По данным недавно вышедшего альманаха Wеуаг’а, военный флот великих держав представляется в следующем виде:
Англия 57 лин. кор. 1.017.000 тонн
Франция 20 » » 311.000 »
Россия 8 » » 110.100 »
Германия 33 » » 538.000 »
Ав.-Венг. 14 » » 157.000 »
Италия 11 » » 163.000 »
Эта таблица показывает, что при любых возможных комбинациях преобладающая роль британского флота совершенно обеспечена. Картина мало меняется, если мы ограничимся статистикой существующих броненосцев и если примем в расчет боевые единицы, находящиеся еще в постройке.
Так, на 1 января числилось броненосцев (не старше 20 лет).
Англия 43 в 621.400 тонн
Франция 19 » 200.600 т. .
Россия 6 » 65.200 т.
Германия 13 » 186.000 т.
Ав.-Вен. 2 » 13.700 т.
Италия 9 » 76.700 т.
И, наконец, для полноты картины приведем данные относительно строящихся кораблей.
Англия 14 лин. кор. 385.500 тон.
Франция 9 » » 218.500 т.
Россия 7 » » 162.000 т.
Германия 6 » » 150.000 т.
Ав.-Вен. 2 » » 40.600 т.
Италия 3 » » 67.900 т.
Великобритания
Британцы в начале войны имели 20 дредноутов, 9 линейных крейсеров, 45 старых линкоров, 25 броненосных и 83 лёгких крейсеров, 289 эсминцев и миноносцев, 76 подлодок (большинство устаревшие, они не могли действовать в открытом море). Надо сказать, что, несмотря на всю мощь британского флота, его руководство отличалось большим консерватизмом. Новинки с трудом находили себе дорогу (особенно, не касающиеся линейного флота). Ещё вице-адмирал Филипп Коломб, военно-морской теоретик и историк, автор книги «Морская война, ее основные принципы и опыт» (1891 год), говорил:
«Нет ничего, что показало бы, что давно установленные историей морских войн законы каким-либо образом изменились».
Адмирал обосновывал теорию «владения морем» как основу имперской политики Британии. Считал, что единственным способом достижения победы в войне на море является создание полного превосходства в морских силах и уничтожение ВМС врага в одном генеральном сражении.
Когда адмирал Перси Скотт высказал мысль, что «эра дредноутов и сверхдредноутов кончилась безвозвратно» и посоветовал Адмиралтейству сосредоточить усилия в области развития авиации и подводного флота, его новаторские идеи подвергли резкой критике.
Общее руководство флотом осуществляло Адмиралтейство, во главе него был У. Черчилль и первый морской лорд (начальник главного морского штаба) принц Людвиг Баттенберг. Базировались британские корабли в гаванях Хумберга, Скарборо, Ферт-оф-Форта и Скапа-Флоу.
В 1904 году Адмиралтейство рассмотрело вопрос о перебазировании главных сил ВМС из района Ла-Манша на север, в Шотландию. Это решение выводило флот из-под угрозы блокады узкого пролива растущими германскими ВМС, и позволяло оперативно контролировать всё Северное море. Согласно английской морской доктрине, которую выработали незадолго до войны Баттенберг и Бриджман, базирование главных сил флота в Скапа-Флоу (гавань в Шотландии на Оркнейских островах), вне радиуса эффективного действия немецкого подводного флота, должно было привести к блокаде основных сил германского флота, что и произошло в ходе Первой мировой войны.
Когда началась война, британцы не спешили соваться к немецким берегам, опасаясь ударов подводных лодок и миноносных сил. Основные боевые действия развернулись на суше. Британцы ограничились прикрытием коммуникаций, защитой побережья и блокадой Германии с моря. Вступить в бой британский флот был готов, если немцы выведут в открытое море свой основной флот.
Германия
Германские ВМС располагали 15 дредноутами, 4 линейными крейсерами, 22 старыми линкорами, 7 броненосными и 43 лёгкими крейсерами, 219 эсминцами и миноносцами, 28 подлодками. По ряду показателей, к примеру, в скорости хода, немецкие корабли были лучше британских. На технические новинки в Германии обращали намного больше внимания, чем в Англии. Берлин не успел завершить свою военно-морскую программу, она была должна завершиться в 1917 году.
