19 (06) сентября 1916 года
От штаба Верховного Главнокомандующего
6-го сентября 1916 года.
Западный фронт
На Владимиро-Волынском направлении, в районе Дуброва, противник повел атаку на один из наших выдвинутых вперед взводов. При содействии пулеметов атака была отбита. Уцелевшие от взвода 10 стрелков под начальством фельдфебеля Ратушного, перейдя в контратаку, часть германцев перекололи, одного взяли в плен, остальных рассеяли. Ратушный тяжело ранен.
В районе к западу от Брод наши охотники и разведчики—ночью без выстрела бросились на выдвинутую заставу противника и в штыковой схватке перекололи 20 человек и взяли в плен 1 офицера и 12 нижних чинов.
В районе реки Нараювки упорные бои продолжаются. Все атаки противника отбиты с большими для него потерями. В бою 4-го сентября здесь убиты доблестные командир полка полковник Губин и подполковник Семичев.
В Карпатах, в районе Шабени и горы Пневи, нами занято несколько высот. Горы покрылись густым туманом, идет снег.
Кавказский фронт
Наши передовые части после боя с турками заняли рощу у моста через Фалпан-Чай у Куриджана, что севернее Хамадана.
Телеграммы
Французский фронт
ГАВР, 3-го (16-го) сентября. Официальное бельгийское сообщение от 2-го сентября:
«На различных пунктах фронта бельгийской армии происходила артиллерийская перестрелка. В участке Стеенстрате в конце дня происходила артиллерийская и траншейная борьба». (ПТА).
ЛОНДОН, 2-го (15-го) сентября. Сообщение британской главной квартиры во Франции от 1-го сентября, вечером:
«В результате сегодняшнего боя, носившего весьма ожесточенный характер, наши войска заняли почти все плоскогорье между Комбль и дорогой Позьер-Бапом. Большая часть березового леса Флер, леса Фуро, Мартенпюик и Курселет заняты нами. Неприятель с большим упорством защищал свои позиции. Более 2.300 пленных, среди них 65 офицеров, в том числе 6 батальонных командиров, уже отправлены в тыл. В течение всего сегодняшнего дня наши аэропланы с полным успехом содействовали артиллерии и пехоте, доставив во время боя многочисленные и весьма подробные донесения. Неприятельская артиллерия и пехота были с успехом атакованы нашими аэропланами, вооруженными пулеметами.
Был совершен ряд налетов, сопровождавшихся бомбардировкой неприятельских аэропланов и железнодорожных станций. Бомбы попали в поезда и на железнодорожные пути, гаражи были обстреляны нашими пулеметами. Сбит второй привязной шар. За сегодняшний день уничтожено 13 неприятельских аппаратов и 9 аппаратов были принуждены снизиться вследствие полученных повреждений. Мы не досчитываемся четырех аппаратов. (ПТА).
ЛОНДОН, 2-го (15-го) сентября. Официальное сообщение британской главной квартиры во Франции:
«Общее положение без перемен. К югу от Анкра продолжается перестрелка. На фронте между Аррасом и Ипром идет усиленная деятельность нашей артиллерии и бомбометов. Неприятель взорвал мины близ Мон Сорель и вечером мину близ Невилль - сен - Вааст. Деятельность аэропланов была довольно оживленна. Рано утром два неприятельских аэроплана упали на землю, объятые пламенем, и один принужден был снизиться. Мы не досчитываемся одного аэроплана». (ПТА).
ПАРИЖ, 3-го (16-го) сентября. Официальное сообщение от 3-го сентября, 1 часа дня:
«К северу от Соммы французские войска укрепляют свои новые позиции. Германская атака против района Клери была отражена. При этом были взяты пленные, среди них два офицера. К югу от Соммы неприятель произвел к востоку от Берна атаку, отраженную заградительным огнем. Число взятых здоровых пленных в течение вчерашних боев достигает 400. Кроме того, захвачено 3 бомбомета в военные материалы. Лишь в части одной из германских траншей было найдено 86 германских трупов. На остальном протяжении фронта ночь прошла спокойно.
Действия летчиков. Согласно последним сведениям, не считая 9 германских летательных аппаратов, сбитых 2-го сентября, еще 6 других неприятельских аэропланов принуждены были снизиться в своих линиях после боя с французскими летчиками, во время которого они получили повреждения. Двое из находившихся на них пассажиров были убиты. В ночь на 2-е сентября французская воздушная эскадра сбросила 106 снарядов большого калибра над неприятельскими расположениями у Пон Фавержэ и Бетанвилля. В первом из этих пунктов произошел большой пожар. Каждый из аппаратов совершил 2 полета. В ту же ночь было сброшено 174 снаряда над вокзалом Кон-флан-Дарни, из которых 120 попали в цель». (ПТА).
