28 (15) февраля 1917 года
От штаба Верховного Главнокомандующего
15-го февраля 1917 года.
Западный фронт
Перестрелка и поиски разведчиков.
Румынский фронт
14-го февраля днем противник, после артиллерийской подготовки, атаковал наши позиции по обе стороны шоссе Якобени— Кимполунг и занял высоты в 3 верстах юго-западнее д. Валепутна.
Вечером 14-го февраля, контратаками наших частей, противник был отброшен с высоты у железной дороги. Высоты же по обе стороны шоссе остались в руках неприятеля.
В ночь на 15-е февраля наши части произвели контратаки на высоты, занятые накануне противником по обе стороны шоссе Якобени—Кимполунг. Наши атаки севернее шоссе успеха не имели; к югу от шоссе противник сбит и наше положение восстановлено.
Днем 15-го февраля румынские части атаковали позиции противника в двух верстах южнее деревни Рекоса (севернее р. Завала), сбили противника и заняли высоту, захватив пулемет и пленных.
Кавказский фронт
Перестрелка.
На Понтийском Тавре— метель продолжается.
Действия наших союзников, за истекшие две недели
На бельгийском фронте обычная перестрелка и поиски разведчиков.
На английском фронте британцы продолжали операции на обоих берегах р. Анкр с возрастающим успехом; германцы были потеснены на фронте в 16 верст и в глубину в среднем на 4 версты. Д.д. Серр, М. Миромон, Миромон, Варленкур-Фокур, Пи были взяты и кроме того англичане приблизились к окраинам д.д. Пюизье-о-Мон, Ирль и Ля-Варн. На остальных участках английского фронта успешные для британцев поиски разведчиков. В течение последних двух недель англичане взяли 1.140 пленных, большое количество оружия и предметов военного снаряжения; в указанное число не включены пленные, захваченные 13-го февраля при овладении несколькими неприятельскими позициями на р. Анкр.
На французском фронте обычная перестрелка и действия разведывательных частей.
На итальянском фронте перестрелка. Несколько атак противника против различных участков фронта были отбиты с большими для австрийцев потерями.
В Месопотамии операции англичан продолжались с полным успехом и противник, потерпев решительное поражение, вынужден был очистить Кут-эль-Амару. 9-го февраля английские войска переправились через Тигр, западнее Кут-эль-Амары и атаковали турок, которые отступили, понеся большие потери. Ныне они отходят в беспорядке. В течение двух недель англичане в Месопотамии взяли 104 офицера, 4.159 нижних чинов, 15 пулеметов, 4 германских полевых орудия и большое количество военного снаряжения.
ТЕЛЕГРАММЫ
Западный фронт
КИЕВ, 14-го февраля. «Армейский Вестник» пишет:
«На Волыни заметно усилилась деятельность летчиков как наших, так и неприятельских. Последние преимущественно занимались метанием бомб, не причинив нам, однако, особого вреда.
На Стоходе наши самолеты корректировали огонь нашей тяжелой батареи, причем неоднократно отмечались прямые попадания в блиндажи противника. При одном попадании замечен дым больше обыкновенного разрыва.
В ночь на 8-е февраля противник обстрелял химическими снарядами занимаемый нами лес. Наши части одели маски, кроме того, были зажжены костры, благодаря чему обстрел этот не причинил нам особого вреда. Около 3 час. примерно в этом районе противник выпустил волну газа и снова открыл огонь химическими снарядами, но ветер переменил направление и волна газа повернула в сторону противника. В окопах его было замечено смятение.
К востоку от деревни Свинюхи мы обстреляли пулеметным и ружейным огнем неприятельский самолет, который получив, очевидно значительные повреждения, стал круто снижаться к своему расположению.
В районе к северу от Зборова артиллерия противника с утра 7-го февраля открыла методический огонь по нашим окопам. После этого обнаружено было движение небольшой партии пехоты противника, направлявшихся с юга к обстреливаемому участку, но огнем нашей артиллерии партии эти были рассеяны, а около 2 час. пополудни огонь неприятельской артиллерии стал затихать и вскоре совсем прекратился.
К югу от Брзежан 6-го февраля около 8 ч. вечера противник неожиданно открыл сильный, но беспорядочный огонь артиллерии и минометов, но нашим огнем деятельность противника вскоре была прекращена.
На реке Быстрице к юго-западу от Иезуполя, около роты противника, пользуясь туманом, повела наступление на нашу заставу, расположенную на одном из островов р. Быстрицы. Под натиском превосходных сил наша застава отошла на восточный берег реки, но оттуда своим огнем не позволила противнику занять остров, но в то же время мы открыли огонь с нашей главной позиции и принудили противника отойти в свои окопы.
В районе Станиславова партия наших разведчиков, подошедшая к неприятельским окопам, была обойдена и атакована разведывательной ротой противника. Несмотря на то, что последний значительно превышал нас числом, наши молодцы первыми бросились в штыки, пробились через противника и благополучно вернулись в свои окопы, захватив по пути в плен офицера и несколько нижних чинов.
В районе селения Богородчаны 7-го февраля партия противника, силою около роты, пыталась подойти к нашим окопам, но нашим ружейным огнем и наступлением роты резерва противник отброшен. В следующую ночь в этом раионе наши разведчики в свою очередь предприняли поиск, увенчавшийся полным успехом. Выполнив свою задачу они благополучно вернулись, приведя пленных.
В Карпатах по-прежнему перестрелка и поиски разведчиков. Погода за последние дни стала заметно мягче». (ПТА).
Французский фронт
ГАВР, 13-го (26-го) февраля. Бельгийское официальное сообщение:
«По всему фронту происходила артиллерийская перестрелка среднего напряжения, в особенности у Нордсхооте и Стеенстрате, где после полудня проявили деятельность траншейные мортиры». (ПТА).
ЛОНДОН, 13-го (26-го) февраля. Вечернее официальное сообщение британской главной квартиры во Франции:
«В течение дня мы продолжали движение, о котором упоминалось в наших сообщениях от 11-го и 12-го февраля, на обоих берегах Анкра. В настоящее время наше продвижение вперед простирается вдоль фронта приблизительно на 11 миль, начинаясь от востока у Гедекура до Гомкура, и достигло в глубину 2 миль. Кроме селения Серр, о котором упоминалось вчера, мы занимаем сейчас сильную позицию, называемую «холм Варленкур», а также селения Варленкур-Фокур, Пис и Миромон. Кроме того мы достигли подходов к Лебарк-Иблю и Пюис-о-Мон.
Сегодня рано утром мы отбили германскую атаку, предпринятую неприятелем на одну из наших позиций к югу от Соммы, и нанесли неприятелю потери.
Сегодня утром, к северу от Арраса, мы произвели удачное нападение и захватили 24 пленных. Ночью мы также проникли в германские траншеи к западу от Менши-о Буа и к западу от Ланса, захватив несколько пленных.
В течение дня германская артиллерия проявила более чем обычную деятельность к югу от Соммы и к югу от Ипра. Мы с успехом бомбардировали некоторые пункты и вызвали взрыв в германских линиях.
Во время воздушных боев за вчерашний день нами сбит один германский аэроплан, а другой мы заставили снизиться, вследствие полученных им повреждений». (ПТА).
ПАРИЖ, 13-го (26-го) февраля. Официальное сообщение от 13-го февраля. 11 часов вечера:
«Наша артиллерия обстреляла разрушительным огнем германские оборонительные укрепления в Бельгии в районе дюн и к востоку от леса Малаккур. Мы совершили удачное внезапное нападение на выступ неприятельских траншей к северу от Тагора и захватили пленных.
На остальном фронте ничего существенного не произошло». (ПТА).
Итальянский фронт
РИМ, 13-го (26 го) февраля. Официальное сообщение итальянской главной квартиры от 13-го февраля:
«В течение вчерашнего дня происходила обычная артиллерийская перестрелка особенно в долине Сугана, в участке Плавы и к востоку от Горицы. Попытки неприятеля произвести нападения на наши позиции на северных склонах Кольбрикона (долина Травиньоло), у Наваджуста (верхнее течение Дегано) и на Слем (Монте-Неро) были немедленно отражены нами с нанесением неприятелю тяжелых потерь.
В районе к юго-востоку от Горицы после ожесточенной бомбардировки неприятельские отряды атаковали одну из наших выдвинутых позиций к югу от Вертойбы. Неприятель был отбит, рассеян и нами захвачены пленные.
Поступили донесения о значительной воздушной деятельности. Наши зенитные батареи сбили неприятельский аэроплан, упавший близ Дунмо. Минувшей ночью два наших воздушных аппарата с успехом бомбардировали железнодорожную станцию Рифемберг в долине Браницы (Фриэйдо) и аэродром в Прочессо, к северу от Триеста. 2 1/2 тонны сильно взрывчатых веществ были сброшены с видимым результатом на эти места, при чем, несмотря на сильный огонь неприятельских зенитных орудий и сильный ветер, наши аппараты благополучно возвратились к своим базам». (ПТА).
РИМ, 13-го (26-го) февраля. Агентство Стефани сообщает:
«Минувшей ночью один из наших дирижаблей бомбардировал морское, побережье в Поле, сбросив на военные сооружения более тонны взрывчатых веществ. Несмотря на артиллерийский огонь, дирижабль возвратился к своей базе без повреждений.
Вчера утром два неприятельских гидроплана пытались произвести налет на Бари. Нападение было совершенно отражено, благодаря удачному заградительному огню зенитных батарей. После трех тщетных попыток проникнуть через обстреливаемую зону, неприятельские гидропланы, не сбросив ни одной бомбы, повернули на север, преследуемые нашими аэропланами». (ПТА).
Балканский фронт
СОЛУНЬ, 11-го (24-го) февраля. На фронте день прошел спокойно. (ПТА).
СОЛУНЬ, 13-го (26-го) февраля. Некоторые неприятельские разведочные отряды были отражены на итальянском и русском фронтах.
Сегодня неприятельская артиллерия проявила в некоторых пунктах деятельность большую, чем обычно. (ПТА).
Турецкий фронт
ЛОНДОН, 13-го (26-го) февраля. Официальное сообщение о военных действиях в Месопотамии следующим образом описывает операции 11-го февраля:
«Переход на полуостров Шумран 10-го февраля был быстро использован британцами, патрули которых, высланные вперед, поддерживали тесную связь с неприятелем всю ночь 10-го февраля и рано утром 11-го февраля. Горный хребет, пересекающий полуостров Шумран, перешел в наши руки и неприятель начал отступать в направлении Баг-Хайлаха, расположенного приблизительно в 39 километрах к западу от Кут-эль-Амары.
Турецкие склады припасов и провиантские магазины были подожжены во многих местах, сильные же арьергарды неприятеля, поддерживаемые артиллериею, были оставлены для оказания сопротивления нашему наступлению.
Многочисленные отряды нашей кавалерии, перейдя Тигр приблизительно в 8 часов утра, двинулись немедленно вперед, чтобы обойти турок с фланга, которым пришлось выдерживать в течение всего дня атаки этой кавалерии, поддержанной в то же время британской пехотой. Неприятель понес весьма серьезные потери, но точно они пока еще не определены.
За это время наша пехота последовательно заняла четвертую и пятую турецкие линии—позиции Нак-Хайлагь и Сувада, достигнув окончательно^ линии Атаба близ болота Магазиса.
Наши воздушные эскадры с большим успехом принимали участие во всех этих боях, сбрасывая бомбы и обстреливая неприятеля из пулеметов с незначительной высоты.
Мы захватили в плен 1.730 турок, в том числе 1 полковника. Кроме того, нами взяты 4 германских полевых орудия, 10 пулеметов, 10 бомбометов, большое число ружей и боевые припасы. В результате этих операций все неприятельские позиции между Санна-и-Ят и Кут-эль-Амара были заняты нами и Кут-эль Амара автоматически перешла в наши руки.
Операции происходили на довольно открытой местности и наши войска были развернуты на очень длинном фронте, вследствие чего пока невозможно с точностью определить потери неприятеля людьми и военными припасами». (ПТА).
ЛОНДОН, 13-го (26-го) февраля. Палата общин. Бенар-Лоу сообщил, что в результате военных операций в Месопотамии неприятельские позиции от Санна-и Ята до Кут-эль-Амары захвачены британцами и Кут-эль-Амара автоматически перешла в руки британских войск. (ПТА).
ПАРИЖ, 13-го (26-го) февраля. Из Лондона сообщают:
«Англичане заняли Кут-эль-Амару, захватив 1.700 пленных, в том числе 1 турецкаго полковника и 4 германцев». (ПТА).
Военный обзор
С британского фронта. Картина современной атаки
В 7 час. 35 мин. утра 10-й батальон полка Рутландшир перейдет через пространство между своими и неприятельскими окопами («ничья земля», как говорят англичане) и овладеет 1, 2 и 3-ю германскими линиями от Р24 А3 до Q17B12.
Так гласило полученное приказание, описывает эпизод боя участник атаки в журнале «Grарhiс». Холодная, ясная, зимняя ночь. Густо скучившись в окопах поджидает пехота рокового момента— 7 час. 35 мин. утра.
Изредка над головами, свистя, проносится британский снаряд, несущий смерть в расположение противника. То и дело взвиваются к небу светящиеся ракеты, на минуту раскидывая голубые лучи и затем медленно опускаясь на землю. От времени до времени со страшным шумом грянет траншейная мортира, пробуждая громкое эхо в окрестных возвышенностях. Иногда и противник отмечает свою бдительность, посылая большую «минни», медленно двигающийся на подобие футбола снаряд, разрывающийся с сильным треском. Но в общем ночь «спокойная», если не считать скопления людей в траншеях.
С рассветом начнется один из обычных боев современной войны за несколько оставшихся углублений, называемых траншеями. Батальон благополучно прибыл в окопы, расположенные против неприятельских траншей, обозначенных вышеприведенными знаками. Не легко было его сосредоточение; батальон пришел из селения, лежащего в 4 1/2 километрах позади линии огня по взрытым снарядами дорогам, среди множество двигавшихся зарядных ящиков, чрез находящиеся под обстрелом деревни, густо занятые войсками, также направляющими на фронт, вдоль нескончаемых, размокших соединительных ходов, в которых иногда заблуждались целые взводы.
Командир батальона с адъютантом поместились в слабом закрытии и свободно вздохнули, когда четыре ротных командира пришли сказать, что все люди в сборе. Ночь тянулась медленно. Более спокойные люди спали, прочие в пол голоса перебрасывались отрывистыми замечаниями. Офицеры собрались в небольшие группы, некоторые получали последние указания, а иные, впервые идущие в бой высказывали свои пожелания на случай смерти.
Позади фронта шла деятельная подготовка на батареях; подъезжали зарядные ящики; быстро опорожнялись и снова удалялись за новым грузом снарядов. В батарейных закрытиях офицеры тщательно сверяли часы—от точности их иногда для пехоты зависела жизнь или смерть.
В 7 часов утра все 1.500 орудий, попрятанных в разных местах района, должны были открыть огонь для подготовки пехотной атаки. Некоторые батареи были намечены для борьбы с неприятельскою артиллерию, расположение которой было установлено летчиками в течение целой недели.
В 7 1/2 километрах позади фронта расположен аэродром и летчики с него должны принять участие в предстоящем бою; одному поручено долететь до первой линии противника и убедиться в успехе атаки, другому назначено перелететь через 2 и 3-ью неприятельские линии, следить за тем, как далеко продвинутся атакующие части и немедленно донести в штаб.
Саперы наготове— они ожидают сигнала, чтобы броситься вперед и взорвать пулеметные гнезда противника; часть их уже ходила на разведку местности для определения направления соединительных ходов, которые должны будут связать британские окопы с неприятельскими. Носильщики, с трудом пробравшиеся со своими носилками но извилинам соединительных ходов, сложили их близ вспомогательного перевязочного пункта и отдыхают. Пулеметчики и прислуга траншейных мортир также готовятся к участию в огневой подготовке, а телефонисты спешно работают вдоль всех траншей, устанавливая связь каждой части войск с бригадным штабом, что составляет чрезвычайно важный фактор в современном бою.
Офицеры роты А объяснили людям цель атаки— завладеть первою линиею противника; ротам Б и С выпала еще более трудная задача—занять 2-ю и 3-ю линию. Рота Б должна была нести припасы, лопаты, кирки, бомбы, воду и пр. Полковник обошел роты, небольшими словами ободряя людей.
Половина седьмого - людям выдают по чарке рому; они прозябли и нуждаются в согревании и подкреплении; на взвод полагается целая жестянка от бензина. Молодой офицер обходит людей, сержант за ним несет жестянку—никто не отказывается, даже трезвенники. Напиток крепкий и здорово пробирает, зато прекращает дрожь в теле. Осталось десять минут времени; офицеры в последний раз обходят роты смотрят, чтобы у всех была вата в ушах для заглушения разрывов снарядов, шепотом отдается приказание примкнуть штыки. Это последнее распоряжение; с началом бомбардирования уже не придется отдавать приказаний.
Вдруг артиллерия открывает огонь—все 1.500 орудий сразу, производя оглушающий шум. На германских траншеях с одного конца до другого—непрерывный ряд дымков от разрывающихся снарядов—синих, зеленых, красных, оранжевых. Из неприятельских линий внезапно вылетают 2 зеленых и 1 красная ракеты—требование заградительного огня артиллерии.
Было условлено, что в 7 1/2 часов все британские полевые батарея сосредоточат шрапнельный огонь по передней линии противника, а тяжелые орудия будут продолжать обстреливать позади лежащие линии.
В 7 ч. З5 м. среди неистового гула артиллерийской стрельбы, резко раздается свисток командира роты А, которому вторят свистки четырех взводных командиров; рота подымается на бруствер, образуя волнистую линию, твердым шагом идет вперед и овладевает всем указанным ей участком первой линии противника, люди соскакивают в траншею и по телам убитых и раненых германцев, штыками и прикладами уничтожая немногих еще сопротивлявшихся немцев, пробираются в почти разрушенные закрытия, добивая бомбами оставшихся там защитников.
За ротою А по пятам следует рота В; ее цель находится в 50 саженях дальше. Перескакивая через 1-ю линию, через бесчисленные воронки от снарядов и сильно терпя от огня пулеметов противника, действующих из его 3-й линии, рота достигает своей цели, занимает 2-ю линию и бомбами очищает закрытия. По соединительным траншеям гренадеры входят в связь с людьми соседних батальонов, также производивших атаку. С хриплым криком проносится вперед рота С и врывается в 3-ю линию противника, избивает прислугу пулеметов и обходит кругом траверсы, всюду уничтожая защитников.
Победа! однако, еще не полная. Надо еще закрепиться на новой позиции. Быстро подходит рота Д с шанцевым инструментом. Два часа кипит усиленная работа, несколько стесняемая шрапнельным огнем противника и к 11 часам новая позиция укреплена и начертана новая, славная страница истории британской армии.
М. Б.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 24 (11) февраля 1917 года
Первая мировая война. 25 (12) февраля 1917 года
Первая мировая война. 26 (13) февраля 1917 года
Первая мировая война. 27 (14) февраля 1917 года
Первая мировая война. 28 (15) февраля 1917 года
Первая мировая война. 01 марта (16 февраля) 1917 года
|