Хотя и германские военно-морские руководители были довольно консервативны, так, адмирал Тирпиц первоначально считал, что увлекаться строительством подводных лодок «легкомысленно». А господство на море определяется числом линейных кораблей. Только поняв, что война начнётся до завершения программы строительства линейного флота, он стал сторонником неограниченной подводной войны и форсированного развития подводного флота.
Германский «Флот открытого моря» (нем. Hochseeflotte), он базировался в Вильгельмсхафене, должен был уничтожить основные силы британского флота («Гранд флит» - «Большой флот») в открытом сражении.
Кроме того, военно-морские базы были в Киле, о. Гельголанд, Данциге. Русские и французские ВМС в качестве достойных противников не воспринимали. Немецкий «Флот открытого моря» создавал постоянную угрозу Британии и вынуждал английский Гранд-Флит постоянно быть в районе Северного моря в полной боевой готовности в течение всей войны, несмотря на нехватку линейных кораблей на других театрах военных действий. По причине того, что немцы уступали в числе линейных кораблей, германские ВМС старались избегать открытых столкновений с Гранд-Флитом и предпочитали стратегию рейдов в Северное море, стараясь выманить часть британского флота, отрезать её от главных сил и уничтожить. Кроме того, немцы сконцентрировали своё внимание на ведении неограниченной подводной войны для ослабления британских ВМС и снятия морской блокады.
На боеспособности германских ВМС сказывался фактор отсутствия единовластия. Главным создателем флота был гросс-адмирал Альфред фон Тирпиц (1849 – 1930).
Он был автором «теории риска», в ней утверждалось, что если германский флот сравнится с английским по силе, то британцы будут избегать конфликтов с Германской империей, т. к. в случае войны немецкие ВМС будут иметь шанс нанести Гранд-Флиту урон, достаточный для потери британским флотом господства на море. С началом войны роль гросс-адмирала упала.
Тирпиц стал отвечать за постройку новых кораблей и снабжение флота. «Флотом открытого моря» руководил адмирал Фридрих фон Ингеноль (в 1913—1915 годы), затем Гуго фон Поль (с февраля 1915 года по январь 1916 года, до этого был начальником Генерального морского штаба), Рейнхард Шеер (1916-1918). Кроме того, флот был любимым детищем германского императора Вильгельма, если решения по армии он доверял делать генералитету, то ВМС управлял сам.
Вильгельм не решился рискнуть флотом в открытом сражении и разрешил вести только «малую войну» - с помощью субмарин, миноносцев, минных постановок. Линейный флот должен был придерживаться оборонительной стратегии.
Россия
Франция
У французов было 3 дредноута, 20 линейных кораблей старого типа (броненосцев), 18 броненосных и 6 лёгких крейсеров, 98 миноносцев, 38 подлодок. В Париже решили сосредоточиться на «Средиземноморском фронте», благо британцы согласились защищать атлантическое побережье Франции. Таким образом, французы сберегали дорогие корабли, т. к. в Средиземном море большой угрозы не было – ВМС Османской империи были очень слабы и связаны русским Черноморским флотом, Италия сначала была нейтральной, а затем перешла на сторону Антанты, австро-венгерский флот выбрал пассивную стратегию. К тому же в Средиземном море была и довольно сильная британская эскадра.
Австро-Венгрия
Австро-Венгерская империя имела 3 дредноута (4-й вошёл в строй в 1915 году), 9 броненосцев, 2 броненосных и 10 лёгких крейсеров, 69 миноносцев и 9 субмарин. Вена также выбрала пассивную стратегию и «защищала Адриатику», почти всю войну австро-венгерский флот простоял в Триесте, Сплите, Пуле.
Морские силы Германии на Тихом океане
Морские силы Германии на Тихом океане состоят из двух броненосных крейсеров— "Шарнгорст" и „Гнейзенау", трех легких крейсеров—"Лейпциг", "Нюренберг" и "Эмден", четырех канонерских лодок типа "Ягуар" и "Тигр", трех речных канонерских лодок и двух миноносцев.
