29 (16) июля 1915 года
От штаба Верховного Главнокомандующего
16 июля.
К западу и к югу от Митавы 13-го июля— успешные для нас столкновения передовых частей. Наступающий от Поневежа неприятель 13-го июля был задержан нашим аррьегардом у местечка Субоч, при чем огонь нашей тяжелой артиллерии нанес противнику большие потери.
На наревском фронте—сильный артиллерийский огонь. У Новогрода неприятель продолжает попытки переправиться. У устья реки Шквы 14-го июля ему удалось захватить часть наших окопов на левом берегу реки, но штыковым ударом неприятель был отброшен за реку. На левом берегу Нарева, от Доброленки до реки Прута,—упорный бой без изменения линии фронта. На правом берегу Нарева неприятель перешел в наступление против наших частей, ведших контратаку к северу от Сероцка; у селения Буды Обремския нами отбито шесть атак.
На левом берегу Вислы, а также между этой рекой и Вепржем—без существенных перемен.
Между Вепржем и Бугом в ночь на 14-е июля продолжался весьма упорный бой в районе селений Раколупы— Майдан-Островский. Отбив три настойчивых атаки неприятеля на высотах севернее Майдан-Островский, наши войска перешли в наступление и овладели указанными селениями, захватив здесь 1,500 пленных. На грубешовском направлении неприятель продолжает вести настойчивые атаки. Севернее селения Степанковице мы отразили с большими для неприятеля потерями три его яростные попытки прорвать наш фронт.
К югу от Сокаля мы успешно вели наступление против переправившихся у Потуржицы неприятельских сил. Утром 14-го июля наши войска ворвались на высоты неприятельской позиции и захватили много пленных. Неприятель ввел новые силы для контратак. Горячий бой продолжается.
На верхнем Буге и верхнем течении Золотой Липы—сильный артиллерийский огонь и попытки небольших частей неприятеля продвинуться.
Северо-западный фронт
16-го июля.
Между Неманом и Двиной происходили бои передовых частей к югу от Бауска на левом берегу р. Муши.
В занеманском районе неприятель вел вновь в ночь на 16-е июля атаки к северо-востоку от Сувалок у с. Кленорейцы. В районе Ковны его передовые части, наступая с юго-запада подошли к передовым позициям крепости.
К западу от Ковны вечером 16-го июля дружным штыковым ударом мы выбили неприятеля с нескольких позиции, захваченных им поутру.
На Нареве преимущественно огневой бой на прежнем фронте. Между с. Каменка на Нареве и железной дорогой мы потеснили германцев, а на правом берегу Нарева к северу от Сероцка успешно отбили несколько их атак.
На Висле по обе стороны устья Радомки неприятель переправил на понтонах в нескольких местах свои передовые части на правый берег реки и пытался навести мосты. Наши войска атаковали переправившиеся части неприятеля. Тяжелая артиллерия разбила неприятельский мост у с. Кобыльница.
Юго-западный фронт
16-го июля.
Между Вислой и Бугом неприятель большими массами вел атаки по обоим берегам р. Вепрж. На участке Хмель—Пяски неприятель был отбит с большими потерями, но вдоль левого берега Вепржа после упорного боя ему удалось на участке одной дивизии продвинуться и захватить селение Травники, а, затем, выше названного пункта, переправиться на правый берег Вепржа.
Между Вепржем и Бугом все настойчивые атаки неприятеля были нами отражены.
На Буге, в районе гор. Сокаля, мы выбили неприятеля из двух линий окопов и захватили до 1,000 пленных с 4 пулеметами.
У Каменки успешно отбита атака австрийцев.
Турецкий театр военных действий
16-го июля.
В приморском направлении перестрелка.
На ольтинском направлении перестрелка у Аркинса.
На остальном фронте боевых столкновений не происходило.
Обзор „Армейского Вестника"
(13 июля).
В районе Западного Буга в 10 часов утра 8 июля мы овладели высотами юго-восточнее Сокаля. К 7 часам утра того же дня наши части овладели тремя линиями окопов, отбили контратаку противника и начали спускаться к Сокалю. В это время австрийцы значительными силами повели наступление вдоль Западного Буга на северную окраину Потуржица. Под энергичным их натиском наши цепи осадили к церкви д. Потуржица, но с подходом частного резерва мы перешли в контратаку и после горячего уличного боя выбили противника, взяв при этом много пленных, в числе которых нами захвачен командир 10 егерского батальона майор Стессель. Одновременно значительные неприятельские силы бросались к Западному Бугу со стороны высот севернее д. Завишня. Нашим пехотным и артиллерийским огнем немцы с громадными потерями отброшены.
