nik191 Суббота, 23.11.2024, 13:01
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [945]
Как это было [663]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [9]
События [234]
Разное [21]
Политика и политики [243]
Старые фото [38]
Разные старости [71]
Мода [316]
Полезные советы от наших прапрабабушек [236]
Рецепты от наших прапрабабушек [179]
1-я мировая война [1579]
2-я мировая война [149]
Русско-японская война [5]
Техника первой мировой войны [302]
Революция. 1917 год [773]
Украинизация [564]
Гражданская война [1145]
Брестский мир с Германией [85]
Советско-финская (зимняя) война 1939-1940 годов [86]
Тихий Дон [142]
Англо-бурская война [258]
Восстание боксеров в Китае [82]
Франко-прусская война [119]

» Архив записей

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » 2017 » Апрель » 28 » Украинизация. Протест против насильственной украинизации школы (апрель 1917 года)
07:29
Украинизация. Протест против насильственной украинизации школы (апрель 1917 года)

 

По материалам газеты "Киевлянин" за апрель 1917 года.

Все даты по старому стилю.

 

 

 

 

Постановление киевлян о русском языке в средней школе

КИЕВ. 26 апреля. Собранием союза киевских родительских комитетов и педагогических советов, рассматривавшим детально вопрос об украинизации школы, отправлена министру просвещения телеграмма, в которой, приветствуя в его лице первого ответственного перед народом министра раскрепощенной школы, отныне свободной в путях развития и воспитания будущих свободных граждан и свободной в своем национальном самоопределении, однако, полагает, что в настоящее время средняя школа должна сохранять свой общерусский характер при наличности желательного в ней курса украиноведения.


Украинизация школы

КИЕВ. 27 апреля. На соединенном собрании родительских комитетов и педагогических советов г. Киева, посвященном вопросу об украинизации средней школы, раздавались голоса, выражавшие недоверие заявлениям некоторых украинцев, что украинизации школы 6удет производиться постепенно, без нарушения интересов тех, кто считает себя русскими, и что сами украинцы вовсе не хотят предпринимать какие-нибудь необдуманные  и слишком поспешные шаги в этом деле.

Есть ли почва для такого недоверия?

Вот маленькая иллюстрация.

На днях в Киеве состоялась третья конференция украинского студенчества, которая по вопросу о школе на Украйне вынесла следующие постановления («Нова Рада», № 22):

конференция признает необходимой скорейшую полную украинизацию школы на Украйне, от низшей до высшей.

В целях этой украинизации соответствующие украинские институции, и прежде всего укр. центральная Рада, должны немедленно сделать решительные шаги для достижения наискорейшего издания Временным Правительством законодательного акта, который согласовал бы дело украинизации школы с проектом, который будет представлен Укр. Ц. Р., и чтобы во главе учебных округов на Украйне были поставлены люди из среды украинских научно-педагогических кругов (Н. П. Василенко и В. П. Науменко уже не удовлетворяют украинских студентов), которые немедленно приступили бы к организации просветительной и научной работы в «рiдних формах» на всей территории и во всех учебных заведениях Украйны.

Конференция приглашает украинскую учащуюся молодежь и все украинское общество к поддержке всеми силами начинаний У. Ц. Р. в школьном деле, а также к решительной борьбе за немедленное фактическое осуществление украинизации школы на местах.  

Как видим - для опасений почва есть.

Интересно знать, — как руководящие украинские круги относятся к пожеланиям украинского студенчества?

Нельзя не признать резонным вопрос, задаваемый «Киевской Мыслью» (№ 106):

—согласны ли «отцы» с «детьми»? Можно ли считать все украинское студенчество безответственной группой.

V.

 

Украинский язык в низшей школе

КИЕВ, 28 апреля. Совещание общественных деятелей, директоров народных училищ, учителей и служащих учебного округа, обсуждавшее вопрос о ведении преподавания на украинском языке в низших народных школах, высказалось за введение преподавания на этом языке в сельских начальных училищах с начала будущего учебного года только для первой группы, и притом с согласия местного населения.
В первую очередь украинский язык будет введен там, где население сплошь украинское.

Относительно же введения преподавания на украинском языке в городских школах решено проявить сугубую осторожность, для чего подробно рассмотреть этот вопрос в ближайшем совещании.


