27 (14) октября 1916 года
От штаба Верховного Главнокомандующего
14-го октября 1916 года.
Западный фронт
Небольшие части германцев атаковали наши позиции, южнее Риги, но были отбиты. Под прикрытием сильного артиллерийского огня, противник силою до батальона, перешел в наступление против наших передовых частей, расположенных на западном берегу реки Шары, в районе д. Голдовичи, и принудил их отойти на восточный берег реки.
В Лесистых Карпатах, в районе к югу от Рафаилова и к западу от Ворохты, попытки противника переходить в наступление были остановлены нашим огнем.
Кавказский фронт
Небольшие части турок пытались наступать к Шарафхану (10 верст южнее Зиарята), но были отброшены. В Саккизском районе наши войска отбили у турок часть их транспорта.
Румынский фронт
А) Северный (Трансильванский) фронт. На западной границе Молдавии, румыны, перейдя в короткое наступление, захватили д. Боян (что в 16 верстах северо-западнее Окна) и высоту Пятра-Роткуль (16 верст юго-западнее Окна). На границе северной Валахии румыны, остановив наступление противника, закрепляются на своих позициях. По обоим берегам р. Жиу ожесточенные бои продолжаются.
Б) Добруджа. Атаки противника продолжаются по всему фронту. Наши и румынские войска с боем отходят к северу от линии Гирсово (Гершова)—Кацапкиой.
Телеграммы
Западный фронт
РИГА, 11-го (24-го) октября. На рижском фронте за последние сутки наблюдалась артиллерийская, ружейная и бомбометная перестрелка. Нашими разведочными группами произведено несколько удачных набегов на неприятельское расположение. В районе Икскюльского предмостного укрепления, где неприятель после последней газовой атаки проявляет особую бдительности, нами снят вражеский секрет. (ПТА).
Французский фронт
ГАВР, 10-го (23-го) октября. Бельгийское официальное сообщение:
«Артиллерийская деятельность происходила в районе Диксмюда и оживленная борьба при помощи бомб на участке Стеенстрате». (ПТА).
ЛОНДОН, 10-го (23-го) октября. Официальное сообщение британской главной квартиры во Франции от 10-го октября, 10 час. 43 мин. утра:
«В течение ночи неприятель подверг сильному обстрелу наш фронт между Лесаром и Гедекуром. Наши войска занимают теперь край воронки, образованный двумя минами, взорванными вчера неприятелем у Леблеффа, где мы прочно укрепились». (ПТА).
ЛОНДОН, 10-го (23-го) октября. Официально сообщается:
«10-го октября неприятельский аэроплан пролетел над Маргетом в 10 часов утра и сбросил 3 бомбы, причинившие легкие повреждения гостинице. Ранены мужчина и женщина. Английские аэропланы прогнали противника в юго-восточном направлении». (ПТА).
ЛОНДОН, 10-го (23-го) октября. Адмиралтейство сообщает:
«Неприятельский гидроплан, сильно поврежденный сегодня после полудня одним из наших морских аэропланов, упал в море. Судя по времени, сбитый гидроплан, очевидно, один из аппаратов, совершивших налет на Ширнес». (ПТА).
ЛОНДОН, 11-го (24-го) октября. Вечернее официальное сообщение британской главной квартиры во Франции от 10-го октября:
«Во время операций, предпринятых днем на нашем правом фланге к югу от Анкра, мы продвинули нашу линию к востоку от Гедекура и Лебефа, захватив здесь 1.000 ярдов неприятельских траншей. Германцы производили усиленный артиллерийский обстрел нашего фронта близ Левар. К югу от Гранкура неприятель сосредоточил свои пехотные части с целью атаки, но был остановлен огнем нашей артиллерии. Сверх того числа пленных, о котором сообщалось вчера, мы захватили еще 66 пленных в сражении между Лезар и редюитом «Швабен». Вчера вечером у Гомкура германцы пытались в двух местах проникнуть в наши траншеи. В одном месте они были остановлены нашим огнем, нанесшим неприятелю сильные потери. В другом пункте им удалось захватить выдвинутые вперед наблюдательные пункты, но немедленной контратакой мы выбили их оттуда.
Действия летчиков. Британские летчики бомбардировали вчера два вокзала железной дороги в тылу германских линий, при чем подвергся обстрелу поезд, находившийся в пути, и сильно повреждены строения и подвижной состав. Мы сбили 7 аэропланов, а большое число других заставили спуститься после полученных повреждений. 8 британских аэропланов не возвратились обратно». (ПТА).
ПАРИЖ, 10-го (23-го) октября. Официальное сообщение от 10-го октября, 11 часов вечера:
«К северу от Соммы произведенные днем операции местного характера позволили нам значительно продвинутся к северо-востоку от Морваля. Число пленных, захваченных нами вчера к северо-западу от Сайи Сайиселя, достигает приблизительно 80 человек. К югу от Соммы артиллерийский бой был особенно оживленным в районе Шонского леса. На всех других пунктах день прошел спокойно.
Действия летчиков. Германские аэропланы сбросили утром несколько бомб на Нанси. О человеческих жертвах сведений нет. Причиненный материальный вред незначителен». (ПТА).
Итальянский фронт
РИМ, 11-го (24-го) октября. Официальное сообщение итальянской главной квартиры от 10-го октября:
«Вчера неприятельская артиллерия проявила деятельность на участке Плавы (в среднем течение Изонцо), к востоку от Горицы и на Карсо, в районе Добердо. Наши батареи обстреляли на некоторых участках фронта партии неприятельских рабочих и обозы. Воздушный флот обеих сторон производил разведки, при чем над долиной Фригидо произошел бой в воздухе, в результате которого неприятельский альбатрос принужден был снизиться. На Карсо отряды наших разведчиков, продвинувшись по направлению к неприятельским линиям, захватили пленных и некоторое количество военного снаряжения». (ПТА).
Балканский фронт
ЛОНДОН, 10-го (23-го) октября. Английское официальное сообщение из Солуни от 10-го октября:
«На фронте Струмы дождь продолжает мешать военным действиям. Французский патруль, оказывая содействие нашим войскам, совершил набег на болгарскую траншею и вернулся, захватив нескольких пленных. На дойранском фронте в ночь на 8-е октября мы совершили удачный набег на неприятельскую траншею близ Даутли». (ПТА).
Война на море
КОПЕНГАГЕН, 10-го (23-го) октября. Датский пароход «Туr» доставил сюда экипаж норвежского парохода «Drаfu», потопленного германской подводной лодкой в Северном море. Там же потоплен датский пароход «Guldborg», экипаж его спасен. (ПТА).
ХРИСТИАНИЯ, 10-го (23-го) октября. Норвежский пароход «Grenhaug», шедший из Гетеборга в Гулль с грузом железа, был потоплен германскою подводною лодкою в 150 милях от английского побережья. Подводная лодка всю ночь преследовала этот пароход и потопила его к утру. Экипажу было предоставлено всего несколько минут для спасения имущества; он был принят норвежским пароходом «Losnа», шедшим из Индии. Два норвежских парохода «Еdаn» и «Fjeldbli» отведены в германские порты. Норвежский пароход «Raftsund», шедший из Нарвика в Англию с грузом железной руды, потоплен к юго-западу от Марстенена. До сих пор в октябре месяце погибло 18 норвежских судов общей вместимостью в 22.375 регистрованных тонн, застрахованных в 15 1/2 милионов крон. (ПТА).
Военный обзор
На главном русском фронте
На северном и западном наших фронтах в последнем сообщении штаба Верховного Главнокомандующего никаких боевых действий не отмечено. Противник совершенно пассивен и проявляет усиленную деятельность по дальнейшему усовершенствованию своих позиций, увеличивая их обороноспособность. В этом направлении германцы доводят свои работы до удивительной силы и тонкости, обращая укрепленные линии в сплошные «китайские стены», опутанные громадным количеством всевозможной проволоки. С целью воспрепятствования проникновению за линию проволочных заграждений наших разведчиков, противник доводит высоту кольев, на которых укрепляется колючая проволока, до размеров, превышающих нормальный рост человека. Помимо этого, передовые окопы противника, представляющие собою зачастую бетонированную траншею, укрепленную большим количеством толстых балок, шпал и рельсов, против которых нужна работа тяжелой артиллерии калибром не менее 6-9 дюймов, опутаны очень мелкой сеткой, напоминающей собою сетку, применяемую на железных кроватях.
Во всех промежутках между сетями и впереди их расположены, кроме отмеченных двух типов проволоки, еще особые спирального вида пружины и сетки, которые предназначены к еще большему затруднению прохождения через линию искусственных препятствий наших разведчиков и лазутчиков. В довершение всего почти вся система этих препятствий увешана колокольчиками и другими звенящими и издающими шум предметами. Нередко бывают случаи, когда противник, ухищряясь в последних своих изобретениях, выставляет перед окопами какие-либо наивного свойства предметы (платки, безделушки, флажки и проч.), соединенные проводом с заложенным неподалеку фугасом или подземною миною. При малейшем прикосновении к этим предметам неминуемо происходит взрыв, рассчитанный на уничтожение партии смельчаков, рискнувших проникнуть за линию охранения и наблюдения противника.
Особенно усердствует противник в оплетении лесов и перелесков, встречающихся на позициях, колючею проволокою. Проходы тщательно маскируются и заставляются целою системою особых затворов и калиток, выделанных из тех же видов различной проволоки.
За последнее время в печати появились также сведения, о тех пассивных мерах неприятельской системы укрепления позиций, которые были наблюдаемы на австрийской части фронта у южной части Лесистых Карпат. Не надеясь на особую стойкость своих союзников австрийцев, германцы придумали для них особый способ прикрепления к занимаемым ими позициям. Устраиваемые глубокие траншеи наподобие лисьих нор с определенным количеством выходов находятся под особым наблюдением специальных офицеров, которые временами запирают даже на ключ двери отдельных подземных укреплений, в которых находятся их защитники. Сверх того проволокой оплетается такое фортификационное сооружение не только со стороны расположения противника, но также и кругом. Таким образом, зачастую австрийский солдат находится на позициях на положении арестованного и лишенного права свободы движения в пределах сравнительно небольшого своего ротного или даже взводного участка обороны.
Нельзя, конечно, не отметить того морального значения подобной системы противника, которая служат весьма ярким показателем истощения общего импульса, двигающего нашего врага на победу.
На психологическое воздействие на настроение австрийского солдата, видимо, германцы потеряли всякую надежду и теперь их ум работает над изобретением способов, как бы возможно сильнее приковать истомленного войной австрияка к той линии, где он должен служить хотя бы пассивным забором против вторгающихся русских войск.
Как и надо было ожидать, всю тяжесть активной борьбы на третий год войны германцы поневоле взяли на свои плечи и на долю австрийцев возлагают сейчас самые мертвые участки нашего юго-западного, а теперь и трансильванского фронтов.
В видах такого распределения труда, видимо, германцы решили не церемониться со своими расслабленными боевыми товарищами и, поручая им менее ответственные участки и задачи, за то уже не щадят их воинского и даже общегражданского самолюбия.
Сравнивая новые проблески применяемых в этом направлении германцами мер, нельзя не подчеркнуть, что даже прежде практиковавшийся расстрел отступающих австрийских частей в спину германскими пулеметами, с точки зрения морали, менее задевал самолюбие австрийского солдата и конечно офицера, чем «запирание на ключ» на боевой позиции.
Возможно, что появившиеся на этот счет в нашей и заграничной печати сведения и не вполне близки к точному смыслу обнаруженной «военной новости» противника, но, во всяком случае, даже подобие существования указанных мер должно вызывать чувство глубокого удовлетворения в сознании наших бойцов, которые могут воочию скоро убедиться в доподлинном настроении австрийских солдат.
Резкий толчок в сторону румынского боевого фронта в то время, когда едва только удалось отстоять австро-венгерские позиции в Галиции и на Волыни и где еще не исключена возможность новых для противника катастроф, служит наглядной иллюстрацией того нервного переживания противника, которое испытывает он в наступающую третью зимнюю кампанию.
Что у германцев вся масса войск также начинает работать на известном пределе своей боевой мощи, наглядным примером могут служить последние события на франко-бельгийском фронте, где, не имея положительно ни одного мало-мальски заметного успеха, германцы принуждены шаг за шагом уступать англичанам и французам свои позиции.
Успех французов под Дуомоном (на правом берегу Мааса) совпал с критическим моментом
положения русско-румынских войск на нашем крайнем южном фронте в Добрудже, где им пришлось уступить врагу железнодорожную линию Черноводы-Меджидие-Констанца. Сегодняшнее сообщение штаба Верховного Главнокомандующего отмечает несколько ослабевший уже натиск армии фельдмаршала Макензена у низовьев Дуная, а на северо-восточном фронте румын в Трансильвании нашим новым союзникам удалось одновременно с сим остановить натиск превосходных сил противника.
Таким образом, нервный нажим германцев на обоих румынских фронтах уже начинает проявлять признаки истощения своей энергии. А так как промедление в операции подобоаго характера, как это было отмечено в предыдущем обзоре военных событий у румынских границ, равносильно проигрышу всей операции, то совпадение успеха наших союзников у Вердена с временной остановкой удара фельдмаршалов Фалькенгайна и Макензена представляется очень показательным.
Ближайшие дни с точки зрении дальнейшего развития активных действий последних двух германских главнокомандующих должны представляться крайне интересными и пожалуй даже загадочными. Если действительно румынам удастся отстоять свои позиции, находящиеся в весьма оригинальном в стратегическом отношении положении, то это будет равносильно полному проигрышу германцами затеяннной ими контр-кампании на левом фланге генерала Брусилова, являющейся прямым ответом на исторический майский удар последнего и августовское выступление Румынии.
Конечно, фельдмаршал Макензен, несмотря на крайнюю необходимость вести возможно энергично начатую операцию, поневоле должен приостанавливать временами свое наступление и озираться на оба свои фланга и даже тыл. Во всяком же случае, еще раз необходимо подчеркнуть, что операция его не может быть развита в сторону столицы наших союзников без разгрома румынских армий в Трансильвании, а так как до последнего явления здесь очень далеко, то ослабевший натиск фельдмаршала Макензена является вполне логичным.
Что касается событий, отмеченных штабом Верховного Главнокомандующего в последнем официальном сообщении, на фронте армий генерал-адъютанта Брусилова, то здесь можно видеть, что на Злочевском направлении в районе деревни Звыжень противник переходил в наступление небольшими частями своих войск, но был совершенно без труда отбит сосредоточенным огнем наших частей, оперирующих на этом направлении.
Небольшая атака противника на Тернополь— Львовском направлении, по-видимому, имеет чисто местный характер, заключающийся в том, что австро-германцы прикрывали здесь какую-либо перегруппировку своих частей с одного участка позиции на другой. Возможно, что в стремлении накопить более или менее значительные резервы, австро-германцы стремятся по возможности незаметно оттянуть из боевых линий то или иное количество войск. Завязывающиеся на подобие отмеченного под Звыженем боевые столкновения как нельзя более определенно должны указывать, откуда противник черпает свои резервы.
Румыния настолько серьезно поглотила живую силу противника, что ему приходится теперь очень экономно располагать на остальных позициях свои войска и, при малейшей к тому возможности собирать резервы за счет менее ответственных участков боевого фронта, подбавляя туда или австрийцев или самые последние ландштурменные формирования.
Подсчет сил противника на всех фронтах указывает, что у германцев появилось за последнее время сравнительно незначительное количество новых дивизий и если теперь происходит усиленная растяжка по всем фронтам, то это делается исключительно за счет главного кадра полевых дивизий мирного времени, которые в настоящее время общипываются до крайнего и максимального предела.
Наступление противника двумя ротами в Лесистых Карпатах у горы Капул, о котором говорит наше официальное сообщение, является чисто тактическим эпизодом интересным лишь в том отношении, что указывает на расположение наших здесь войск, выдвинувшихся к северо-западу от названной вершины.
Г. Клерже.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 23 (10) октября 1916 года
Первая мировая война. 24 (11) октября 1916 года
Первая мировая война. 25 (12) октября 1916 года
Первая мировая война. 26 (13) октября 1916 года
Первая мировая война. 27 (14) октября 1916 года
Первая мировая война. 28 (15) октября 1916 года
|