Вечером 8 июля лихой атакой трех рот наших полков противник выбит из Добротвора; при этом захвачено 300 пленных.
Наше наступление в ночь на 9 июня успешно продолжалось, и с утра 9 июля, несмотря на неоднократные встречные атаки, нами занят ряд окопов, расположенных на высотах у Сокаля.
К вечеру 9 июля мы оттеснили противника на южной окраине Соколя.
С вечера того же числа германцы повели атаку со стороны Медники на колонию Янки, подготовив ее сильным артиллерийским огнем. Атака нами отбита.
У д. Шишколосы, прикрываясь сильным артиллерийским огнем, противник захватил часть наших окопов, но вскоре был встречен молодецким штыковым ударом одного из наших полков, при чем окопы наши были возвращены. Противник понес большие потери и вынужден был в беспорядке отступить.
Потери австро-германцев и наступление в Прибалтике
Как мы указывали в прошлом обзоре, вооруженные силы австро-германцев, сосредоточенные на наших фронтах, достигают четырех миллионов человек. На всех же остальных театрах действуют не более двух миллионов штыков. Если прибавить к этому многочисленные войска, обслуживающие тыл, резервы и вновь формируемые ландштурменные части, то и в таком случае общие силы противников едва ли превысят в настоящее время 7 1/2—8 миллионов человек. Но в виду того, что все хорошо осведомленные военные критики за границей определяли численный состав армий австро-немцев в 12 миллионов, необходимо, следовательно, отнести недостающие 4-5 милл. к потерям неприятеля, или же признать подсчеты неправильными. Освещение этого вопроса мы находим у английского военного специалиста Илэр Беллока.
Современные армии представляют собою в сущности вооруженные народы. Они покупают сравнительно ничтожный стратегический успех в борьбе ценой неимоверных усилий и соответственно огромных жертв. Беспримерные в военной истории потери воюющих сторон обусловливаются исключительно характером современной войны, последний, благодаря техническим усовершенствованиям и применению всех отраслей военно-инженерного искусства, требует широкого пользования огнестрельным оружием, главным образом, артиллерией, которой и принадлежит почти решающая роль в сражениях.
Маневрирование крупными массами войск в открытом месте весьма затруднительно. Поэтому военные операции сводятся к окопной войне. Если же принять во внимание, что развитие фортификации шло всегда параллельно с увеличением разрушительной силы артиллерии, а также с изобретением всевозможных способов уничтожения врага, то станут понятными те кажущиеся невероятными потери, которыя несут борющиеся стороны. Как известно, окопная война стоит большого количества человеческих жизней, чем столкновения на гладком месте.
Отношение одного убитого на семерых раненых, которое, по словам г. Беллока, всюду замечалось на западном фронте, оказывается неверным для войны окопной, дающей больший процент убитых. Общие потери британской армии во Франции достигли к 31 мая 258069 человек. Из этой цифры 1/5 убитых и 4/5 раненых и пленных, хотя в число убитых британской армии поставлены и умершие от ран и болезней, и, так. обр. число убитых англичан более точно пропорционально числу раненых, чем у немцев, которые в свои списки ставят только погибших на поле брани. Из этого можно вывести, что в германской армии надо считать одного убитаго на шесть раненых, а, следовательно, зная цифру немцев убитых, можно высчитать общую цифру германских потерь убитыми, ранеными и пропавшими без вести, за исключением больных.
Для Пруссии это число убитых достигало 250 тыс. до последнего большого наступления в Галиции. Помножив эту цифру на шесть, оказывается, что общие потери Пруссии должны быть исчислены в полтора миллиона человек. Если прибавить только одну пятую для других германских государств, то получается 1,800 тыс. для всей империи. Прибавив 80% на Австрию, соответственно количеству ее войск, получим для обеих империй 3.200 тыс. человек убитых, раненых и пропавших без вести, не считая последних потерь в Галиции, которые должны быть огромны.
Таким образом, надо считать, что в обеих империях выведено из строя половина их армий.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 25 (12) июля 1915 года
Первая мировая война. 26 (13) июля 1915 года
Первая мировая война. 27 (14) июля 1915 года
Первая мировая война. 28 (15) июля 1915 года
Первая мировая война. 29 (16) июля 1915 года
Первая мировая война. 30 (17) июля 1915 года
|