...«Флот решит все. И ошибаются те, кто думает, что великая задача Германии должна осуществиться в битвах на полях Франции».
Германский профессор Гармс (1910 г.).
Объединенная в 1871 году Германская империя быстро идет вперед на всех поприщах. Ее промышленность начинает развиваться, науки процветают, население быстро возрастает. Она переходит к мировой политике, стремится занять место первой державы всего мира.
С начала нынешнего столетия и по настоящий день население с 40 миллионов доходит до 68. Германия должна думать о расширении своей территории. Стремление к приобретению колоний началось в германских государствах еще в 60-х годах по частной инициативе. Правительство в разные периоды различно относилось к этому движению, то поддерживая его, то проводя принцип, что надо сначала устроиться и укрепиться в приобретенном, а потом уже двигаться далее. В настоящее время каждому гражданину Германии ясно, что колонии ей необходимы, хотя бы они временно и приносили стране один убыток. Необычайный рост промышленности требует рынков, а прирост населения заставляет приобретать новые площади для эмиграции. Это стремление идет по двум направлениям.
В 1885 году африканские владения немцев, — юго-западная Африка, Камерун и Того, —получили губернаторов и войска и стали германскими провинциями.
Другое направление колониальной политики идет в Малую Азию. Это направление включает кратчайший путь Англии в ее наиболее ценные владения,— Индию, Африку и Австралию. Это же направление открывает Германии богатые сферы влияния в Малой Азии и Персии, а также необходимо в обозначившейся борьбе с Англией.
Нуждаясь в колониях и желая сделать их доходными и установить с ними жизненную связь, Германия знергично развивает свой торговый флот. В 1870 г. он составляет по тоннажу 1/7 английского, в 1908 г.—уже 1/4, а в 1913 г. — 1/2. Это увеличение торгового флота освобождает Германию от английского посредничества в отношении добывания сырых продуктов, перевозок и сбыта своих фабрикатов.
Одновременно с развитием торгового флота Германия увеличивала и военный флот. До 1897 года этот последний увеличивался только для защиты торговли и берегов.
Но в этом году на пост морского министра призван энергичный адмирал Тирпиц: в 1898 г. в Германии возникает «морская лига», при помощи которой правительство проводит в народную массу сознание необходимости первоклассного флота, а в 1899 году Вильгельм произносит знаменитый девиз:
«Будущее Германии—на водах».
Этот лозунг крупными буквами напечатан над стенной картой всего мира, на которой изображена история развития и современное состояние германской морской силы,—картой, изданной германским морским обществом для германских школьников. И слова эти становятся заветной мечтой всей нации и вместе с тем звучат как открытый вызов Англии.
Эту брошенную перчатку Англия обязана поднять: дело идет об ее существовании. Расположение Англии на островах, в узле главных водных путей во все части света способствовало развитию ее морской торговли и влекло к мировому владычеству. Соперников, поочередно посягавших на ее исключительное положение, она устраняла со своего пути. Так последовательно были ею сломлены Испания, Голландия и Франция. Особенно возвысилась Англия с падением Наполеона. Но она просмотрела появление самого опасного соперника. Германия к началу XX века уже сильно конкурировала с Англией в торговом и военном флотах. Морские перевозки перешли в большой доле к Германии. Ее пароходные общества, поддерживающие сообщение с Америкой, уже побеждают английские: Гамбургско-американская линия и Северо-германский Ллойд тонннаж своих судов превзошли флот крупнейшего английского общества «Сunard-Line» втрое.
Благодаря энергии Вильгельма II морской бюджет Германии быстро растет. Желая придать судостроительной программе большую устойчивость, рейхстаг устанавливает новый порядок, по которому утверждение программы производится сразу на 6—7 лет.
Следствием этого является однотипность эскадр и обеспеченность заказами частных судостроительных заводов, что способствует их умножению.
Германия стала догонять судостроение Англии. С появлением кораблей типа «дредноут» соперничество для Германии облегчилось, так как обе державы приступили одновременно к созданию эскадр дредноутов, представляющих в настоящее время ядро морской силы. Кроме этого обе стороны усиленно строят подводные лодки. Англия располагает 86-ю такими судами, а Германия рассчитывает по выполнении теперешней судостроительной программы иметь их 72.
Параллельно с созданием флота Германия озаботилась и о подготовке морских баз, т. е. мест для починки и снабжения судов, а также укрепленных приморских пунктов и связи между частями морского театра.
В 1891 году Германия добилась от Англии уступки острова Гельголанда, лежащего впереди устьев Эльбы и Везера и в юго-восточном углу Северного (Немецкого) моря. Этот маленький, постепенно поглощаемый морем остров, имеет громадную стратегическую ценность, прикрывая важные торговые центры, Гамбург и Бремен, и защищая голову Кильского канала. Этот канал, соединяющий Немецкое море с Балтийским, открытый в 1895 году, обеспечивает возможность переброски германских эскадр из одного моря в другое, исключая необходимость идти для этого вокруг Ютландского полуострова.