ПАРИЖ, 3-го (16-го) сентября. Официальное сообщение от 2-го сентября, 11 часов вечера:
«К вечеру от Соммы наши войска продвинулись к северу от фермы Леприэ, где мы заняли систему германских траншей приблизительно 500 метров вглубь германских линий. Продвижение это, в связи с операциями британской армии, положило серьезное начало окружению Комбля. Оживленные бои происходили к востоку от дороги в Бетюн и к северу от Бушавена. Во время этих боев мы расширили наши позиции.
К югу от Соммы две атаки, произведенные в 4 часа дня на участке Деньекур-Берни, доставили нам значительные преимущества. К востоку от Деньекур траншея, энергично защищавшаяся неприятелем, и лесок были захвачены нами после непродолжительного боя. К северо-востоку от Берни три неприятельских траншеи были последовательно захвачены нашими войсками, при чем 200 человек взяты в плен, в том числе 5 офицеров. Мы захватили с десяток пулеметов. По последним сведениям, занятая нами днем территория усеяна германскими трупами.
На остальном фронте день прошел сравнительно спокойно, за исключением участков Тиомон, Флери и Во-Шапитр, где продолжается весьма оживленная артиллерийская борьба.
Действия летчиков. На фронте Соммы наши пилоты отличались сегодня преимущественно в многочисленных боях, происходивших над неприятельскими линиями. Подпоручик Гинемер сбил 16-й аэроплан, подпоручик Нунгессер— 12-й, поручик Герто—6-й, подпоручик де Рошфор—6-й аэроплан. Кроме этого подтверждается, что в одном из боев за последние дни поручик Делев одержал шестую победу.
Два других германских аппарата, атакованных на очень близком расстоянии, должны были снизиться, будучи серьезно повреждены. На верденском фронте неприятельский аппарат был сбит к северу от Дуомона. Наконец, в Вогезах наши специальные орудия для обстрела аэропланов сбили фоккер, который разбился, упав на землю близ Люссо.
Наши аэропланы проявили большую деятельность в ночь с 1-го на 2-е сентября. Отряд из 17 аэропланов сбросил 77 бомб в 128 миллиметров и 8 бомб зажигательных на станции и пути железнодорожной линии Тернье, Шони и на станцию и лагерь войска в Гискаре. Некоторые из бомб попали в цель; сильный пожар был замечен в Тернье и начало пожара в Гискаре. Другой отряд сбросил 40 бомб на казармы в Стенэ, где было замечено несколько пожаров и 40 бомб на заводы в Ромбахе. Один из пилотов достиг Диллингена в долине Сара и сбросил 8 бомб на крупный завод, где был вызван пожар. В ту же ночь вновь 10 бомб было сброшено на заводы в Ромбахе и 4 бомбы на железную дорогу Мец-Понт-а-Муссон; оне причинили значительные повреждения». (ПТА).
Итальянский фронт
РИМ, 2-го (15-го) сентября. По сообщению итальянской главной квартиры, на Карсо итальянская пехота произвела атаку на неприятельские позиции к востоку от Валлона, заняла несколько линий траншей и захватила 2.117 пленных, в том числе 71 офицера, а равно пулеметы и бомбометы». (ПТА).
РИМ, 2-го (15-го) сентября. 11 наших гидроаэропланов в сопровождении одного французского гидроаэроплана и французских аэропланов энергично бомбардировали вчера батареи и авиационный ангар в Паренцо. Все аппараты возвратились к своим базам невредимыми. (ПТА).
РИМ. 2-го (15-го) сентября. Сегодня опубликовано официозное сообщение, в котором говорится:
«Новый крупный шаг вперед был совершен 1-го сентября итальянскими войсками, оперирующими на фронте от Горицы до моря. Деятельность артиллерии за последние дни стала особенно интенсивной и неприятельские линии подверглись энергичному обстрелу. В течение всего утра стрельбе мешал густой туман, но около полудня неприятельские линии начали вырисовываться в разрыве облаков и явилась возможность усилить огонь артиллерии и бомбометов, которые сосредоточенным огнем обстреляли проволочные заграждения, траншеи и пути сообщения австрийцев.