Главною базою их является порт Тсинг-Тау в Киао-Чаоском заливе. Порт защищен. Имеются мастерские для починок и ремонтных работ. Сухих доков тут нет. Есть плавучий док длиною в 410 футов. Док этот непригоден для находящихся на Дальнем Востоке германских броненосных крейсеров, длина которых равняется почти 450 футам. Таким образом, если бы при развитии военных операций броненосные крейсера оказались поврежденными и им пришлось бы входить в док для починки подводной части, то подходящего дока для этой цели в распоряжении германского адмирала не нашлось бы.
Состав германских морских сил на Тихом океане не отвечает тактическим требованиям, которые обусловливаются обстановкой настоящей большой войны на море. Поэтому германскому адмиралу придется ограничиться выполнением вспомогательных операций, в роде захвата коммерческих судов (кстати сказать, весьма немногочисленных в том районе или некоторых несерьезных демонстраций.
Сухопутные силы в области Киао-Чао настолько не велики (в общей сложности 4 с небольшим тысячи человек), что ни о каких десантных экспедициях на наше побережье не приходится и думать.
Эвентуальная помощь Китая должна до известной степени считаться невозможной, если оправдаются слухи о помощи английским друзьям и союзникам со стороны Японии.
Германские морские силы Тихого океана совершенно ничтожны по сравнению с японским флотом. Два броненосных крейсера германцев устарели по своему типу и чересчур слабы для того, чтобы иметь возможность оказать хот сколько-нибудь серьёзное сопротивление флоту под флагом Восходящего Солнца. Их водоизмещение в 11.600 тонн. Главное артиллерийское вооружение - восемь 8,2-дюйм. орудий при шести 6-дюйм. Скорость хода около 22 узлов. Броневая защита в главной части состоит из плит в 6 д. толщиною. В японском флоте находятся готовыми 6 дредноутов корабельного типа и один крейсер-дредноут "Конго" (безусловно сильнейшее судно этого класса во всем мире), кроме того, ряд еще не очень устарелых броненосцев и прекрасных броненосных крейсеров, к которым надо добавить 9 легких крейсеров почти современного типа и превосходный минный флот. Японский театр военных действий отлично оборудован как доками, мастерскими, заводами, так и запасами и складами. При таких условиях само собою понятно, что в случае японо-германского столкновения на Дальнем Востоке, германский флот очутился бы в самом печальном положении.
Посылка подкреплений германскому флоту из Европы представляется совершенно невероятной. Расстояние от Вильгельмсгафена до Киао-Чао равняется 11,000 милям.
Япония и Германия на Дальнем Востоке
Настойчивость Японии, уже с первых моментов нынешней войны откровенно ищущей предлоги принять в ней участие в надежде на захват Киао-Чао,—особенно понятна, если мы сравним боевые силы, которым располагает на этом „фронте" Германия с японскими.
Сухопутные силы, обороняющие Киао-Чао, сводятся к 5 ротам морской пехоты, одной батарее конной артиллерии и 4 ротам морской артиллерии —всего 40 офицеров и 1405 нижних чинов. Это—все, так как на доставку войск из метрополии, даже 1 и II батальонов морской пехоты, находящихся в состоянии полной боевой готовности... в Киле и Вильгельмсгафене, очевидно, никаких надежд нет.
На море же Германия располагает здесь крейсерским отрядом, в составе:
1) броненосных крейсеров— "Schаrnhorst" и "Gnеisеnаu"— оба постройки 1906 г., 11600 тонн водоизмещения; скорость—24,8 узла; артиллерия—восемь орудий 21 мм. 40 к., шесть—152 мм. 45 к., шестнадцать— 88 мм. 40 к., 4 пулемета.
2) Малых крейсеров "Nurnberg", "Leipzig", „Emden", постройки 1905 — 1906 г., водоизм. 3260—3650 тонн, скорость 23,1—24,5 узла; бронированы палуба и боевая рубка.
3) Канонерских лодок: "Iltis", "Iaguar", "Tiger", "Lucgs" постройки 1898—1899 г., водоизмещ. 900 тонн, скорость 14 узлов.