Весь юго-восточный угол Немецкого моря обращен немцами в обширный плацдарм или обеспеченный район для сосредоточения всего флота.
Германия, не довольствуясь этими мероприятиями, заставила Голландию с 1904 года усилить свои береговые укрепления с центром во Флиссингене. Тут не помогли протесты Англии, Франции и Бельгии, и Англия не только лишилась одного из удобнейших мест высадки, но и должна опасаться германских войск, имеющих возможность сосредоточиться во Флиссингене, т. е. в нескольких часах морского пути от берегов Англии.
Эта нескрываемая подготовка Германии к борьбе с Англией заставила британское правительстве выйти из своего "Sрlеndid isоlаtion" и, примкнув к двойственному союзу в виде соглашения с ним, переменить фронт обороны своих берегов. Южный берег, т. е. Ламанш, она предоставила Франции, а сама занялась усилением своего восточного берега.
Начиная с 1906 года, она устроила новые базы в Розите (в заливе Ферс-оф-Форс), в Бервике (устье Твида), расширила Ширнес и обратила Дувр в первоклассный порт, закрыв им южный выход из Немецкого моря. Северный выход из этого моря закрыт в настоящее время укреплением Скача.
Эти мероприятия Англии показывают, что британское морское министерство не теряло времени и на оборудование Германией берегов Немецкого моря ответило подготовкой своих берегов. Попутно с этим Англия развила свой боевой флот, увеличивая число основных единиц, т. е. дредноутов, и обратила большое внимание на усиление минного и подводного флота.
За 10 лет, протекших после нашей войны с Японией, мина была усовершенствована. Калибр ее возрос с 11-ти дюймов до 21; скорость ее движения дошла до 40 узлов (узел 1 3/4 версты) в час: вес ее достиг почти одной тонны (60 пудов), заряд, наполнявший ее, увеличился втрое, достигнув 300 пудов влажного пироксилина.
Движение ее стало поразительно точным. Для взрыва при ударе в борт она не требует непременно встречи с ним под прямым углом, а рвется при любом угле. По мнению авторитетных моряков, она по дальности и меткости боя может соперничать со снарядами и даже дальнобойными пушками, а силой удара превосходить их и при том во много раз.
Эта эволюция мины одно время поколебало-было значение больших судов, но на помощь мине явилось новое могучее средство — подводная лодка.
Последний тип такой лодки имеет водоизмещение надводное около 800 тонн, подводное — свыше 1,000 тонн; полный ход над водой—20 узлов и под водой — 12; радиус действия до 4,000 миль, вооружение—до 12 минных аппаратов, дающих возможность выпустить сразу с одного борта 14 мин.
Как логическое следствие увеличения дальности действия снаряда и мины, все прежние масштабы изменились. Немецкое море из открытого обратилось во внутреннее. Оно наполнилось ныне с открытием военных действий между Англией и Германией, минными и подводными флотилиями, и сильно рискует та сторона, которая первая двинется в это жерло вулкана.
В английской военно-морской литературе последние годы открыто высказывались основания предстоящей борьбы на море. Англии нечего торопиться с генеральным морским боем. Выходить вперед, к германским берегам, нет расчета: легче вести бой вблизи своих баз, да и не стоит рисковать натолкнуться на подводные лодки немцев. Опираясь на береговые укрепления, они легко закроют все северные выходы из Немецкого моря и лишат таким способом Германию хлеба, подвозимого этой последней из Аргентины. Этим маневром англичане заставят германский флот отойти от его берегов, пройти кишащее всякими подводными сюрпризами Немецкое море и затем встретить где-нибудь на западе или севере этого моря готовый к бою флот его величества короля великобританского.
Принимая во внимание, что Ламанш предоставлен очевидно, для действий французского флота, следует предполагать, что встреча германского флота с английским должна произойти где-нибудь вблизи берегов Шотландии.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство
.......
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
..........
Первая мировая война. Армии стран-участниц. Австро-Венгрия
Первая мировая война. Армии стран-участниц. Сербия и Черногория
Первая мировая война. Армии стран-участниц. Германия
Первая мировая война. Армии стран-участниц. Франция
Первая мировая война. Армии стран-участниц. Бельгия
Первая мировая война. Армии стран-участниц. Великобритания
Первая мировая война. Армии стран-участниц. Япония и Китай
Первая мировая война. Армии стран-участниц. Турция
Первая мировая война. Армии стран-участниц. Пехота наша и германская
Первая мировая война. Армии стран-участниц. Боевая работа нашей артиллерии
Первая мировая война. Армии стран-участниц. Авиация
Первая мировая война. Армии стран-участниц. Тактика авиации
Первая мировая война. Военно-морской флот
Первая мировая война. Соперничество Англии и Германии
........
Первая мировая война. Крепости. Германия
........
|