Коренные малороссы: Мы русские люди и наш родной язык—общерусский

КИЕВ. 28 апреля. Группа коренных малороссов-интеллигентов отправила представителям Временного Правительства следующий протест против проектируемой насильственной украинизации школы в Малороссии:

Мы, нижеподписавшиеся коренные малороссы, осведомившись из газет о том, что в школах Малороссии решено ввести преподавание на родном  языке, причем таковым языком признан «украинский» язык, и что в настоящее время спешно разрабатываются законоположения и правила о порядке введения в жизнь этого решения Временного Правительства, причем признано необходимым обеспечить права и интересы «меньшинства», считаем своим гражданским долгом как перед нашим отечеством - единой и неделимой России, так и перед нашей родиной в тесном смысле этого слова—горячо любимой нами Малороссией, заявить вам о нижеследующем:

1. Мы, коренные малороссы, горячо любя нашу родину Малороссию, воспетую Шевченком и Гоголем, считаем себя, подобно нашим предкам, русскими людьми, а нашим родным языком—общерусский язык, язык Пушкина и Гоголя, являющийся созданием и достоянием всех ветвей единого русского народа.

Мы в этом отношении ничуть не порываем с священными для нас заветами наших предков, о которых еще преподобный Нестор—летописец сказал, что хотя русские славяне делились на 12 племен, но

«язык их един».

Наоборот, отстаивая наше племенное русское имя, мы тем самым отстаиваем заветы тех наших предков, воспетых автором «Слова о полку Игореве», которые с оружием в руках боролись и геройски проливали свою кровь за свое русское» имя, за «русскую» честь за «русскую» славу и т. д.

Никаких «украинцев» наши предки не знали, а всегда считали и называли себя русскими.

Верные их заветам, мы также будем отстаивать наше племенное русское имя, ибо мы не хотим быть в национально-этнографическом отношении безродными людьми, не помнящими своего национального родства, а в имени «украинцы», которое нам навязывают, мы не можем признать чего-либо этнографически самостоятельного, хотя бы уже по одному тому, что Украина или Окраина - это термин не этнографический, а географический, и под ним разумеется по точному и прямому смыслу слова, лишь окраинная часть того великого целого, которое называется Россией, и жители этой Окраины—окраинцы или украинцы это лишь окраинная часть великого русского народа.

2. Мы утверждаем, что, подобно нам, русскими, а не «украинцами» считает себя подавляющее большинство малороссов.

Слово «украинцы» в малоросской народной среде даже не известно, а того языка, который создан «украинцами» и который не имеет ничего общего с языком Шевченка, в малорусской деревне совершенно не понимают.

3. Мы признаем, что в свободном русском государстве, построенном на строго-правовых началах, всем гражданам должна принадлежать свобода культурно-национального самоопределения, и потому тем из малороссов, которые считают себя украинцами, т. е. представителями совершенно особого народа, должна принадлежать широкая свобода культурно -национального самоопределения, но лишь при условии не допущения никаких проявлений насильственной украинизации тех малороссов, которые считают себя русскими, и при условии незыблемого сохранения за русским языком значения языка государственного.

4. В силу вышеизложенного мы, решительно утверждая что в Малороссии люди, считающие себя «украинцами», составляют незначительное меньшинство (это настолько бесспорно, что с этим согласен даже такой видный вождь украинства, ка В. П. Науменко, см. «Киевская Мысль» от 14 марта, № 73), протестуем против массовой и насильственной украинизации малорусской школы, с оставлением для русских положения того меньшинства, интересы которого Временное Правительство считает необходимым охранять, так как  в действительности в Малороссии меньшинство составляют «украинцы» и преподавание в народной школе Малороссии должно вестись на обще-русском языке и лишь интересы «украинского» меньшинства должны быть охранены, согласно основным началам нового государственного строя России.

5. Во имя интересов права и справедливости и блага нашей Родины, мы решительно настаиваем на необходимости установления такого порядка, чтобы при введении в школе Малороссии параллельного преподавания на двух языках и при разделении школ на русские и «украинские», отдача детей в те или иные школы была предоставлена свободному выбору родителей учащихся, и чтобы преподавание на «украинском» языке было допускаемо только с согласия родителей учащихся.

Под протестом—около 100 подписей.

Лица (исключительно коренные малороссы), желающие присоединить свои подписи к протесту, благоволят сообщать об этом в редакцию «Киевлянина» или по адресу Святославская, 7, кв. 5.

 

 

Еще по теме:

Украинизация. 1917 год. Предисловие

............................................................................

Украинизация. Украинский съезд (5-7 апреля 1917 г.)

К вопросу о «самостийности Украины» и «Украинский язык»

Украинизация. К вопросу о местных автономиях (апрель 1917 г.)

Украинизация. События второй половины апреля 1917 года

Украинизация. Протест против насильственной украинизации школы (апрель 1917 года)

Украинизация. Украинцы и русские (апрель 1917 г.)

 

 

Категория: Украинизация | Просмотров: 651 | Добавил: nik191 | Теги: украинизация, 1917 г., школа, апрель | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь

» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz