26 (13) апреля 1917 года
Сообщение из ставки
13-го апреля.
Западный фронт
Перестрелка и поиски разведчиков.
В районе северо-западнее м. Берестечко нами взорван горн. Взрывом уничтожены полевой караул и минные галереи противника.
Румынский фронт
Перестрелка и поиски разведчиков.
На ж. д. линии Текучиу—Галац и Тудор— Владимиреску тяжелой артиллерией противника обстрелян наш поезд.
12 апреля к Рени (на Дунае) со стороны Черного моря подходила подводная лодка противника, ушедшая затем обратно в Черное море.
Кавказский фронт
Перестрелка и поиски разведчиков.
Юго-западнее Бана, у Армирда, большая партия курдов потеснила нашу заставу; высланными конными частями положение восстановлено. Участились случаи нападения курдов и местных жителей на наши тыловые учреждения.
Действия союзников
Французский фронт
ЛОНДОН. Корреспондент агентства Рейтера на английском фронте во Франции сообщает:
«Сравнительное спокойствие, царившее на прошлой неделе, было прекращено сегодня утром английской атакой, предпринятой с восходом солнца. Для полной точности следовало бы описывать операции англичан, как целый ряд последовательных атак, произведенных на всем протяжении фронта между Лансом и Сэн-Кантэном.
Незадолго до зари равномерная бомбардировка, продолжавшаяся уже несколько часов, уничтожая проволочные заграждения, разрушая траншеи и снося все оборонительные укрепления, превратилась в ожесточенный заградительный огонь.
Это по истине огненный и железный ураган, самый сильный изо всех тех, которые я имел случай наблюдать на этом фронте. Можно составить себе представление о наших запасах снарядов по тому факту, что во время бомбардировки от 27 марта прошлось остановить два поезда со снарядами, предназначенными для траншей, вследствие того, что, по словам офицеров, заведующих контролем, новые запасы приходили раньше, чем в них ощущалась нужда и, таким образом, могло образоваться загромождение.
Когда оглушительный шум этой железной завесы медленно стал удаляться, на горизонте показалась пехота, которая как бы появлялась из под земли с систематической точностью кинематографической ленты, и продвижение вперед в ярко-красном тумане происходило в том же порядке, который так часто наблюдался раньше, но с еще большей точностью и непоколебимой верой в результаты наступления.
Итальянский фронт
РИМ, Официальное сообщение итальянской главной квартиры от 11 апреля:
«Вчера в долинах Лагарина и Сугана продолжалась артиллерийская перестрелка. В тылу неприятельских линий замечено сильное передвижение войск.
В Верхнем Кордевле в течение ночи на 10 апреля неприятельский отряд пытался проникнуть в одну из наших позиций в районе Чиамподевилль, но нашей контратакой он был рассеян, оставив в наших руках некоторое количество вооружения и боевых припасов. Атака на наши линии в Габри, к северо-западу от Тольмино окончилась с таким же результатом, причем неприятелю нанесены значительные потери.
На фронте Юлийских Альп от Горицы до морского побережья происходила оживленная артиллерийская перестрелка, причем наши небольшие отряды, прорвав в нескольких пунктах неприятельские проволочные заграждения, предприняли атаку и заняли врасплох передовые неприятельские позиции в окрестностях Кастаньевицы, защитники которых захвачены в плен».
Турецкий фронт
АФИНЫ, По просьбе Энвер-паши, генерал Макензен принял на се6я верховное командование турецкими силами.
Макензен уже прибыл в Константинополь.
СОЛУНЬ. Вчера германская воздушная эскадра была вынуждена вернуться обратно в виду контр-нападения английских летчиков.
Сегодня, несмотря на туман и снег, шедший во многих пунктах фронта, артиллерийская перестрелка приняла весьма ожесточенный характер близ высоты 1050 на участках расположения итальянских и русских войск. Никаких пехотных действий до сих пор не происходило.
Положение на фронтах по сообщениям противников
От 26—13 апреля.
Западный театр
На фронте армий кронпринца Рупрехта:
у Арраса вчера противник нашел в себе силы, чтобы произвести лишь частичные атаки. Южнее Скарпа волны противника три раза штурмовали наши позиции и три раза были отбиты. На некоторых участках артиллерийский бой продолжается по восточному краю деревни.
На фронте армий кронпринца:
в общем положение без перемен. Огневой бой идет лишь на ограниченных участках фронта. У Хуртебиз Фе и восточнее, произведя натиск, мы улучшили наши позиции на хребте Шемин-де-Дам, при чем было взято в плен 3 офицера и свыше 160 французов. После значительно усилившагося огня вечером противник повел наступление по обеим сторонам Брана на протяжении в 3 кил., но был отбит с кровавыми потерями. В Шампани дело доходило лишь до боев ручными гранатами.
На фронте армий герцога Альбрехта: без перемен.
Восточный театр
Южнее Риги, у Якобштадта, Сморгони, западнее Луцка, восточнее Злочова, на Золотой Липе, а также вдоль Путны и Серета артиллерийская деятельность русских усилилась, на что мы отвечали соответствующим огнем.
Македонский фронт
По словам пленных, взятых в бою у оз. Дойран 24 апреля, англичане здесь вели наступление большими силами на узком фронте с широко задуманными планами. Храбрая болгарская пехота имела при этом большой успех, удержала все свои позиции и соединенным огнем германских и болгарских пулеметов и батарей нанесла противнику тяжелые потери.
Военный обзор
На главном русском фронте
Тени Стохода и политика в армии
Не желая быть пророком, в одном из предыдущих своих обзоров от 18 марта мы писали о том, что наша великая армия находится в эти весенние месяцы перед серьезнейшим боевым испытанием, от исхода которого зависит судьба завоевавшего себе свободу всего русского народа.
Первая боевая катастрофа как будто бы нас подстерегала. На стыке двух германских армий генералов Бернгарди и Гронау, на реке Стоходе, в районе Тоболы—Рудка—Червище—Геленин и Боровно разразился 23 числа того же месяца сильный удар противника, в результате которого мы потеряли левобережный Редко - Червищенский плацдарм и из наших рядов выбыло до 25 тысяч перволинейных бойцов. Подробности этой грустной картины уже давно были отмечены нашей печатью, неоднократно пытавшейся при этом проникнуть в глубокие корни первой неудачи свободной русской армии.
Не имея в руках вполне определенных тогда данных, мы, тем не менее высказали в последующей нашей статье («Русский Инвалид» от 25 марта № 72) предположение, что причиною несчастья на Стоходе могло послужить чувство волнения, охватившего наших бойцов в связи с внутренними политическими событиями в России. Выражая опасение, что бы безудержной волной хлынувшая в самый горячий период войны в боевые ряды нашей великой армии политика, не подточила бы в основе могучую, всегда страшную для противника ее силу, мы призывали тогда граждан-бойцов скорее разобраться в волнующих их чувствах и стать твердой грудью на своем ответственном посту. Напоминая о десятках тысяч невинно погибших на берегах Стохода наших бойцов, мы горячо взывали к 170 миллионов российских граждан вернуть армии дисциплину и не прекращать потока в ее ряды снарядов.
Менее чем через неделю первыми откликнулись на наш, идущий из глубины сердца призыв, ближайшие свидетели боя у Рудко-Черевищенского плацдарма. Глубоко взволновал нас ответ сынов тихаго Дона (хорунжий Попов и подъесаул Герасимов), в котором говорилось о том, что в предположениях своих, относительно истинной причины нашей неудачи на Стоходе, мы не ошиблись!..
— «Дисциплина и снаряды—наши помощники, дающие нам возможность вести дорогую родину к победе и свободе», заявляют от лица офицеров своей части авторы дорогого нам письма.
— «Мы выражаем надежду,—пишут донские офицеры,—что напечатанные крупным шрифтом в конце вашей статьи слова—(Граждане! Верните армии дисциплину. Шлите ей снаряды)—осуществятся в недалеком будущем и спасут нашу дорогую родину от грозящей ей опасности.
Ваша статья подняла дух нас—офицеров.
Привет вам и глубокая признательность от нас офицеров, с безграничным удовольствием читающих вашу статью, помешенную в "Русск. Инвалиде" (от 25 марта за № 72).
Мы были бы счастливы и рады за Россию если бы все великие бойцы от генерала до солдата, в боевых линиях и в тылу от моря и до моря - сыны великой свободной России—поняли бы наш призыв также, как поняли его ближайшие, оставшиеся в живых, свидетели, первой боевой катастрофы свободной армии на Стоходе!
Призраки ее зловещи.
Прислушайтесь с каким демоническим злорадством взирает на наши передовые окопы противник. Он слащаво говорит о мире и готовит одновременно сильныя ударные группы.—Оставим политику до окончания войны.
— Неизменно и непрестанно мы будем громко заявлять о том, что политика в боевых рядах армии погубит дело молодой свободы России. Пора опомниться, ибо последующая история заклеймит вас бесконечным позором, а потомства проклятием!
Послушайте, что говорят гостящие сейчас у английских и французских рабочих и социалистических групп, которые приехали к нам с целью принести русскому народу сердечное приветствие не только от трудящихся масс, но и от всех классов союзных нам народов.
— «Русские, товарищи, которым французское и английское наступление дают пока возможность спокойно работать над организацией страны, не должны ни на минуту убаюкивать себя иллюзиями. Безусловно ударит час и для России. Германский натиск на восточном фронте неизбежен.
Послушайте граждане-воины, какие, доклады, в связи с революционными событиями в России делаются в настоящее время в народной палате в Стокгольме:
— Тщетна надежда русских, будто революция произведет непосредственное воздействие на германский фронт и берлинское население, результатом чего будто должна будет явиться немедленная революция в Германии и что это может облегчить задачу восстановления общего мира».
Мы потеряли на Стоходе десятиверстный участок плацдарма и заплатили еще за эту неудачу целым корпусом солдат. Что же будет дальше, если, при аналогичных же условиях, противник пожелает отнять у нас площадь хотя бы немного большую, чем клочок болотистого берега реки?!.
Мы не подозреваем даже того, насколько вероломны замыслы нашего внешнего врага.
Читайте воины-граждане на позициях. Читайте граждане в тылу. Возможно шире оповещайте последнюю знаменательную речь германского императора Вильгельма II, сказанную им в Одельберге офицерам запасной дивизии королевской гвардии перед отправкой их на русский фронт.
«Вам предстоит нанести удар хитрой и могущественной империи востока, охваченной в настоящие дни судорогой смуты и волнений.
Офицеры моей гвардии, ваши товарищи победоносно вошли в пять столиц наших врагов и я приказываю вам внести ваше победоносное знамя в столицу России и обещаю вам, что война будет там закончена.
Я исполню наконец завещание моего великого деда,—заключил Вильгельм,—и раздавлю славянство на всех путях, где оно мне встретится».
Мыслима ли после этого в боевых наших рядах широкая политическая жизнь с агитационным и выборным началом в вопросе назначения командного состава!
Несчастные тени погибших на Стоходе бойцов взывают со дна Пинских болот к великому разуму оставшихся в живых русских витязей...
Защищайте славянство!
Г. Клерже.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 22 (09) апреля 1917 года
Первая мировая война. 23 (10) апреля 1917 года
Первая мировая война. 24 (11) апреля 1917 года
Первая мировая война. 25 (12) апреля 1917 года
Первая мировая война. 26 (13) апреля 1917 года
Первая мировая война. 27 (14) апреля 1917 года
|