояние последнего пункта от Бломфонтейна равняется 570 верстам.

По последним известиям оказывается, что буры хотя и испортили железнодорожные мосты у обоих вышеупомянутых пунктов, но повреждения эти не настолько серьезны, чтобы потребовать очень значительного времени на свое исправление. До сих пор коммуникационная линия главных сил английской армии шла сперва по железной дороге, а затем по обыкновенным путям и имела в длину более 1000 верст, теперь с овладением столицей является возможность сократить это расстояние чуть ли не вдвое, а главное— иметь железную дорогу до самого расположения войск.

По сведениям английских газет, англичанам удалось захватить 25 паровозов и весьма значительное количество подвижного состава. Это обстоятельство дает им возможность обслуживать участки железной дороги к северу от Оранжевой реки до того момента, пока мосты не будут восстановлены и не откроется прямое беспересадочное сообщение по всей сети. Не будь этой счастливой случайности, пришлось бы опять обратиться к услугам колесного обоза.

Бломфонтейн занят был англичанами еще 28-го февраля; с этих пор прошло уже более недели относительного бездействия. Дальнейшее наступление главных сил, по-видимому, отложено до тех пор, пока не будут приведены в исправность административная и продовольственная части, которые значительно пострадали во время усиленных маршей последнего времени. Войска также очень утомились. Напряжение, которому они подвергались в дни предшествовавшие захвату неприятельской столицы, доходило до того, что, например, гвардейская бригада сделала в 28 часов 38 миль или 57 верст, при чем отдыхала всего в течение 2 1/2 часов.

Обстановка, при которой происходило наступление, не была особенно благоприятна, так как в настоящий момент в Южной Африке лето, и жары стоят очень сильные. Кроме того войска получали все время половинные рационы, так как обоз не успевал своевременно следовать за частями да и размеры его были невелики, так как значительное число повозок было захвачено бурами еще в начале февраля месяца при переправе арьергарда дивизии Келли-Кенни чрез реку Рит; англичане так торопились тогда в своей погоне за Кронье, что оставили этот случай без внимания, однако впоследствии он дал себя почувствовать весьма сильно.

Кавалерийские лошади совершенно выбились из сил, так что были совсем неспособны преследовать. благодаря этому обстоятельству, бурам удавалось уходить от наступавшего противника, который обходил их фланги, как это случилось в боях 23 и 26 февраля у Оссфонтейна и Дрифонтейна.

Главное внимание фельдмаршала обращено теперь, по-видимому, на то, чтобы обеспечить свой тыл и фланги от тех отрядов противника, которые еще остаются в южной части Оранжевой республики, и таким образом развязать себе руки для дальнейшего движения на север по направлению к Претории. С этой целью тотчас после занятия столицы отправлена была на юг часть гвардейской бригады.

Для перевозки 2-х тысячного отряда Поль-Карью понадобилось 3 поезда, которые удалось составить из подвижного состава, захваченного на станции Бломфонтейн. Войска эти прибыли теперь в Спрингфильд и соединились с передовыми частями отрядов, наступавших от переправ через Оранжевую реку.

Английские войска, оперировавшие до сих пор в северо-восточной части Капской колонии и находившиеся под начальством генералов Клементса, Гатакра и Брабанта, переправились уже на правый берег Оранжевой реки у Норвальспорта, Бетули и Аливаль-Норта.

Железнодорожные мосты у первых двух пунктов, как мы уже успели сказать, были разрушены, но у последнего англичане успели захватить противника врасплох, так что ему не удалось уничтожить обыкновенного моста (железнодорожной переправы в этом месте не существует). Буры очистили весь южный берег реки.

Отступив в пределы Оранжевой республики, они предоставили восставших африкандеров своей судьбе. По сведениям, исходящим впрочем из английских источников, последние потеряли надежду на благополучный исход войны и стали сотнями являться в английские лагери с изъявлением покорности и сдачей оружии и боевых припасов.

В то время, как на востоке колонии восстание ослабевает, на северо-западе оно, наоборот, распространяется все более и более, захватывая большую площадь, в состав которой входят теперь округа: Приска, Карнарван, Кэнгарт и Виктория Вест. Обширность территории при редком населении, отсутствии хороших дорог и крайне пересеченном характере страны помогает местному населению и крайне затрудняет ведение правильных операций со стороны англичан.

Войска, посланные для усмирения мятежников, находятся под начальством Китченера, давно уже известного своими энергичными действиями; по всей вероятности он и здесь не будет особенно церемониться с восставшим населением. По газетным известиям, он разделил свои силы на несколько отрядов и двинул их одновременно для уничтожения очагов восстания.

Сам он отправился с одним из них против Приска. Город этот, лежащий на берегу Оранжевой реки, является как бы центром всего движения и поэтому на него обращено особенное внимание. Другие отряды получили такое же назначение относительно местностей к югу от Карнэрвана и к востоку от де-Аара.

Если слух этот верен, то восстание захватило уже местности и к востоку от линии Капштадт — Кимберлей. Дороге, по-видимому, грозит серьезная опасность. Положим, что теперь это и не так страшно, раз Бломфонтейн взят и захвачена железная дорога от этого пункта к Порту-Елисаветы и Ист-Лондону, но все-таки пройдет еще несколько недель, пока не будут исправлены мосты через Оранжевую реку, а в течение этого времени линия Капштадт—Кимберлей будет продолжать оставаться единственной, которой можно воспользоваться для перевозки подкреплений и продовольствия.

Линия эта не потеряет своего значения даже и после открытия сквозного движения на обоих восточных путях, так как она обладает несравненно большей провозоспособностью, чем остальные и начинается от Капштадта, главной базы англичан в Южной Африке и отличного порта, в котором суда могут приставать в любую погоду, чего нельзя сказать огносительно конечных пунктов двух других линий: Порта-Елисаветы и Ист-Лондона. Судя по последним телеграммам, Китченеру удалось уже захватить Приску, мятежное население которой будто бы положило уже оружие.

Обращаясь к Наталю, мы видим, что здесь господствует относительное затишье. Храбрый защитник Ледисмита сэр Георг Уайт получил новое назначение, ему вверено начальство над всеми силами англичан, наступающими с юга в пределы Оранжевой республики, т. е. над отрядами Клементса, Гэтакра и Брабанта.

Что касается дивизии Уоррена, то первоначально ее предполагалось перевезти морем в Порт-Елисаветы или Ист-Лондон, но когда дела на южном театре приняли столь неожиданно благоприятный оборот, решено было отменить это приказание. Дивизия, доставленная уже по железной дороге в Дурбан, возвращена была обратно в окрестности Ледисмита и вошла снова в состав Натальского корпуса сэра Редверса Буллера. Буры, по-видимому, и не думали очищать северного Наталя. Насколько известно, в настоящее время они занимают сильную позицию на Биггарсберге, имея на флангах отряды в Драконовых горах у проходов, ведущих в пределы Оранжевой республики, и на границах с землей зулусов.

Переходя к оценке современного нам положении на театре войны, нельзя не видеть, что бурам приходится очень трудно. Силы их заметно уменьшились от потерь в боях, а также и от того обстоятельства, что многие бюргеры, особенно из жителей южной половины оранжевой республики, видя неблагоприятный оборот, который приняла война, вернулись снова к своим мирным занятиям. То же можно сказать, еще в большей степени, относительно их союзников из мятежного населения северо-восточной части Капской колонии.

С уходом буров они убедились в невозможности дальнейшего сопротивления и принуждены были сдаться и выдать свое оружие. С уменьшением сил и перенесением военных действий на территорию обеих республик, наступательный образ ведения войны должен был поневоле уступить место оборонительному. Последний, по-видимому, более соответствует духу буров. Поэтому мы видим, что главные начальники их еще не теряют надежды задержать дальнейшее наступление противника.