В виду того, что атмосферические условия не благоприятствовали воздушным наблюдениям, поверку результатов обстрела приходилось производить при помощи разведчиков, которые смело подходили к самым неприятельским линиям во время перерывов бомбардировки. Разведчики сообщили, что в некоторых пунктах установлены новые проволочные заграждения впереди уже известной линии оборонительных сооружений, искусно замаскированных растительностью.
«Вследствие этого батареи орудий и бомбометов стали снова обстреливать прежние препятствия и новые, которые могли воспрепятствовать наступлению итальянцев. Атака была предпринята около 3 часов дня после признания артиллерийской подготовки достаточной. Широкия бреши, пробитые артиллерией, были еще более расширены храбрыми солдатами при помощи взрывных снарядов. Во время атаки пошел дождь, вследствие которого почва на поле сражения сделалась трудно проходимой. На некоторых пунктах фронта дождь достиг силы ливня, вызвавшего местами наводнение.
Ливень, однако, не остановил порыва нашей пехоты, которая бросилась на неприятельские линии к востоку от Валлоны и победоносно поднялась по склонам, на которых австрийцы уже за несколько месяцев подготовили новую оборонительную линию. Вчерашняя итальянская атака образовала новые важные бреши в этой линии. 2 200 пленных, прошедших в тыл итальянской армии, дополнили результат этого победоносного дня. (ПТА).
Балканский фронт
КОРФУ, 1-го (14-го) сентября. Сербское официальное сообщение:
«Днем 30-го августа по нашему почину произошел интенсивный артиллерийский бой. На многочисленных пунктах наша артиллерия рассеяла выдвинутые вперед болгарские части и заняли их позиции. Бои продолжаются. Четыре болгарские атаки в ночь с 30-го на 31-е августа были совершенно отражены, в то время, как наши ночные атаки увенчались успехом». (ПТА).
КОРФУ, 2-го (15-го) сентября. Сербское официальное сообщение:
«Днем 31-го августа наше наступление продолжалось с полным успехом по всему фронту. По словам пленных, неприятель понес большие потери вследствие сильного и меткого огня нашей артиллерии. На многих пунктах неприятель, под давлением нашей пехоты, отступает. Наша пехота последовательно занимает одну за другой неприятельские позиции. Наше энергичное наступление продолжается». (ПТА).
СОЛУНЬ, 1-го (14-го) сентября. От Струмы до Манукова обычная боевая деятельность. Этой ночью англичане значительно продвинулись вперед на своем фронте, при чем они вступили в серьезный бой с германцами, который еще продолжается. Англичане взяли в плен 60 человек и захватили 9 пулеметов. На правом берегу Вардара сегодня войска продвинулись вперед на фронте протяжением приблизительно в 600 метров. Сербская армия с утра возобновила сражение. До сих пор сербами захвачено 28 орудий. Один из французских летчиков прилетел в Бухарест, сбросив по дороге, вместе со своими тремя товарищами, бомбы над Софией. (ПТА).
САЛОНИКИ, 3-го (16-го) сентября. На Струме и у подножия горы Блез развиваются местные стычки. В районе Дойрана и на обоих берегах Вардара артиллерийская перестрелка. Сербская армия на некоторых участках своего фронта продолжает атаки и заметно продвигается вперед на своем левом фланге. Правое крыло болгарской армии отодвигается назад. Выяснилось, что вчера взято 32 орудия, а не 25, как первоначально сообщалось. (ПТА).
Румынский фронт
БУХАРЕСТ, 2-го (15-го) сентября. Официальное сообщение главной квартиры:
«На северном и северо-западном фронтах происходили лишь незначительные стычки. На южном фронте, в Добрудже, идут упорные бои». (ПТА).
ОДЕССА, 2-го сентября. По сведениям из осведомленных источников, у горы Капул, наши полки в блестящей штыковой атаке взяли ряд позиций неприятеля. На добруджанском фронте идет горячий бой. Один из наших полков отбил атаки неприятеля и, перейдя в контратаку, гнал его на протяжении нескольких верст. (ПТА).
Итальянский фронт
РИМ, 4-го (17-го) сентября. Агентство Стефани опубликовало первую полную сводку военных действий итальянских войск, начиная с первых дней августа до начала сентября, охватывающий итальянское наступление на Нижнем Изонцо и подготовление наступления, увенчавшегося взятием штурмом Горицы и овладением системой неприятельских укреплений на Карсо. Военныя операции эти находятся в связи с происходившими зимой 1915—1916 г.г., когда итальянские войска овладели более удобными опорными пунктами, и когда происходило усиленное снабжение артиллерии снарядами, а также формирование новых батарей и ознакомление войск с условиями горной войны.
«Наступление в Трентино, говорится в сообщении, вызвало перемещение войск в этом направлении, а также и свободной артиллерии, однако, овладение Горицей оставалось по-прежнему главной целью всех наших операций. Вследствие этого, начиная с первой половины июня месяца, верховное командование рассматривало вопрос об избрании момента, подходящего для осуществления маневра на внутренних линиях сообщения трентинского фронта, и занималась сосредоточением войск, артиллерии и всего необходимого для перехода в наступление.
Мобилизация железных дорог для сосредоточения войск и материалов, предназначенных для наступления на нижнем Изонцо, была осуществлена в три периода. С 16-го по 14-е июля происходило предварительное передвижение, с 14-го июля по 22-е июля осуществлялся стратегический маневр, заключавшийся в тщательном, быстром и секретном осуществлении намеченных движений. После же 22-го июля происходили внезапные передвижения, вызванные тактическими соображениями. Задача наступления вдоль фронта от Саботино до моря была поручена командующему третьей армией. Вечером 21-го июля артиллерия, быстро установленная, была готова открыть огонь. 22-го июля была произведена диверсия, заключавшаяся в наступлении на участке Монфальконе.
Днем 23-го июля происходил артиллерийский бой, имевший целью испытание неприятельского фронта и проверку стрельбы. Утром 24-го июля все батареи открыли ожесточенный и точный огонь на всем фронте от Саботино вплоть до моря. В 4 часа было установлено, что первая линия неприятельской обороны была повсюду почти совершенно разрушена, после чего пехота пошла в атаку против позиций, считавшихся до тех пор неприступными. Артиллерия своим удивительно точным огнем поддерживала усилия пехоты, подвергая позиции действию разрушительного огня, равно как и неприятельские резервы, сосредоточенные позади этих позиций, в то время, как неутомимые саперные части заканчивали разрушение вспомогательных укреплений и устанавливали новые сообщения.
Неприятель, вдоль всего фронта, оказывал упорное и ожесточенное сопротивление и дорого продал доставшуюся нам победу. Более 3.000 пленных, около 10 орудий и множество пулеметов и многочисленное военное снаряжение достались нам в качестве трофеев этого первого дня славного сражения. Неприятель всеми силами пытался вернуть себе успех и в тот же вечер генерал Бороевич отдал приказ по армии, призывавший солдат уничтожить неприятеля. Приказ заканчивался следующими словами:
«Победа должна остаться за нами».
Фланговые части предмостного укрепления Горицы, Монте-Саботино и Сан-Микеле перешли в наши руки. Сражение, имевшее напряженный и кровопролитный характер продолжалось днем за обладание дальнейшими позициями. 26-го июля после победоносного боя все высоты на правом берегу Изонцо, составлявшие предмостное укрепление Горицы и гора Сан-Микеле на левом берегу реки находились в нашем прочном обладании. Линия Изонцо, ниже Тольмино, была вполне обеспечена за нами.
Утром 27-го июля наши войска вступили в Горицу, в то время как кавалерийская колонна и отряд велосипедистов объезжали равнину вокруг города, сметая последние, еще оказывавшие сопротивление, неприятельские части. 28-го июля наша пехота заняла западные склоны высот, охватывающих с востока равнину Горицы и более на юг линию Вертойбица к укреплению которой они приступили. Таким образом, в течение 3 дней мы завладели наиболее значительным пунктом неприятельской линии на фронте Изонцо после одной из самых могущественных и ожесточенных атак укрепленного пункта из всех тех, о которых упоминалось в настоящей европейской войне. В упомянутый период на остальном протяжении фронта происходили по нашей инициативе или по инициативе неприятеля небольшие военные действия, имевшие характер диверсий, или ставившие себе целью частичные исправления линии и фронта и подготовку наступления в более широком масштабе.
Из этих военных операций большее значение имеют те, которые происходили в труднопроходимой горной зоне, между Авизио и горным потоком Ванной-Чисмон, где мы имели, выдающийся успех, захватив в плен 483 человека, среди которых 6 офицеров и взяв одно орудие, один бомбомет и большое количество ружей, снарядов и военного снаряжения. Общее число пленных, взятых нами в течение августа месяца превосходит 20.000. (ПТА).
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 15 (02) сентября 1916 года
Первая мировая война. 16 (03) сентября 1916 года
Первая мировая война. 17 (04) сентября 1916 года
Первая мировая война. 18 (05) сентября 1916 года
Первая мировая война. 19 (06) сентября 1916 года
Первая мировая война. 20 (07) сентября 1916 года
|