4) Речных канонерских лодок; "Vаtегlаnd", "Оttег", "Тsingtin"—постройки 1903—1909 г., водоизмещ. 168—260 тонн, скорость 13—14 узлов.
5) Миноносцев "Таku", "S. 90".
Из всей этой флотилии сильными боевыми судами являются, таким образом, только два броненосных крейсера.
С своей стороны, Япония располагает для борьбы на море семью дредноутами, постройки 1905 —1911 годов, водоизмещен. 15400—21100 тонн, семью броненосными крейсерами, постройки 1903—1914 (Карисима), водоизмещен. 14—28000 тонн, семью бронепалубными крейсерами, четырьмя канонерскими лодками, 39 миноносцами-истребителями, 11 миноносцами 1 класса, 13 подводными лодками и несколькими флотилиями миноносок.
Турецкие морские силы
С приобретением Турцией германскаго полудредноута „Гебена" и крейсера "Бреслау" турецкие морские силы приковывают к себе общее внимание.
Не считая этих двух судов Турция в состоянии теперь мобилизовать и выслать в море три линейных корабля: «Барбаросса-Гайреддин» «Тургуд- Рейсет» и «Мессудие», два защищенных крейсера «Гамидие» и «Меджидие», двенадцать эскадренных миноносцев и десять миноносцев.
«Барбаросса» и «Рейс»— старые немецкие броненосцы, называвшиеся раньше "Курфюрст Фридрих-Вильгельм" и "Вейссенбург". Их водоизмещение несколько превышает 10.000 тонн. Вооружение состоит из 6-ти 11-дюймовых орудий и 8-ми 4-дюймовых, при 2-х минных аппаратах. Скорость хода, первоначально достигавшая 17 узлов, в настоящее время вряд ли превосходит 14—15 узлов. Корабли были выстроены в 1831 г. и, значит, устарели.
Корабль "Мессудие", выстроенный в 1874 г, был в 1902 г. перестроен в Италии. Его водоизмещение в 10,000 тонн, вооружение из двух 9,2-дюймовых орудий сравнительно нового образца, при 12-ти 6-дюймовых пушках. Броня оставлена старая железная в 12 д. толщины, а новые плиты, по имеющимся сведениям, были поставлены только на барбетах, у труб для защиты проводов и пр. Скорость хода около 11—15 узлов.
Оба защищенных крейсера представляют собою суда сравнительно современного типа, со скоростью хода в 22 узла, с вооружением из 2-х 6-дюймовых и 8-ми 4,7-дюймовых орудий каждый. Броневая палуба имеет 4 дюйма толщины.
Турецкие миноносцы все имеют вполне хорошую современную скорость хода и прекрасно вооружены.
Военный порт Константинополя оборудованием своим далеко еще не закончен. Сухих доков имеется 4 для судов длиною не более 400 футов. Один маленький плавучий док. Оборудование порта в его нынешнем виде вполне отвечает, однако, современному состоянию судового состава турецкого флота. Оно не отвечало бы ему, если бы Турции удалось получить свои два дредноута "Биринджи-Осман" и "Решадие". Эти два могучих корабля, как известно, задержаны в Англии и до конца войны турки их, вероятно, не получат.
Неспособный обслуживать суда типа «дредноута» в отношении доков и ремонтных мастерских, константинопольский порт окажется непригодным для обслуживания и германского крейсера -дредноута «Гебен».
Крейсер «Бреслау», переименованный в «Решадие», принадлежит к классу новых легких крейсеров, выстроенных для германского флота и имеющих 4 -дюймовую броню по борту. При водоизмещении в 4,550 тонн разведчик располагает скоростью хода в 27 1/2 узлов и вооружен 12-ю 4-дюймовыми орудиями и 2-мя минными аппаратами.
Судном, несравненно более сильным и имеющим особо важное значение, является крейсер «Гебен». Это—один из самых могучих крейсеров-дредноутов Европы. При водоизмещении в 23,000 тонн. «Гебен» имеет скорость хода в 28 узлов и громадное вооружение из 10-ти 11-дюймовых орудий в 50 калибров длиной, при 12-ти 6-дюймовых пушках и при 4 минных аппаратах. Отлично защищенный, к тому же, 8-дюймовой новейшей броней по борту, крейсер-дредноут «Гебен» безусловно не имеет достойных для себя соперников на всем морском юго-востоке Европы.
«Гебен» был отправлен германским правительством в Средиземное море в самом начале балканских осложнений, и с тех пор вот уже скоро 2 года, как оставался на юге Европы. В первых числах июля были получены сведения о том, что Германия предполагает усилить свои южные морские силы новыми крейсерами (однотипными с «Бреслау».) Однако, предположение это выполнено не было.
В ответ на посылку «Гебена» Великобритания отправила в Средиземное море целую бригаду своих первых крейсеров-дредноутов типа «Ининсибль», и при наличии таковой, а также благодаря ослаблению адриатических сил, происшедшему, естественно, из-за нейтралитета Италии, стратегическое значение германского быстроходного дредноута в Средиземном море оказалось резко уменьшенным: господство на путях от Суэца до Гибралтара перешло в руки французских и британских адмиралов, и «Гебен» стал бессилен изменить собою обстановку в пользу Германии и Австрии. Возвращение его домой в воды Северного моря - было признано предприятием безнадежным, так как господство на западе Средиземного моря, в Атлантическом океане и в Канале решительно находится в руках англо-французских сил.
Выход же «Гебена» в море под турецким флагом может явиться одним из важнейших событий ближайших дней, и, во всяком случае, пока еще невозможно учесть тот вред, который им может быть нанесен морским силам тройственного согласия на южном морском театре.
Минная война
Первая неделя англо-германской войны на море прошла без всяких столкновений броненосных флотов воюющих держав. Теперь можно считать вполне определившимся фактом, что германский боевой флот сидит под защитой сухопутных батарей и минных заграждений в своих отечественных портах. Если бы адмирал Ингеналь со своими эскадрами находился где-либо в Немецком море, за это время он был бы, без сомнения, обнаружен английскими крейсерами и вынужден принять бой.
Цеппелин задерживает в открытом море коммерческое судно для опроса о грузе
Чтобы пересечь Немецкое море, быстроходным английским разведчикам нужно не более суток. Немцы слишком осторожны, чтобы рисковать встречей своего флота в открытом бою с грозными британскими эскадрами. Согласно выработанному уже давно плану адм. Тирпица, германские моряки ограничились на первое время минной войной, с целью ослабить английский флот, этим все еще страшным орудием. И лишь в том случае, когда немцам удастся нанести чувствительный урон британскому флоту и деморализовать его личный состав, боевой флот их выйдет в открытое море.
Прежде всего, немцы, не считаясь с интересами нейтральных держав, набросали в открытом море плавучих мин. 23-го июля английский крейсер «Аmphion» застал за этим милым занятием немецкий заградитель «Коnigin Luise» (по-видимому, переделанный старый крейсер «Victoriа Luise»), и пустил его ко дну. Но два дня спустя тот же «Аmphion» наткнулся на одну из этих мин и погиб вместе с половиной экипажа. Злополучный крейсер этот находился во главе третьей минной флотилии, состоящей из 20-ти новейших истребителей, и плавал между устьем Темзы и берегами Голландии.
Гибель «Аmphion»’а заставит англичан серьезно призадуматься над вопросом о борьбе с плавучими минами, являющимися чуть ли не самым страшным современным врагом современных броненосцев. Достаточно вспомнить, что под Артуром японцы потеряли на минах чуть ли не четверть своего флота, тогда как самодвижущиеся торпеды и артиллерийский огонь вывели из строя лишь несколько мелких судов. К счастью, современная морская техника владеет новыми средствами борьбы с плавучими минами.
С гидроаэроплана, парящего на большой высоте над поверхностью моря, хорошо видны на значительной глубине плавучие мины, а по обнаружении их местонахождения нетрудно расстрелять или выловить эти страшные орудия разрушений. Таким образом, первой задачей английского флота ныне оказывается обследование при помощи гидропланов Немецкого моря, или, по крайней мере, западной его половины. У берегов Ютландии, где на своих же минах погиб немецкий миноносец, англичанам делать пока нечего.
Несколько десятков гидропланов будут очень полезны англичанам и для отражения атак немецких подводных лодок. Подводную лодку с гидроплана еще легче заметить, чем плавучую мину или торпеду. А раз подводная лодка открыта,—она не опасна. Немецкие подводные лодки третьего дня уже произвели внезапную атаку на английский крейсерский отряд, по-видимому, стороживший в открытом море выход немецкой эскадры.
Первое боевое крещение оказалось неудачным для подводных лодок. Атака благополучно отбита английскими крейсерами, при чем была потоплена лодка U-15. Лодка эта спущена на воду всего два года назад, имела водоизмещение в 650 тонн (в погруженном состоянии 750 тонн) и могла ходить со скоростью 12-ти узлов на поверхности моря и 8-ми узлов под водой.
Хотя лодки, спущенные на воду в прошлом году и уже готовые, значительно больше, быстроходнее и сильнее U-15, тем не менее, и эта лодка должна считаться вполне современным представителем судов своего типа. Надо полагать, что первая неудача не обескуражит немцев, и что их подводные лодки будут повторять свои атаки.
Вслед за подводными лодками можно ожидать ночных атак английских сторожевых отрядов немецкими истребителями, которые должны пытаться поправить неудачу своих подводных товарищей. Здесь все дело во внезапности атаки. Если истребители открыты,—им угрожает расстрел более сильными орудиями английских крейсеров и даже истребителей. Немецкие истребители, которых можно назвать, по их малым размерам, скорее эскадренными миноносцами, вооружены только короткими 3 1/2 дюймовыми пушками, начальная энергия которых равна 645 футо-тонн.
Гибель германского броненосца
Новые английские истребители вооружены 4-дюймовыми длинными пушками, с начальной энергией в 1,200 футо-тонн. Таким образом, не только английские крейсеры, но и истребители легко могут отражать артиллерийским огнем минные атаки немецких истребителей. Вообще говоря, минная война бьет, прежде всего, по нервам судового экипажа, непрестанно вынужденного быть на стороне на случай появления неприятельских истребителей.
Для избежания естественного утомления команд необходимо почаще сменять сторожевые отряды, усылая их после нескольких дней службы на отдых в открытое море или даже в порты. Адмирал Джеллико может свободно организовать эту очередную службу, так как в его распоряжении находятся в водах метрополии 224 истребителя и 54 бронепалубных крейсера (не считая еще 20-ти старых крейсеров, пригодных лишь для обороны своих берегов). Следовательно, Англия может выставить в Северном море 14 минных флотилий (по 16-ти истребителей и по одному крейсеру в каждой) и 8 крейсерских отрядов (по 5-ти малых крейсеров в каждом).
Лучшим средством для защиты боевого флота от минных атак служит тайна, окутывающая его местонахождение, которое при том постоянно меняется. В этом отношении английский флот находится, пожалуй, в более выгодных условиях, чем немецкий, при кованный к своим портам. Англичане располагают 78-ю подводными лодками (против 26-ти немецких). Эти подводные лодки могут быть, в случае нужды, организованы в сторожевые отряды, поджидающие в укромных уголках выхода немцев в море.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство
.......
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
..........
Первая мировая война. Армии стран-участниц. Австро-Венгрия
Первая мировая война. Армии стран-участниц. Сербия и Черногория
Первая мировая война. Армии стран-участниц. Германия
Первая мировая война. Армии стран-участниц. Франция
Первая мировая война. Армии стран-участниц. Бельгия
Первая мировая война. Армии стран-участниц. Великобритания
Первая мировая война. Армии стран-участниц. Япония и Китай
Первая мировая война. Армии стран-участниц. Турция
Первая мировая война. Армии стран-участниц. Пехота наша и германская
Первая мировая война. Армии стран-участниц. Боевая работа нашей артиллерии
Первая мировая война. Армии стран-участниц. Авиация
Первая мировая война. Армии стран-участниц. Тактика авиации
Первая мировая война. Военно-морской флот
Первая мировая война. Соперничество Англии и Германии
........
Первая мировая война. Крепости. Германия
........
|