Мирные предложения сделаны были правительствами обеих республик не потому, чтобы Штейн или Крюгер надеялись получить благоприятный ответ, а лишь с той целью, чтобы вызнать Англию на объяснения своих намерений. Оказалось, что британское правительство не желало вступать ни в какие переговоры, а требовало лишь безусловной сдачи. После такого ответа, каждому гражданину Трансвааля или Оранжевой республики становилось ясным, что нечего надеяться на компромисс, а нужно выбирать между двумя исходами — полным подчинением противнику или продолжением борьбы. Цель президентов Крюгера и Штейна была достигнута — вопрос о независимости был поставлен ребром. Обе республики в лице своих правителей решили продолжать войну.

Что касается планов дальнейших действии со стороны буров, то по некоторым сведениям, Жубер намеревается встретить противника на севере лишь незначительными силами, большую же часть своих войск он думает направить на сообщения англичан. Для этой цели будут назначены будто бы отряды, отступившие от Оранжевой реки. В то же время войска, действовавшие к северу от Кимберлея, сделают демонстрацию к этому пункту и войдут в связь с мятежниками северо-западной части Капской колонии.

В Натале действия будут ограничиваться обороной позиций и проходов в Драконовых горах, чтобы не дать англичанам возможности соединиться и действовать совокупно. Понятно, что это все предположения, так как определенного пока еще ничего неизвестно.

По другим сведениям, одному из отрядов, действовавших на Оранжевой реке, а именно отряду Оливье, удалось отбросить преграждавшую ему путь гвардейскую бригаду и проскользнуть незамеченным мимо главных сил англичан, расположенных у Бломфонтейна. В настоящее время Оливье будто бы находится в Кронштадте со всеми своими войсками. Что сделалось с прочими отрядами, пока еще неизвестно.

Планы англичан по последним известиям заключаются в наступлении на север к Претории двумя колоннами. Правой (главной) под начальством самого главнокомандующего в прямом направлении на север и левой (второстепенной) генерала Китченера. Последняя должна будет идти вдоль линии железной дороги из Кимберлея в Родезию. Задача ее будет состоять сперва в освобождении Мэфкинга, а затем к движении на  Преторию.

Положение Мэфкинга за последнее время сильно ухудшилось и несомненно, что если помощь запоздает, то гарнизон принужден будет капитулировать, так как запасы уже почти совсем съедены, а болезни уносят ежедневно много жертв, особенно между черным населением. Полковник Плумер наступал с севера. находится уже в довольно близком расстоянии от города, но силы его, по-видимому, не вполне достаточны для выполнения возложенной на него задачи. Надежда на Китченера не особенно сильна, так как от переправы через р. Вааль у Уоррентона или Фортин-Стримса, где англичане находились еще несколько дней тому назад, остается еще около 350 верст, а приходится двигаться походным порядком, так как железная дорога в этом месте испорчена бурами еще в начале войны.

Падение Мэфкинга не в состоянии повлиять на окончательный исход войны, но может, однако, благотворно подействовать на подъем духа у буров. Какова бы ни была судьба этого города, но она должна разрешиться в течение самого непродолжительного времени. Что касается Наталя, то здесь Буллер наверно не решится повторить столь дорого стоивших ему лобовых атак на сильную позицию противника, а предпочтет обойти его с запада в направлении на проходы в Драконовых горах или с востока, двигаясь через землю зулусов.

 

Б. А. Б.

 

Разведчик, № 491, 14 марта 1900 г.

 

 

Еще по теме

 

Англия и Трансвааль (1-15 августа 1899 г.)

.............................

Война в Южной Африке Что случилось с Кронье?

Война в Южной Африке (февраль 1900 г.)

Война в Южной Африке (начало марта 1900 г.)

Война в Южной Африке (кончина главнокомандующего армией буров Жубера)

 

 

Категория: Англо-бурская война | Просмотров: 203 | Добавил: nik191 | Теги: трансвааль, Англия, 1900 г., война | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь

» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz